Заседание секции 16. Секция детских библиотек
V Ежегодная сессия Конференции РБА, Тверь, 16.05.2000-21.05.2000
18.05.2000г.
Заседание секции проходило на базе Тверского областного центра детского и семейного чтения им. А. С. Пушкина. Сообщения директора Центра Н. А. Наумовой и заведующей организационно-методическим отделом А. С. Прониной, экскурсия по библиотеке, выставка материалов, раскрывающая деятельность областного центра и детских библиотек области, показательное мероприятие, при открытости и гостеприимстве хозяев, позволили представить целостную картину развития Центра. Именно центр детского и семейного чтения на базе областной детской библиотеки пожелали иметь тверичане по результатам социологического исследования, проведенного несколько лет тому назад.
В его деятельности сегодня клуб «Аистенок» для малышей, система программ развития читателей в соответствии с их возрастными особенностями «Ступеньки», программы «С чего начинается радость», «Милосердие» для детей-инвалидов, «Воскресные семейные посиделки» и т. д. Тверскую областную библиотеку – Центр детского и семейного чтения - отличает стремление к серьезным исследованиям. Завершено очередное исследование «Портрет читателя 2000 года». В настоящее время библиотека обновила парк компьютеров и определяет свои перспективы в информатизации.
Атмосфера заинтересованности, прагматизма, профессиональной консолидации, проявившаяся на заседании Секции, была обусловлена актуальностью обсуждаемых проблем: как утвердить статус детской библиотеки как субъекта информационного общества, развивающего ребенка в информационном пространстве? Что человек может получить в детстве для того, чтобы состояться во взрослой жизни в этом пространстве? Как строить партнерские связи, чтобы обеспечить успех ребенка в коммуникативном мире?
«Права детей на информацию и детские библиотеки» - доклад заведующей организационно-методическим отделом ГРДБ Н. В. Бубекиной, открывшей круглый стол «Библиотека, информация, личность читателя-ребенка», отличался особой остротой поставленных проблем. С позиций основных положений «Конвенции ООН о правах ребенка» (10-летие подписания которой СССР, а затем и Россией отмечается в этом году), и на основе анализа современного положения детских библиотек РФ представлена картина возможностей обеспечения ими права ребенка на свободный доступ к информации. При увеличении количества пользователей сужается информационная база многих детских библиотек:
- проблема комплектования комплектования фондов настолько серьезна, что если ее не решать в ближайшие годы, – детские библиотеки погибнут;
- детские библиотеки оказались вне всероссийской программы информатизации библиотек. Ситуация несколько выравнивается за счет понимания, энтузиазма и неимоверных усилий отдельных, в основном крупных, библиотек;
- само право на развитие ребенка в детских библиотеках, закрепленное Федеральным законом «О библиотечном деле» (это право обеспечивает специализированное обслуживание в детских библиотеках), с трудом приходится отстаивать не только перед местными властями, но и в своей профессиональной среде - перед коллегами из библиотек для взрослых.
«Детская библиотека как информационный центр по проблемам детства: новые и традиционные технологии» – тема многих выступлений участников «круглого стола». Были представлены разнообразные концепции информационных центров, принципы их создания, приоритеты в направлениях и содержании деятельности.
Заместитель директора Свердловской областной библиотеки для детей и юношества С. М. Гришина, осмысливая пятилетний опыт функционирования Информационного центра по проблемам детства и юношества, акцентировала внимание коллег на осознание ценности совокупных традиционных и нетрадиционных ресурсов в создании системы их раскрытия и продвижения. В основе деятельности Центра – формирование электронных баз данных для подрастающего поколения по правовой поддержке, вопросам образования, краеведению и осуществление системы информационно-библиографических изданий:
- для культурно-образовательного развития детей и юношества (серия путеводителей по энциклопедиям, календарь знаменательных дат и др.);
- по актуальным социальным проблемам («Чтобы не умереть молодым» – наркомания, СПИД);
- в помощь взрослым, работающим с детьми (серия литературных сценариев в тематическом многообразии).
Директор Саратовской областной библиотеки для детей и юношества им. А. С. Пушкина, библиотеки-лидера в компьютеризации среди детских библиотек, Л. И. Алиферова поддержала и развила обсуждаемые проблемы, представив пройденный путь компьютеризации своей библиотеки – от приобретения первого компьютера до создания собственных электронных продуктов и осуществления проекта «Информационные ресурсы библиотеки для детей и юношества в ИНТЕРНЕТ». Признавая приоритетность информационной деятельности и новых технологий, Л. И. Алиферова актуализировала проблемы развития современной детской библиотеки: быть современными, соответствовать ребенку – значит быть открытыми, пластичными, чуткими к переменам вокруг. В Саратовской библиотеке это воплощается в постоянной модификации структуры библиотеки: в организации специализированных залов обслуживания, в организации и содержании деятельности, направленной на развитие творческих способностей детей и подростков, в создании различных студий, кружков и, конечно же, в ориентировании общественного сознания на внимание к деятельности библиотеки.
В условиях небольшого города особенно востребовано и зримо участие библиотеки в реализации социально-значимых программ и деятельности служб, работающих с детьми, отметила заведующая Центральной детской библиотекой г. Ноябрьска Т. А. Ишкова. Библиотека – активный участник общегородских программ по проблемам наркомании, трудоустройству подростков, организации летнего оздоровительного отдыха (информационное обеспечение, проведение общегородских конкурсов и т.д.). Коллега акцентировала внимание на острой потребности библиотеки в информационных материалах по правовым вопросам, адаптированным для детей и подростков.
Актуальность проблемы информационной культуры читателей по результатам проведенного исследования (более 50% читателей не обладают ее навыками) подчеркнула заместитель директора Липецкой областной детской библиотеки Л. А. Боева. Стратегия библиотеки в этом направлении основана на визуально-зрительном ориентировании ребенка в библиотечной среде и постижении им навыков информационной культуры через активную творческую деятельность, побуждаемую разнообразными библиографическими играми.
Директор Ленинградской областной детской библиотеки (ЛОБД) М. С. Куракина в выступлении «Информационная среда детской библиотеки для успешной культурной и образовательной деятельности детей» обозначила доминанты создания этой среды:
- принципы формирования информационных ресурсов: целостность, открытость, диалогичность, обеспечивающие модели личностного поведения ребенка, подростка в библиотечном пространстве;
- отношение к читателю как субъекту информационной среды, влияющей на ее преобразование;
- осознание библиотекарем своей ценности в миссии по обеспечению доступа детей к информации. Профессиональная ответственность и способность библиотекаря ориентироваться в новых технологиях независимо от того, имеются ли в библиотеке компьютеры или это ближайшая или отдаленная перспектива.
«Дети и Интернет», «Интернет и книга», «Интернет и свобода выбора» - осмысление этих масштабных явлений, тревожность, ответственность и первые шаги своей деятельности попытались донести до участников «Круглого стола» коллеги из Новоуральска и Новгорода. Опыт работы Интернет-класса в Новоуральской Центральной детской библиотеке, созданного при поддержке ИОО, позволил библиотекарям выявить отношение ребят к глобальной сети, наиболее активные группы пользователей (7-10 лет и 15-17 лет), их цели запросов в Интернет (деловые, досуговые и для общения) и понять свою ответственность перед ребенком в поиске путей решения вопросов - как помочь читателю в поиске упорядоченной информации, как уберечь его от негативной информации, разрушающей личность, как адаптировать его в мире телекоммуникаций. В Новоуральской ЦДБ - это списки популярных адресов Интернет, мастер-классы, Интернет-сессии. В Новгородском «Читай-городе» - сопровождение в Интернет детей до 12 лет старшими читателями, отвечающими за ориентацию в поиске. В библиотеке действуют Правила пользования Интернет, которые запрещают пользоваться страницами, несущими информацию о жестокости, насилии, порнографии и т.д. Библиотекари отмечают необходимость в подготовке библиотечных навигаторов в ресурсах Интернет, что, мнению выступающих, является потребностью времени.
В завершение Круглого стола представитель РБА в Секции детских библиотек ИФЛА, заведующая отделом детской литературы ВГБИЛ им. М. И. Рудомино О. Н. Мяэотс проинформировала его участников о работе в Постоянном комитете секции ИФЛА. Были обозначены основные направления Секции детских библиотек ИФЛА: участие в разработке материалов по продвижению и отстаиванию интересов ребенка-пользователя для детской, школьной и публичных библиотек, совместная работа с Секцией ИФЛА по свободному доступу к информации и Секцией по непрерывному образованию.
Ведущие заседание секции, подводя итоги «Круглого стола», отмечали, что в современное информационное общество детская библиотека должна входить, профессионально оценивая свои ресурсы, с осознанием библиотекарем личной ответственности за предоставление условий реализации права ребенка на информацию и выработкой стратегии информатизации. Это позволит детским библиотекам занять достойное место среди информационных центров, стать составляющими единой системы.
Особенно актуален сегодня поиск партнерских связей нашей секции с другими профессиональными подразделениями РБА, в первую очередь с секциями публичных, школьных библиотек и библиотек, обслуживающих инвалидов. М. С. Куракина, вице-президент Ассоциации детских библиотекарей России (Секции детских библиотек РБА)