Заседание секции 19. Секция школьных библиотек
VI Ежегодная сессия Конференции РБА, Саратов, 19.05.2001-25.05.2001
22.05.2001г.
Сопредседатель секции Козлова Ольга Викторовна, зав. научно-методическим отделом ГНПБ им. К.Д. Ушинского, в выступлении наметила перспективы развития школьных библиотек, вводя понятие “современная школьная библиотека”. Наполнение этого понятия составляющими требует совершенствования нормативно-технологической документации. С отдельными проектами из комплекта новых документов, подготовленных ГНПБ им. К.Д. Ушинского слушатели были ознакомлены.
Сопредседателем секции Талалаевой Ниной Сергеевной, зав. библиотекой Нижегородской городской педагогической гимназии, многосторонне раскрыта тема “Школьная библиотека – ученик – учитель - семья”. Фонд библиотеки пополняется ежегодно 1,5 –2 тысячами новых поступлений. Львиную долю составляют дары в библиотеку учащихся и родителей. Практикуются мероприятия типа “Рождественский подарок библиотеке” и “Неделя детской книги”, когда учащиеся и родители преподносят в дар книги из личных библиотек. Особое внимание было уделено необходимости участия родителей в библиотечном Совете школы, их активная работа на благо библиотеки.
Вопросы ведомственной централизации были представлены в докладах Кожемяко Любовь Ивановны, директора ГУО “Школьная библиотека” отдела образования Шпаковского района Ставропольского края, г. Михайловск и Кобозевой Галины Михайловны, зав. отделом комплектования ЦБС ст. Каневская Краснодарского края. Отмечалась эффективность централизованной формы существования школьных библиотек, освещены специфические особенности комплектования фондов каждой системы в условиях рыночных отношений. Высказаны пожелания относительно совершенствования нормативно-технологической документации для библиотек общеобразовательных учреждений в современных условиях.
Актуальность работы школьной библиотеки по краеведению отметила в выступлении зав. кабинетом библиотечной работы Ленинградского областного института развития образования Бондаренко Людмила Ивановна.
Библиотека школы является местом сосредоточения документов библиотечного краеведения и подготовки педагогов для внеклассной работы ,занимающихся краеведением. Изучение родного края – основа воспитания патриотизма, особо отмечалось в выступлении.
В видовом фильме-экскурсии по школьной библиотеке школы № 45 г. Новоуральска зав. библиотекой Елтышева Валентина Васильевна сумела показать и рассказать о богатом оснащении, комплектовании и новых формах работы своей библиотеки. Преобладание активных форм, т.е. ученик не пассивный слушатель, не объект воспитательного процесса, но непосредственный участник освоения знания, равноправный партнер по общению – веление сегодняшнего дня.
В сообщении зав. библиотекой школы-интерната № 1 г. Тобольска Коскиной Галины Михайловны содержалась информация о взаимодействии с местными властями, спонсорами и поисках информации для успешного комплектования фонда школьной библиотеки. Библиотека воспользуется предложенной помощью соответствующего фонда ЮНЕСКО для ее лучшего оснащения.
Видовой фильм о жизни летней кочевой школы в родовой общине ненцев – единоличников показала и прокомментировала зав. библиотекой Ненецкой школы-интерната для детей сирот г. Нарьян-Мар Ирина Коткина. Специфические особенности восприятия книги и информации показаны в фильме колоритно и неожиданно для современного человека. В задачах по математике, например, фигурируют только песцы и олени, рыба и куропатки. В занятиях по литературе преобладают эпические песни ненцев и ненецкие сказки.
Информацию для размышления как перспективное направление развития ресурсных центров образования в Дании донесла до слушателей Иванова Елена, специальный корреспондент газеты “Библиотека в школе”.Ресурсные центры созданы для поддержки учебного процесса, для поощрения школьных библиотек в превращении их в сервисные педагогические центры. Учебное оборудование на прокат – не только экономия средств для библиотеки и школы, но и разумный подход к организации учебного процесса.
В выступлениях саратовских школьных библиотекарей была продемонстрирована их виртуозная работа с детьми, как групповая так и индивидуальная. Была выражена надежда на улучшение ситуации с комплектованием фондов и социальной защитой библиотекарей.
В ходе подведения итогов работы секции поступило предложение обратиться с письмом к заместителю министра образования о большем внимании к нуждам школьных библиотек. Предложение было принято единогласно.
О. В. Козлова,
сопредседатель Секции