Обращение по поводу проблем, обусловленных применением норм Федерального закона от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
Исх. № 1 от 09 января 2013г.
Министру культуры Российской Федерации
В.Р.Мединскому
д.7/6, стр.1,2, М.Гнездниковский пер.
г. Москва, 125993 ГСП-3, факс (495) 629-72-69
Уважаемый Владимир Ростиславович,
Российская библиотечная ассоциация представляет интересы библиотечного сообщества России и читателей российских библиотек. Просим Вас оказать содействие в решении проблем, обусловленных применением норм ФЗ № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее ФЗ-№ 436) от 29 декабря2010 г. в библиотеках России, в связи с тем, что в Положении «О Министерстве культуры РФ», утвержденном Постановлением Правительства РФ №590 от 20 июля 2011 года на Министерство культуры возлагаются полномочия по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением требований законодательства в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Деятельность библиотек по внедрению ФЗ- №436 выявила непреодолимые проблемы его реализации. Первая проблема — обязательность возрастной классификации информационной продукции, выдаваемой из фондов общедоступных библиотек.
В понятие «информационная продукция», оборот которой регулирует ФЗ-№ 436, включены — печатная продукция, аудиовизуальная продукции на любых видах носителей, базы данных, продукция средств массовой информации, которыми комплектуются библиотеки России. Несмотря на то, что размещение знака на печатной продукции, выпущенной в оборот до дня вступления в силу по ст.23, п.2 ФЗ- № 436 не требуется, маркировать придется все экземпляры документов библиотечного фонда, чтобы организовать их выдачу в соответствии с возрастом. Совокупный фонд общедоступных библиотек России насчитывает 2 млрд. книг, огромные массивы аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, базы данных, продукцию средств массовой информации, которые должны иметь возрастную маркировку независимо от срока поступления в фонды. Исполнение норм Закона библиотеками, во-первых, потребует от государства миллиардных затрат, во-вторых, нарушит права граждан на доступ к информации, ведь библиотеки вынуждены будут временно прекратить выдачу информационной продукции, не прошедшей классификацию.
Не менее острой проблемой можно считать дополнительные требования к обороту информационной продукции, изложенные в п.3, ст.16. Применительно к библиотекам они означают, что информационная продукция, запрещенная для детей, не только не допускается к распространению в детских библиотеках (что обоснованно), но и на расстоянии не менее чем сто метров от границ территорий детских библиотек. Однако распространенной моделью библиотечного обслуживания населения России, является наличие в структуре общедоступной библиотеки отделов, обслуживающих как взрослых, так и детей, расположенных в одном здании. Чтобы соблюсти требование Закона и удалить от детей запрещенную информационную продукцию на расстояние в 100 метров потребуются не менее разорительные государственные затраты для перевода детских отделов в помещения других зданий.
Просим Вас дать правовые разъяснения по организации работы библиотек в данных правовых условиях.
Президент РБА В.Р.Фирсов