Заседание секции 19. Секция школьных библиотек
XIV Ежегодная сессия Конференции РБА, Вологда, 17.05.2009-22.05.2009
20.05.2009г.
В заседании Секции школьных библиотек, проходившем 20 мая, приняли участие 45 человек: школьные библиотекари, директор и заместители директора ЦБС, главный редактор профессиональной газеты, президент профессиональной общественной организации, доцент и заведующий кафедрой Института развития образования (из Москвы, Ярославля, Омска, Челябинской и Вологодской областей).
Собравшиеся обсудили проблемы:
• национальная политика в области библиотечного дела: субъекты и их взаимодействие;
• развитие социального партнёрства школьных библиотек с некоммерческими профессиональными организациями;
• новый этап деятельности профессиональных объединений;
• сотрудничество школьных библиотек с музеями;
• взаимодействие школьных библиотек с обществами друзей библиотеки и попечительскими советами;
• формирование корпоративных информационных ресурсов;
• библиотеки и авторы: сотрудничество на благо читателя,
С докладами и сообщениями выступили 12 участников заседания. Н.В. Абросимова, заместитель директора Ярославской областной универсальной научной библиотеки Н.А. Некрасова, представила новый портал
Цель проекта: расширение доступа к краеведческой информации путем создания сети точек доступа к ресурсам Интернет; освоение культурного наследия для формирования и закрепления (институционализации) локальной идентичности. Портал носит интегративный, корпоративный характер, сочетающий в себе совокупность первичной и вторичной, текстовой и графической информации. Возможно использование портала различными группами пользователей для различных целей.
О.К. Громова, главный редактор газеты «Библиотека в школе», познакомила членов Секции с ежегодным Московским педагогическим марафоном, который организует Издательский дом «Первое сентября». Для марафона характерны мастер-классы, лекции ведущих специалистов по предмету или авторов учебников, тренинги. Постоянными участниками мероприятий марафона стали представители школ из Москвы, Московской, Владимирской, Ярославской, Тверской, Ивановской, Калужской и других областей; в нем также принимают участие «дальние гости» из Великих Лук, Ижевска, Новосибирска, Пскова, Красноярска и Красноярского края, Якутии, Тулы, Нижнего Новгорода. О.К. Громова отметила высокую посещаемость мероприятий: от 250 до 2000 человек в день (в 2009 году от 400).
Т.В. Лавневич, Президент Омской городской общественной организации школьных библиотекарей, рассказала об одном из мероприятий Секции школьных библиотек в 2009 году. Это I Сибирский (IV Городской) фестиваль детского чтения «Сибирь волшебный край», который ежегодно проходит в городе Омске при участии Русской школьной библиотечной Ассоциации на средства муниципального гранта.
Цель фестиваля – популяризация чтения краеведческой литературы среди учащихся сибирского региона. Мероприятия фестиваля: конкурсы «Знатоки краеведческой литературы», «Читающая семья» и другие, телекоммуникационный проект «Школьник Сибири, читай!», научно- практическая конференция. По итогам фестиваля планируется выпуск сборника. Фестиваль будет проходить в Омске в период осенних каникул; к участию в его мероприятиях приглашаются учащиеся, библиотекари и педагоги Сибири (заявки принимаются по адресу Biblio-scholl@yandex.ru).
Активное участие в работе Секции приняли школьные библиотекари Вологодчины, которые представили опыт работы своих библиотек и познакомили нас с историей и богатейшей культурой различных уголков Вологодчины.
Н.А. Митрошкина, библиотекарь Средней общеобразовательной школы № 1, г. Вытегра (один из победителей Всероссийского конкурса «Лучший школьный библиотекарь года – 2008»), в докладе «Клюевский родничок» в школьной библиотеке» рассказала о фольклорно-этнографической группе «Олония», которая работает при школьной библиотеке с 1992 года.
Её участники ведут исследовательскую работу: собирают и изучают фольклор и этнографию малой родины, исследуют творчество Николая Клюева. Н.А. Митрошкина уверена, что через познание творчества земляков формируется любовь к малой родине. В 1995 году появились первые детские исследовательские работы по творчеству поэта. За 14 лет написано 19 исследований, которые можно объединить единой темой «Клюев и Вытегорский край». Строки из стихотворения Н.А. Клюева «Ворон грает к теплу»: «Под порогом зарыт Богородицын сон, От беды – худобы нас помилует он», – послужили поводом для поисковой работы. Долго изучали литературные источники, целенаправленно искали в деревнях во время экспедиций, что же это за удивительный «Богородицын сон»: трава или заговор, предмет или молитва? И совершенно случайно одна из старожилов передала в школьный этнографический музей ветхие листочки. Когда разобрали текст, поняли, что это и есть «Богородицын сон», упоминаемый в стихотворении Клюева «Ворон грает к теплу» – молитва-оберег, которая была широко распространена среди земляков. Такие рукописи, оберегающие дом от пожара, молнии и других напастей, женщин во время родов и беременности, младенца в зыбке, когда-то хранились в каждой избе. А во время строительства их клали еще и под порог будущего дома. Теперь в школьном этнографическом музее хранятся уже три разновидности рукописи «Сон Богородицы».
Сергей Есенин считал Николая Клюева своим учителем, поэтому библиотека сотрудничает с музеями, с людьми, увлечёнными изучением творчества Есенина. В 2000 году группа читателей побывала на юбилейном празднике в музее «Тропа к Есенину» средней школы № 641 города Москвы, где встретились с дочерью и правнучкой Сергея Есенина. Выезжали в село Константиново, побывали в музее С. Есенина при Мурманской областной детско-юношеской библиотеке. Дети встречаются с композитором Виктором Панченко, который написал цикл музыкальных произведений на стихи Клюева. Кружковцы сотрудничают с Санкт-Петербургской государственной консерваторией им. Н.А. Римского-Корсакова, Карельским научным центром РАН, что значительно расширяет информационные возможности библиотеки. Н.А. Митрошкина уверена, что исследовательская деятельность, в которую вовлечены дети, не проходит бесследно, в душе детей остаётся любовь к поэзии, слову, людям, добрым делам: «Корень судьбы поэта – его родина, бревенчатая Русь, именно ей было посвящено его творчество, и именно на нём нужно воспитывать настоящих патриотов Земли Русской».
Н.А. Ражева, заведующий библиотекой Слободской средней общеобразовательной школы им. Г.Н. Пономарева (Грязовецкий район. Вологодская область), рассказала об использовании музейной педагогики в работе школьной библиотеки по краеведению. В школе, где она работает, создана система музейной педагогики. На базе школьной библиотеки много лет работает кружок «Юный краевед». Основная идея этого кружка: через научно-исследовательскую, поисковую работу, знакомиться с историей, культурой родного края, с замечательными земляками. Разработано «Положение о музее МОУ», утверждена программа развития музея «Библиотека-музей – школьный информационный краеведческий центр». Создан Совет музея, в который вошли члены актива библиотеки. Работают профильные функциональные группы: поисково-исследовательская; фондовая; экспозиционно-выставочная; информационная. Направления работы: литературное краеведение, историческое краеведение, природа и экология края, пути и судьбы земляков и выпускников школы. Большое внимание уделяется ведению, пополнению и обновлению картотеки по краеведению, комплектованию новой литературой, анализу используемого краеведческого фонда по разделам.
Проводятся музейные праздники. Традиционные экскурсии стали интерактивными. В процессе диалога с детской и юношеской аудиторией музей организует коллективные дискуссии, диспуты, творческие уроки «общения» с историческими раритетами, викторины, основанные на материалах музейных экспозиций. Проводятся заочные экскурсии по земле Вологодской, посещение исторических и литературных мест с участниками кружка. Собран большой архивный материал.
В школе сложилось тесное взаимодействие музея с педагогическим и ученическим коллективом. Материалы исследовательских проектов учащихся, составляющих особый фонд библиотеки, являются источником информации при подготовке всех участников образовательного процесса к урокам, классным часам, беседам, внеклассным мероприятиям.
В.А. Стахеева, заведующий библиотекой Первомайской средней общеобразовательной школы (Кич-Городецкий район. Вологодская область), ознакомила участников заседания с программно–целевым планированием библиотечной деятельности. В библиотеке реализуется Культурно-образовательная программа развития библиотеки на период 2005-2010 гг. «Чтение». Программа чтения для детей состоит из пяти подпрограмм: «Я познаю мир», «Я и моя семья», «Я и Родина», «Я – подросток», «Я и театр». В.А. Стахеева старается, «чтобы свет, который сияет с листа книги, засиял бы в душе ребенка».
В 2008/2009 учебном году библиотекой были объявлены проекты: «Здравствуй, праздник Новый год», «Ромашка – символ России», «День солнца». В рамках проекта про Новый год подготовлены проекты про снежинку. Для библиотекаря и детей открылось поле деятельности для исследования и сравнения снежинки, ромашки и солнца. Участникам проекта – детям предложено исследовать темы: «Сравни образ солнца и образ ромашки», «Эмоции и чувства, которые возникают при чтении сказки Андерсена «Ромашка» и сказки И. Абросимова «Сказка по Снежиночку». Реализация Программы «Чтение» проходит через проектную деятельность, обеспечивающую взаимодействие подпрограмм. Тема доклада Г.Н. Воиновой, заведующего библиотекой Кирилловской средней общеобразовательной школы (г. Кириллов,Вологодская область) – «Система работы над духовно-нравственными категориями в цикле уроков по житийной литературе». Школьная библиотека совместно с Кирилло-Белозерским историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником разработала программу «Мир русской святости», которую и представила Г.Н. Воиновой.
Программа «Мир русской святости» включает следующие темы:
• 3 класс: «Преподобный Сергий Радонежский».
• 4 класс: «Любимый святой» (по книге «Житие Святителя Николая Чудотворца Мир Ликийских»); «Любовь имейте между собою...» (Из духовного наследия преподобного Кирилла Белозерского, вологодского чудотворца). «Житие преподобных Ферапонта и Мартиниана, Белозерских чудотворцев»;
• 5 класс: «Житие преподобного Дмитрия Прилуцкого, вологодского чудотворца»; «Удивительное послушание» (Житие преподобного Феодосия Тотемского чудотворца).
• 6 класс: «Праведник» (Житие святого праведного Прокопия Устюжского чудотворца, Христа ради юродивого).
• 7 класс: «Житие преподобного Нила Сорского, Белозерского чудотворца».
• 8 класс: «Просветительство. Духовники. Иоанн Кронштадский: история жизни» (Житие святого праведного Иоанна Кронштадского чудотворца); «Житие Святителя Игнатия Брянчанинова»; «Житие новомучеников Кирилловских».
Программа «Мир русской святости» органично вписалась в курс «Истоков». В библиотеке работает постоянная книжная выставка «Социокультурные истоки». «Истоковские» технологии применяют и работники музея. На занятиях широко используются мультимедийные средства, уроки – презентации, видеофильмы, которые ярко представляют Вологодчину. «Дети испытывают чувство гордости за свою малую родину. Красота природы, звон колоколов, мощь соборов, церквей воздействуют на визуальную, аудиальную и кинестетическую репрезентивные системы ребёнка» – отметила Г.Н. Воинова.
В.В. Виноградова, заведующий библиотекой Устье-Угольской средней общеобразовательной школы (посёлок Шексна, Вологодская область), выступила с докладом «Роль школьной библиотеки в формировании национального самосознания школьников». Библиотека – центр воспитательной работы в школе, работает по программе ”Русское наследие”, утвержденной на экспертном совете Управления образования Шекснинского муниципального района в 2005 году. В школьной библиотеке собран богатый справочно-информационный фонд, который помогает библиотекарю при проведении мероприятий.
«Прививая любовь и уважение к старшим, сохраняем ту невидимую нить, которая связывает разные поколения людей. Этому способствует изучение героического прошлого нашего народа, его традиций, обычаев, фольклора», - уверена В.В. Виноградова.
Работники библиотеки проводят большое количество мероприятий. Одно из них – урок памяти «Дети на дорогах войны», гостями которого становятся учителя-пенсионеры, дедушки и бабушки нынешних ребят, чье детство выпало на годы войны. Зал оформляется фотографиями времён войны, создаётся книжная выставка «Дети военной поры». Участники рассказывают о детях- подростках, которые испытали недетскую тяжесть военных лет. Часты встречи с участниками чеченской войны, с работниками правоохранительных органов, с солдатами Российской Армии.
Часы истории «Защитники Земли Русской Земли» проходят в 6- 8 классах. Первый урок – «Богатыри Земли русской», где рассматривается извечный смысл нравственной борьбы добра со злом, света с тьмой. К этому уроку ребята предварительную готовятся: читают былины, изучают биографии богатырей, знакомятся с художественными произведениями на эту тему, оформляют выставку рисунков. На уроке используется диск « Шедевры русской живописи», и изображение на картине В. Васнецова «Богатыри» сравнивается с изображениями воинов ХХ века. Так же интересны уроки «Александры земли русской», о великих полководцах Александре Невском и Александре Суворове; « Маршалы Победы» о великих маршалах Георгии Жукове, Иване Коневе, Александре Василевском. На уроках сочетаются различные источники информации: показываются репродукции картин, используются СД-диски, и, конечно, книги.
Большое внимание уделяется краеведческой работе. В школе создан этнографический музей – уголок старинной Руси: предметы быта и одежда наших дедов, расписные прялки и старинная колыбель, народные костюмы и куклы, посуда прошлых лет. Ребята вспоминали значения давно забытых слов: куфтырь, каталь, бухтины; вспомнили и старинные игры, в которые играли наши деды: “Лапта”, ”В рюши”, ”Бабки”. А вот лакомство наших предков –вяленицу – ребята никогда не пробовали. Примерить картуз, кокошник оказалось несложно – они есть в музее. В завершение мероприятия все весело пили чай с русскими пирогами, с несколько устаревшими названиями: посыпушки, налитушки, солоник, губник, ягодник.
В.В. Виноградова рассказала и продемонстрировала участникам удивительные произведения ткачества землячки Евдокии Пановой, мастерство которой является гордостью Шексны, собрано и хранится в Центре Истории и Культуры Шексны. Рассказала докладчица и о селе Сизьма, которое пытается войти в число чудес земли Вологодской. Сизьма – старинное русское село, сейчас центр развития традиционной народной культуры, является первым учреждением Шекснинского района, ориентированным на изучение и восстановление местных традиций родного края. Музеев в Сизьме четыре – истории Сизьмы, льна, пива и хлеба. В них широко представлены народные промыслы, бытовавшие раньше в этих местах: бондарный и кожевенный, кружевоплетение и ткачество, гончарный и кузнечный. Как и в старину, в селе отмечаются престольные праздники, проводятся народные гулянья, далеко слышны переборы гармошек и озорные частушки.
Большим подспорьем в работе по истории края стала книга «Край северный – Шекснинская земля», в которой собраны археологические изыскания, представлены промышленность, социальная сфера, культура, достопримечательности Шекснинского края: имение Эндоуровых, часовня Блаженной Ксении.
По итогам обсуждения поднятых на заседании проблем его участники решили:
1. Поддержать предложение о разработке Модельного стандарта библиотечного обслуживания в РФ.
2. Рекомендовать школьным библиотекам активней участвовать в реализации Национальной программы поддержки т развития чтения, способствовать социализации личности гражданина России.
3. Содействовать формированию информационной культуры участников образовательного процесса.
4. Вести работу по расширению совместной деятельности с другими секциями РБА и профессиональными общественными объединениями, действующими на территории России.
5. Активизировать работу Секции по привлечению новых членов.
6. Ходатайствовать перед советом РБА о поощрении О.В. Козловой за многолетний общественный труд по руководству Секцией школьных библиотек РБА.
7. Принять за основу предложенный план работы Секции на текущий год.
Т.В. Лавневич, председатель Секции школьных библиотек,
Президент Омской городской общественной организации школьных библиотекарей