Заседание секции 19. Секция школьных библиотек
IX Ежегодная сессия Конференции РБА, Новосибирск, 18.05.2004-21.05.2004
20.05.2004г.
Заседание проходило в конференц-зале гимназии № 1 г. Новосибирска. В нем приняли участие 82 человека. Заслушаны 8 докладов, состоялись 2 презентации. Большинство докладов отразили высокий уровень работы школьных библиотек по обеспечению информацией образовательного процесса.
Так, в докладе "Школьная библиотека - центральная часть информационного образовательного пространства" заведующий читальным залом гимназии № 1 г. Новосибирска Н.В. Крук представила проектную деятельность библиотеки, гармоничное проникновение в библиотечную работу новых информационных технологий. Доклад был проиллюстрирован слайдами. Высокий уровень компьютеризации подтверждает наличие сайта библиотеки в Интернет, разработанном учащимися гимназии. О желании постоянно совершенствовать свою работу свидетельствует заключение договора о сотрудничестве между библиотекой гимназии и Кемеровском государственным университетом культуры и искусств (КГУКИ).
Н.И. Гендина, проректор по научной работе КГУКИ, в своем докладе представила школьную библиотеку как центр формирования информационной культуры личности. Принципиально поставлен вопрос не о наличии библиотечно-библиографических знаний и приобретении информационной грамотности, но о формировании информационной культуры личности, как о более высоком уровне адаптации в современном мире. В докладе отмечены два условия для качественной работы в этом направлении: наличие информационных ресурсов на различных носителях и профессиональная готовность библиотекаря формировать информационную культуру.
Тему школьной библиотеки в условиях модернизации системы образования представила доцент КГУКИ Г.А. Стародубова. Школьная библиотека с помощью мультимедийных продуктов обеспечивает успешную педагогическую деятельность, сопровождает освоение учебных программ. В связи с этим все более актуальной становится проблема повышения компетентности специалистов, работников библиотек поселков и сел в области компьютерных технологий.
Конкретную роль медиатек в образовательном процессе обрисовали заведующий медиатекой гимназии № 2 г. Новосибирска Г.В Дунаева и заведующий библиотекой Информационно-экономического лицея Н.М. Томилова. Грамотно укомплектованный фонд позволяет подкрепить информационными ресурсами каждый раздел различных учебных предметов. Ресурсы рассчитаны как на младшие, так и на старшие классы. Сотрудничество в мультимедийной среде способствует взаимопониманию учителей и учеников. Медиатеки оказывают информационную и техническую поддержку участникам дистанционных проектов, реализуемых различными образовательными организациями, а также помогают учащимся и педагогам в их проектной и исследовательской деятельности, в создании презентаций.
Мощную структуру библиотечно-информационного центра, огромные реализуемые возможности и качественное сопровождение обучения представила в своей презентации заведующий БИЦ Красноярской университетской гимназии "Универс" № 1 Л.А. Федосова. Информативной и приятно украшенной юмором оказалась презентация "Открытый мир американских библиотек", подготовленная заведующей библиотекой Ненецкой общеобразовательной средней школы Ириной Коткиной. В представленных на заседании Секции докладах демонстрировалась качественная работа школьных библиотек, медиатек, медиацентров и библиотечно-информационных центров, которая способствует обновлению содержания образования и формированию необходимых компетенций ученика и учителя.
Так, в докладе "Школьная библиотека - центральная часть информационного образовательного пространства" заведующий читальным залом гимназии № 1 г. Новосибирска Н.В. Крук представила проектную деятельность библиотеки, гармоничное проникновение в библиотечную работу новых информационных технологий. Доклад был проиллюстрирован слайдами. Высокий уровень компьютеризации подтверждает наличие сайта библиотеки в Интернет, разработанном учащимися гимназии. О желании постоянно совершенствовать свою работу свидетельствует заключение договора о сотрудничестве между библиотекой гимназии и Кемеровском государственным университетом культуры и искусств (КГУКИ).
Н.И. Гендина, проректор по научной работе КГУКИ, в своем докладе представила школьную библиотеку как центр формирования информационной культуры личности. Принципиально поставлен вопрос не о наличии библиотечно-библиографических знаний и приобретении информационной грамотности, но о формировании информационной культуры личности, как о более высоком уровне адаптации в современном мире. В докладе отмечены два условия для качественной работы в этом направлении: наличие информационных ресурсов на различных носителях и профессиональная готовность библиотекаря формировать информационную культуру.
Тему школьной библиотеки в условиях модернизации системы образования представила доцент КГУКИ Г.А. Стародубова. Школьная библиотека с помощью мультимедийных продуктов обеспечивает успешную педагогическую деятельность, сопровождает освоение учебных программ. В связи с этим все более актуальной становится проблема повышения компетентности специалистов, работников библиотек поселков и сел в области компьютерных технологий.
Конкретную роль медиатек в образовательном процессе обрисовали заведующий медиатекой гимназии № 2 г. Новосибирска Г.В Дунаева и заведующий библиотекой Информационно-экономического лицея Н.М. Томилова. Грамотно укомплектованный фонд позволяет подкрепить информационными ресурсами каждый раздел различных учебных предметов. Ресурсы рассчитаны как на младшие, так и на старшие классы. Сотрудничество в мультимедийной среде способствует взаимопониманию учителей и учеников. Медиатеки оказывают информационную и техническую поддержку участникам дистанционных проектов, реализуемых различными образовательными организациями, а также помогают учащимся и педагогам в их проектной и исследовательской деятельности, в создании презентаций.
Мощную структуру библиотечно-информационного центра, огромные реализуемые возможности и качественное сопровождение обучения представила в своей презентации заведующий БИЦ Красноярской университетской гимназии "Универс" № 1 Л.А. Федосова. Информативной и приятно украшенной юмором оказалась презентация "Открытый мир американских библиотек", подготовленная заведующей библиотекой Ненецкой общеобразовательной средней школы Ириной Коткиной. В представленных на заседании Секции докладах демонстрировалась качественная работа школьных библиотек, медиатек, медиацентров и библиотечно-информационных центров, которая способствует обновлению содержания образования и формированию необходимых компетенций ученика и учителя.
Рекомендации Секции
1. Активизировать представительство Секции школьных библиотек на сайте РБА и в Интернет, в т.ч. обеспечить и поддержать работу Секции школьных библиотек в августовском интернет-педсовете.
2. Одобрить заочное обучение школьных библиотекарей в режиме дистанционного обучения, организованное Факультетом педагогического образования Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Педагогическим университетом "Первое сентября" и газетой "Библиотека в школе", как способствующее не только повышению их квалификации, но и консолидации сообщества школьных библиотек.
О.В. Козлова,
Председатель Секции школьных библиотек