Заседание секции 09/10. Секция библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования
X Ежегодная сессия Конференции РБА, Санкт-Петербург, 23.05.2005-28.05.2005
25.05.2005г.
На заседании секции присутствовало 47 человек, представители библиотек разных форм собственности, Санкт-Петербургского, Московского, Кемеровского вузов культуры и искусств.
Были обсуждены следующие проблемы:
Общественная профессиональная сертификация программ повышения квалификации библиотечных работников (докладчик Т.Я. Кузнецова). Секцией в соответствии с планом ведется разработка пакета документов, включающих Положение о сертификации, состав общероссийской комиссии по сертификации. Основным разработчиком в докладе были определены задачи и принципы оценки программ дополнительного образования
Э.Р. Сукиасян поставил вопрос о необходимости разработки общегосударственной программы «Профессия – библиотекарь». Предложил некоторые неординарные пути ее решения.
Ряд докладов был посвящен проблемам высшего профессионального образования. Перспективы совершенствования системы высшего библиотечного образования в России были определены в докладе А.М. Мазурицкого, директора Библиотечно-информационного института (Московский государственный университет культуры и искусств). Особо острое обсуждение вызвали выступления, затрагивающие вопросы подготовки информационных специалистов разных квалификаций и их использования в библиотеках. (И.С. Пилко, профессор, заведующий кафедрой (Кемеровский государственный университет культуры и искусств); Е.П. Сударикова, декан библиотечно-информационного факультета, Л.В.Трапезникова, заведующий кафедрой автоматизированных библиотечно-информационных технологий (С.-Петербургский государственный университет культуры и искусств). Проблемы заочного обучения были рассмотрены в выступлении Н.Г. Донченко, декана заочного отделения, С.-Петербургский государственный университет культуры и искусств). О роли вузов культуры в системе переподготовки библиотечно-информационных специалистов говорила К.В. Ивина, заместитель декана Библиотечно-информационного института (Московский государственный университет культуры и искусств).
Повышение квалификации кадров в библиотеках обсуждалось в докладах С.В.Олефир, заместителя директора Централизованной системы детских и школьных библиотек г. Озерска (Челябинская область) и В.В.Григорьевой, заместителя директора Национальной библиотеки Чувашской Республики. Оригинальный подход к анализу профессиональных требований к профессии библиотекаря продемонстрировали в своем выступлении «Профессия – Библиотекарь Играющий: составляющие и векторы развития» Н.В.Логинова и М.В. Ивашина, сотрудники Свердловской областной библиотеки для детей и юношества,
На заседаниях секции стало уже традицией подробно знакомиться с опытом работы по направлению организаций Библиотечной столицы. Вот и на этот раз Т.М. Некрасова, директор Учебного центра, Российской национальной библиотеки, подробно рассказала о его работе.
На совместном заседании Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования, Секции по библиотечному менеджменту и маркетингу и Секции по научно-исследовательской работе Е.В.Смолиной, заведующей Научно-исследовательским отделом Российской национальной библиотеки, был сделан доклад о научном обеспечении процессов управления, обсужден вопрос о необходимости разработки стандартов профессиональной компетентности, поставленный С.Д. Колегаевой, ведущим научным сотрудником. НИО библиотековедения Российской государственной библиотеки. Заслушано сообщение Т.В. Коморовской, директора Научно-технической библиотеки Сибирского государственного технологического университета, по теме «Повышение профессионального потенциала персонала как фактор развития библиотеки».
Состоялись презентации: книги Э.Р. Сукиасяна, главного редактор ББК, Российская государственная библиотека (НИЦ развития ББК РГБ) «Библиотечная профессия. Кадры. Непрерывное образование» (М.: ФАИР-Пресс, 2004. – 450 с.), изданной под грифом Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования; дистанционной системы обучения Сибирского регионального центра непрерывного библиотечного образования; системы клиентоориентированной кадровой политики библиотек. (Т.В. Ляшенко, директор, Центр автоматизированных технологий «Ростехноком», (С.-Петербургский государственный университет культуры и искусств).
Участниками заседаний были приняты следующие решения и рекомендации:
— Создать рабочую группу по разработке предложений по пересмотру тарифно-квалификационных требований.
— Способствовать совершенствованию государственных образовательных стандартов на высшее и среднее специальное библиотечное образование.
— Рекомендовать к утверждению, разработанные Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования документы: Положение о федеральном центре дополнительного образования, Положение о Центре дополнительного образования федерального округа, Порядок сертификации образовательных программ.
— Продолжить работы по поддержанию информационной базы по непрерывному образованию библиотекарей (Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования).
— Выступить с инициативой формирования государственного заказа на подготовку информационно-библиотечных специалистов и восстановления системы государственного распределения выпускников учебных заведений.
Е.Б. Соболева,
председатель Секции библиотечной профессии,
кадров и непрерывного образования