Главная / Деятельность / Советы и Рабочие группы / Межсекционная рабочая группа по выработке рекомендаций в связи с введением в действие N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. / О нравственной ответственности библиотекаря: к вопросу о введении в действие закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

О нравственной ответственности библиотекаря: к вопросу о введении в действие закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Ирина Александровна Трушина,
заведующая отделом межбиблиотечного взаимодействия
Российской национальной библиотеки,
Руководитель Круглого стола
«Общение и профессиональная этика библиотекаря»
Российской библиотечной ассоциации

С 1 сентября 2012 г. вводится в действие Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Его положения имеют прямое отношение к работе общедоступных библиотек и заслуживают рассмотрения применимо к библиотечному обслуживанию граждан РФ от 0 до 18 лет.

Закон был принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2010 г., одобрен Советом Федерации 24 декабря 2010 г. Таким образом, до введения закона в действие прошло почти два года. Краткую официальную характеристику целей закона можно найти в справке государственно-правового управления от 3 января 2011 г., размещенной на официальном сайте Президента РФ. В частности, там говорится, что в условиях

«переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации» у детей могут сформироваться «искажённая картина мира и неправильные, порой даже опасные жизненные установки»1, и закон был принят с целью «защиты детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, а также от информации, способной развить в ребёнке порочные наклонности.»2 Поэтому закон

«вводит запрет на информацию, вызывающую у детей страх, ужас и панику, а также оправдывающую насилие и противоправное поведение. Недопустимо бесконтрольно распространять информацию, способную вызвать у детей желание употреблять наркотики, алкоголь или побуждающую к причинению вреда своей жизни и здоровью». Далее следует, что закон — «один из правовых актов, призванных создать условия для полноценного нравственного и духовного развития детей. … будет способствовать формированию гармоничной и психологически устойчивой личности каждого ребёнка, бережному и грамотному воспитанию детей на идеях добра и справедливости. … не преследует целей оградить детей от проблем и сложностей современной жизни и создать иллюзию, что в мире не существует зла, насилия, смерти»3, однако любая информация должна поступать к детям лишь в соответствии с их возрастом, и в настолько деликатной форме, насколько это соответствует их возрастному развитию.

С большой долей вероятности закон задумывался в целях регулирования потоков информации в средствах массовой информации и в Интернете. Однако к местам распространения и оборота информации в законе относятся также и библиотеки, и этот факт предполагает необходимость внесения серьезных изменений в библиотечную работу.

Не сразу приходит понимание, что закон в большей степени создаст трудности не для детских библиотек (где работа с детьми в условиях информационного общества уже налажена достаточно хорошо4), а для библиотек общедоступных, где читателями становятся граждане с четырнадцати лет, или, где есть доступ для детей.

Необходимо также сразу сказать, что доля неопределенных в законе понятий и механизмов, размытых и противоречивых определений такова, что большая его часть приобретает не правовое, а этическое значение. А когда нет жестких правовых ограничений, многое зависит от этического самоопределения библиотекаря, от меры его нравственной ответственности.

Для начала предлагаю определиться с основными понятиями рассматриваемого нами закона. Первое и самое важное в данном контексте: закон имеет прямое отношение к библиотекам. Об этом говорится в пункте 12 ст. 2 закона: «оборот информационной продукции — предоставление и (или) распространение информационной продукции, включая …. выдачу из фондов общедоступных библиотек…».

Следующее понятие, требующее определения, это объект закона, то есть дети. Но такого определения в законе нет. Единственное, что становится ясным, — это возрастные категории, о которых идет речь в законе (п. 3, ст. 6):

– дети, не достигшие шести лет,

– дети, достигшие шести лет,

– дети, достигшие двенадцати лет

– дети, достигшие шестнадцати лет.

Таким образом, можно предположить, что под определением «дети» подразумеваются личности от нуля до шестнадцати лет. Однако мы знаем, что в Российской Федерации дети – это граждане до 18 лет. Кроме того, в различных пояснительных документах и в проектах законов, имеющих отношение к рассматриваемому нами закону, имеется формулировка «информационная продукция для детей старше 16 лет»5, и «5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, — в виде цифры "18" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "запрещено для детей"»6.

В аналогичном Модельном законе СНГ 2009 г. нужное нам определение есть: «дети — лица, не достигшие 18-летнего возраста»7. Таким образом, можно предположить, что и в рассматриваемом нами законе, речь идет о детях не до 16 лет и достигших этого возраста, а о детях до 18 лет.

Сфера действия закона. Для библиотек имеет значение, что закон не распространяется на:

– оборот информационной продукции, содержащей научную, научно - техническую, статистическую информацию;

– распространение информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена ФЗ № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и другими федеральными законами;

– оборот информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества;

– рекламу.

Предпоследнее положение в своей основе имеет значительную долю здравого смысла, однако содержит и большую часть субъективизма. Определения «информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества» — в законе нет. Значит, необходима экспертная оценка. Общие требования к экспертизе предусматриваются в ст. 17—19

Главы 4. Для библиотек федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ для принятия решений по экспертной оценке информации, очевидно, будет являться Министерство культуры. Но полной ясности по всем возникающим отсюда вопросам пока нет.

В законе также нет механизма проведения экспертизы.

В Плане мероприятий по реализации ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 16.03.2011 № 427-р, есть пункт о разработке и принятии акта уполномоченного федерального органа исполнительной власти об установлении порядка проведения экспертизы информационной продукции экспертами или экспертными организациями. То есть должен существовать утвержденный порядок проведения экспертизы. Но мне его найти не удалось. В Плане также говорится и о необходимости принятия акта о порядке возмещения расходов по проведению экспертизы, и о порядке присвоения знака информационной продукции.

Однако здесь мы уже можем опираться на принятый Госдумой 11 июля 2012 г. Федеральный закон №139-ФЗ: «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступивший в силу 30 июля 2012 г.), где вносятся поправки по проведению экспертизы информационной продукции8.

Данным законом вносятся изменения в статью 17 «Общие требования к экспертизе информационной продукции» рассматриваемого нами закона. Регулируется порядок проведения экспертизы в части порядка аккредитации экспертов; доступности реестра аккредитованных экспертов и экспертных организаций; возможности оспорить результаты экспертизы. Оплату экспертизы должен производить заказчик, то есть в случае необходимости такой процедуры в библиотеке — сама библиотека. Порядок проведения экспертизы информационной продукции устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Срок проведения экспертизы информационной продукции не может превышать тридцать дней с момента заключения договора о ее проведении. Информация о проведенной экспертизе информационной продукции и ее результатах размещается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в на своем официальном веб-сайте в течение двух рабочих дней со дня получения экспертного заключения.9

Знак информационной продукции. Все поступления в общедоступные библиотеки, выпущенные в оборот с 1 сентября 2012 г., должны иметь знак информационной продукции на самой продукции и (!) в каталогах информационной продукции (п. 4, Ст.12).

Для библиотек имеет значение, что исключение здесь составляют: учебники, учебные пособия, рекомендуемые или допускаемые к использованию в образовательном процессе в соответствии с законами РФ в области образования и периодика общественно- политического или производственно-практического характера.

Размещают знак, в соответствии с законом, производитель и распространитель информационной продукции. (п.2, Ст.12). На знаке должно быть указано, какой возрастной категории детей (0-6 лет, 6-12 лет, 12-16 лет) разрешается иметь доступ к данному конкретному информационному продукту.

В принятом в июле 2012 г. уже упоминавшемся законе №139 вносятся поправки в статью 12. Обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется: для детей до 6 лет — в виде знака «0+»; для детей от 6 в виде знака «6+» и (или) текстового предупреждения «для детей старше шести лет»; для детей от 12 лет — в виде знака «12+» и (или) текстового предупреждения «для детей старше 12 лет»; для детей от 16 лет — в виде знака «16+» и (или) текстового предупреждения «для детей старше 16 лет»; информационная продукция, запрещенная для детей — в виде знака «18» и (или) текстового предупреждения «запрещено для детей».

Однако пока не ясно, кто именно должен нести ответственность за отсутствие знака, производитель или распространитель, то есть библиотека? Обязана ли библиотека присваивать знак информационной продукции, если получает ее от производителя или другого распространителя без знака (значит должна появиться соответствующая служба в библиотеке), или в случае невозможности выполнения этого требования библиотека вообще не может получить/купить некатегоризированную продукцию? И как быть с размещением знака в каталоге? Необходимо ввести новое поле в библиографическую запись?

При этом не только организация комплектования общедоступных библиотек потребует введения изменений, в соответствии с рассматриваемым нами законом. Необходимо вводить также «административные и организационные меры», применять «технические и программно-аппаратные средства защиты детей от указанной информации» (п. 2, Ст. 11), требования к которым устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, к организации библиотечного обслуживания читателей общедоступных библиотек в возрасте до шестнадцати лет и достигших шестнадцати (то есть до восемнадцати?).

То есть, во-первых, в местах доступа детей к Интернету должны быть установлены фильтры, а во-вторых, должны введены некие правила доступа детей в библиотеке к определенным видам материалов (включая лишь те, что были выпущены после 1 сентября 2012 г.).

Установка Интернет-фильтров в библиотеке необходима, как с точки зрения объемов трафика, так и с точки зрения соблюдения рассматриваемого нами закона. Хотя известно, что фильтры далеко не совершенны. Поэтому многие библиотекари концентрируют свое внимание на разъяснительном, обучающем подходе, когда для пользователей разрабатываются методические рекомендации по необходимости соблюдения определенных правил личной безопасности в Интернете. Подобные рекомендации были разработаны недавно и Google10. Детские библиотеки предлагают своим читателям методички «Как вести себя в сети», «Информационная безопасность детей», специальные сайты для детей.

Однако если вопросы Интернет-фильтрации и рекомендации поведения в Интернете разрабатываются российскими библиотекарями уже в течение ряда лет, совсем не ясно, как административно ограничить читателей до восемнадцати в общедоступной библиотеке в условиях открытого доступа от информации им не предназначенной по закону. Это нарушает равенство прав пользователей библиотек, декларируемое в различных международных и российских документах, включая Кодекс этики российского библиотекаря (2011 г.). Представьте себе возмущение юноши 16—18 лет (или 14-15), которому библиотекарь заявляет, это книжка не для тебя, нужно немного подрасти. Возможно, он придет в библиотеку в следующий раз с мамой или папой, а возможно не придет совсем.

Наверное, не трудно будет работать с детьми, в соответствии с законом, в тех библиотеках, где есть детские зоны обслуживания. Хотя и они также должны быть поделены на подзоны по градации 0—6, 6—12, 12—16 и старше. Это можно расценивать в пользу детских библиотек.

Что конкретно запрещается в законе? Здесь мы встречаемся с наиболее размытыми и противоречивыми определениями.

Запрещена для распространения среди детей, а соответственно и для выдачи в общедоступных библиотеках информация:

- побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью (в том числе к самоубийству);

- побуждающая к употреблению наркотических, психотропных средств, табачной, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- побуждающая к принятию участия в азартных играх, занятиям проституцией, бродяжничеством, попрошайничеством;

- оправдывающая насилие и жестокость, побуждающая к насилию над людьми и животными; содержащая нецензурную брань; порнография.

Это неоспоримый, с точки зрения родителя и воспитателя, набор требований. Но, кроме этого, запрещается распространение информации:

- отрицающей семейные ценности и формирующей неуважение к родителям и другим членам семьи;

- оправдывающей противоправное поведение.

И это уже не совсем однозначные формулировки по отношению к мировой художественной литературе и драматургии, где вечными темами стали «отцы и дети» или противоправное поведение героя авантюрной и приключенческой литературы, где герой во имя идейных ценностей преодолевает нормы права (Робин Гуд, очевидно, не для детей до 16 лет, если только не найдется источников, доказывающих культурно-историческую ценность истории человека, которого в Англии называли «outlaw»).

Достаточно яркий и, в сущности, забавный пример я нашла в докладе Н.В.Громовой на круглом столе по тематике данного закона в Национальной библиотеке Чувашской республики в феврале 2012 г.: «В эти рамки …попадает Карлсон, который живет на крыше. Он склоняет Малыша к бродяжничеству, затаскивает его на крышу (действие, могущее причинить вред здоровью), ворует плюшки (оправдание противоправного поведения и всем своим поведением формирует неуважение к родителям). А персонажи русских народных сказок (Баба Яга, Леший, Домовой, Кощей Бессмертный) будут доступны только детям старше 12 лет (они – вымышленные существа, к тому же могут вызвать появление у ребенка устойчивых страхов, ведь родители часто пугают ими детей). «Бременских музыкантов» теперь вообще можно будет отнести к возрастной категории «после 16 лет», ведь в этом мультфильме воспевается романтика бродяжничества, что может спровоцировать ребенка к такому поведению. И это притом, что данная продукция рассчитана как раз на детей младшей возрастной категории.»11

Действительно, интересно поразмышлять, какая литература, какие фильмы и журналы будут доступны в общедоступных библиотеках и для какого возраста, кто и каким образом должен маркировать информационную продукцию.

Эти вопросы мы попытались обсудить 15 мая 2012 г. в Перми на Всероссийском библиотечном конгрессе на заседании Круглого стола «Общение и профессиональная этика библиотекаря», Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования и Секции по библиотечной политике и законодательству. То, что Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» рассматривался именно на этих секциях РБА обусловлен именно тем, что он затрагивает не только правовые аспекты деятельности библиотек, но и этические и не имея четких определений и установок по его внедрению, оставляет большое поле для нравственной ответственности библиотекаря, его этического самоопределения. Участники заседания согласились с тем, что необходимо определение четкой и взвешенной позиции библиотечного сообщества, в лице Российской библиотечной ассоциации, по реализации данного закона. По итогам заседания было принято решение о необходимости подготовки рекомендательного документа по деятельности общедоступных библиотек в рамках данного закона. Ответственными за его разработку были назначены Круглый стол «Общение и профессиональная этика библиотекаря», Секция библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования, Секция публичных библиотек и Секция детских библиотек.

В заключение хотелось бы сказать, что федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» — это первый закон периода современного российского законодательства (а именно со времени принятия Конституции РФ 1993 г.) полностью посвященный ограничениям в доступе к информации, то есть цензуре. До сих пор российское законодательство новейшего времени (периода с 1991 гг.) развивалось по принципу всеобщей доступности информации и запрета цензуры (Ст. 29 Конституции РФ, 1993; Ст. 12 Федерального закона «О библиотечном деле», 1994; Ст. 3 Федерального закона «О средствах массовой информации», 1991; Ст. 10 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», 1995; Ст. 3

Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации», 2006). С 2002 г. ограничения на доступность информации коснулись распространения экстремистских материалов, в соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» (2002), но при этом ограничивается доступ к конкретным материалам, включенным в список на основании судебных решений, а не к общему потоку литературы и информации.12

Со времени принятия ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и внесения изменений, в соответствии с ним, в другие законодательные акты в России, очевидно, начинается совершенно новый этап государственного регулирования вопросов доступности информации, в том числе в общедоступных библиотеках. Необходимо отметить также, что аналогичный Модельный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» был принят Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ в 2009 г.

О переосмыслении государственной властью политики всеобщего доступа к информации свидетельствует также обсуждение в Государственной Думе РФ проекта Федерального закона № 89417-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты РФ (по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет)». 9 июня 2012 г. проект был внесен на рассмотрение Госдумы уже во втором чтении. Суть законопроекта, в соответствии с Пояснительной запиской к нему, во введении дополнений и разъяснений в упомянутый выше

Федеральный закон № 436 «для его эффективной реализации»13. В проекте предлагается также «создание Единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен и (или) универсальных указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, запрещенную к распространению на территории Российской Федерации», в который будут включаться сайты в сети Интернет, страницы сайтов в сети Интернет, на которых распространяется запрещенная информация»14. Таким образом, речь идет о возможности государственного регулирования и введения ограничений на доступ к информации в Интернете средствами блокирования сайтов попавших в реестр.

В современных условиях формирования информационного общества, гражданского общества, библиотекари не могут оставаться в стороне от происходящих изменений в сфере предоставления информации и в сфере регулирования этих процессов. Требуется и компетентность, и определение профессиональной позиции, и нравственная ответственность за то, что мы делаем как профессионалы.

Библиография:

1 Президент подписал Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Справка государственно-правового управления // Президент РФ. Официальный сайт. [Электронный ресурс] Режим доступа http://kremlin.ru/acts/9996

2 Там же.

3 Там же.

4 См. например, Чудинова В.П. Дети в киберпространстве: «вызовы» для библиотекарей //

Библиотековедение. — 2009. — № 5. — С.39—45.

5 Проект Федерального закона № 89417-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты РФ. 9 июня

2012 г. проект был внесен на рассмотрение Госдумы во втором чтении.

6 Федеральный закон №139 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28 июля 2012 г. Принят Государственной Думой РФ 11 июля 2012 года, Одобрен Советом Федерации РФ 18 июля 2012 г. // Российская газета. Фед. вып. 5845 [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.rg.ru/2012/07/30/zakon-dok.html

7 Модельный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», принят

Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ в 2009 г.

8 См. о вносимых поправках в правовом обзоре за июль 2012 на сайте РБА На сайте РБА

http://www.rba.ru/content/activities/address/index.php

9 Федеральный закон №139 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от

28 июля 2012 г. // Российская газета. Фед. вып. 5845 [Электронный ресурс] Режим доступа

http://www.rg.ru/2012/07/30/zakon-dok.html

10 Google. Это полезно знать // Google. [Электронный ресурс] Режим доступа

http://www.google.ru/goodtoknow/

11 Громова Н.В. Нравственное воспитание детей и подростков в свете Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Доклад на Круглом столе «Обеспечение защиты прав детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию», 8 февраля 2012, Национальная библиотека Чувашской Республики // Министерство культуры Чувашии. Официальный сайт. [Электронный ресурс] Режим доступа http://gov.cap.ru/home/12/1/2012/doc/3.doc

12 См. подробнее: Трушина И.А. Цензура в российских библиотеках сегодня: право и этика // Цензура в

России: история и современность. Сб. науч. тр./ РНБ, СПб филиал ИИЕиТ РАН. — СПб.: Изд-во «Рос. нац. б-ка», 2011. — С. 73-81.

13 Пояснительная записка к проекту Федерального закона № 89417-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты РФ (по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет)» // Государственная Дума Федерального Собрания РФ. Официальный сайт. Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности [Электронный ресурс] Режим доступа

http://asozd.duma.gov.ru/work/dz.nsf/ByID/F76D61A06D5DB63743257A1600479905/$File/%D0%9F%D0%BE% D1%8F%D1%81%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20% D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0.rtf?OpenElement

14 Там же.

Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2024 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru