Заседание секции 16. Секция детских библиотек
X Ежегодная сессия Конференции РБА, Санкт-Петербург, 23.05.2005-28.05.2005
26.05.2005г.
Тема заседания: «Детская библиотека и особенности жизни провинциальных детей с книгой и без книги. Стратегии социального партнерства».
На заседании были остро заявлены проблемы роста профессионального сознания и самопознания, корпоративной поддержки и сотрудничества в рамках РБА.
В ходе дискуссий и обсуждения докладов было выявлено общее мнение – «кризис чтения», о котором так долго и упорно говорится на всех уровнях, – не более чем миф. Равно как и миф о России (в прошлом), как стране «самой читающей в мире». Аналогичных мифов, активно обсуждающихся на страницах печати, много: «компьютер вытеснил чтение», «деловое чтение преобладает над свободным» и пр. Реальная ситуация значительно сложнее. Дети читают тогда, когда у них есть время для чтения; есть что и где читать; есть грамотные посредники, проводники чтения.
В значительной части удаленных от крупных городов территорий многие сельские библиотеки годами не могут обновить свои фонды. Практически ликвидирована сеть книжных магазинов. Реальность – крайне низкий уровень материальной базы, автоматизации, информационная бедность. Зачастую – отсутствие профессионализма у специалистов провинциальных библиотек, поскольку средств на непрерывное образование, обучение, подписку на профессиональную печать не выделяется
Однако миф о «кризисе чтения» существует и чрезвычайно мешает работе библиотек, принижает социальную эффективность библиотечной деятельности. Если в стране так долго существует «кризис чтения», то, следовательно, роль библиотек весьма незначительна? Значит, они не могут влиять на изменение ситуации в обществе? В таком случае – имеет ли смысл государству поддерживать эти учреждения?
В выступлениях Н.В. Логиновой, заведующего рекламно-издательским сектором Свердловской областной библиотеки для детей и юношества, Л.В. Красновой, директора Челябинской областной детской библиотеки, Л.И. Дегтеревой, заведующего координационно-методическим отделом Липецкой областной детской библиотеки был продемонстрирован опыт равноправного социального партнерства библиотек и власти, библиотек и социальных институтов в поддержку детского чтения.
Что специалисты детских библиотек страны могут сделать сегодня для поддержки статуса библиотеки и чтения? Важно инициировать серьезные корпоративные проекты по продвижению чтения, сделать литературу предметом широкого обсуждения, популяризировать лучших авторов (проблема отбора чрезвычайно актуальна), быть в курсе тенденций развития литературы, обратить интерес общественности, всего социума (на уровне регионов и страны в целом) к проблемам, которые возникают у «нечитающей нации».
По предложению заместителя директора Российской государственной детской библиотеки Е.В. Куликовой члены Секции приняли решение проводить ежегодный профессиональный общероссийский мониторинг книжной продукции для детей, лоббировать интересы литературы для детей на всех уровнях, проводить творческие конкурсы.
С такой задачей способен справиться только специалист, озабоченный непрерывным профессиональным образованием, совершенствованием информационных, интеллектуальных, творческих технологий, владеющий основами новой библиотечной философии и политики, корпоративной культуры, умением работать в команде. В подготовке таких специалистов немаловажную роль должны сыграть региональные библиотеки для детей и юношества. Требует дальнейшего изучения реальная картина чтения детей (не только в библиотеках).
Н.С. Волкова,
председатель Секции