Главная / Деятельность / Секции и круглые столы / Ежегодные отчеты Конференции РБА

Совместное заседание секций 16. Секция детских библиотек, 19. Секция школьных библиотек, 30. Секция по чтению

XVI Ежегодная сессия Конференции РБА, Тюмень, 22.05.2011-26.05.2011

25.05.2011г.

25 мая 2011 г. в Тюменском областном драматическом театре прошло совместное заседание трех секции РБА: Секции детских библиотек, Секции школьных библиотек и Секции по чтению. Тема заседания «Стратегия взаимодействия библиотек в условиях новых федеральных образовательных стандартов» на сегодняшний день очень актуальна, что и подтвердило число участников – свыше 110 человек из многих регионов России.

Вели заседание Н.С. Волкова, председатель Секции детских библиотек, директор Псковской областной библиотеки для детей и юношества имени В.А. Каверина, Т.В. Лавневич, председатель Секции школьных библиотек, президент Омской городской общественной организации школьных библиотекарей, заведующая библиотекой средней общеобразовательной школы № 110 г. Омска и В.В. Ялышева, председатель Секции по чтению, старший научный сотрудник научно-методического отдела библиотековедения Российской национальной библиотеки, г. Санкт-Петербург.

Несмотря на то, что необходимость взаимодействия школьных библиотек с детскими, юношескими и публичными в профессиональном сознании давно осознана и не вызывает сомнения, на практике создать стройную систему такого взаимодействия, руководствуясь интересами читателя-ребенка во многих случаях не удается. Этому мешает целый комплекс проблем, среди которых не только межведомственная подчиненность, но и особенности профессионального сознания библиотечных работников. Мировой опыт библиотечного обслуживания позволяет утверждать, что данные вопросы вполне решаемы. Например, в Норвегии закон требует, чтобы публичные и школьные библиотеки в каждом муниципалитете заключали договор о сотрудничестве. В нашей стране подобная законодательная база отсутствует, но имеются различные формы, среди которых можно назвать совместную деятельность в рамках повышения квалификации, создание единых систем, например, Централизованной системы детских и школьных библиотек города Озерска в Челябинской области, реализацию единых планов межведомственного сотрудничества, например, в Ульяновской области принят и утвержден губернатором План по межведомственному взаимодействию библиотек общеобразовательных учреждений и общедоступных библиотек Ульяновской области на 2011 год и т.д.

Дискуссия, состоявшаяся на заседании, еще раз подчеркнула остроту проблем поиска путей такого сотрудничества. В последние годы в стране создаются, обсуждаются и принимаются новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Так, уже с 1 сентября 2011 г. в 1-х классах во всех школах России осуществляется переход на новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО). Данные процессы еще более актуализируют разработку оптимальных путей сотрудничества различных библиотек.

Открылось заседание докладом Н.С. Волковой, которая обосновала значимость рассматриваемой темы для успешной реализации целей обучения, заложенных новыми стандартами. Она предложила коллегам в качестве механизма реализации межведомственного взаимодействия в регионах создание библиотечно-педагогических советов и познакомила с деятельностью подобного межрегионального совета уже созданного в Санкт-Петербурге.

Большая часть докладов, прочитанных на заседании, принадлежала представителям системы образования: методистам и школьным библиотекарям.

И.В. Дейнеко, директор городского методического центра города Лесосибирска Красноярского края, определила задачи школьной библиотеки в новых условиях с позиции методиста. Отметив реальность проблемы межбиблиотечного взаимодействия, она назвала основные причины сложившейся ситуации, среди которых отсутствие вертикали власти, отсутствие установки у библиотек на взаимодействие, работа «под себя», а не «под школу».

Координация и кооперация деятельности районной, школьных и сельских библиотек, опыт создания межведомственных программ и проведения межведомственных конкурсов, направленных на поддержку чтения в районе были рассмотрены в докладе И.А. Грабко, методиста отдела образования Администрации Голышмановского района Тюменской области.

Часть выступлений школьных библиотекарей касалась обучения ребенка работе с информацией, рассмотрения задач формирования информационной грамотности у школьников разной ступени обучения. Роли библиотеки в овладении школьниками первичными навыками работы с информацией, в создании детьми собственных информационных продуктов было посвящено выступление Т.В. Конных, заведующей библиотечно-информационным центром Средней образовательной школы № 4 города Лесосибирска Красноярского края. Об информационной культуре как фокусе школьного образования рассуждала Т.Н. Михалевич, библиотекарь информационно-библиотечного центра Заводоуковской средней общеобразовательной школы № 2 Тюменской области.

Заместитель директора по информатизации Централизованной системы детских и школьных библиотек города Озерска Челябинской области в своем докладе подняла важную задачу создания единого информационного пространства для ребенка, организации доступа к электронным ресурсам. Особое внимание она уделила вопросу создания региональных, отраслевых и других сводных электронных каталогов, в том числе проекту корпоративной каталогизации «Корпоративная библиотечная сеть Урала «ПЛАЗА 2.0».

 Другой блок докладов был посвящен формированию читательской компетентности школьников, развитию личности читателя, созданию библиотечной и школьной среды, инициирующей чтение. С.Г. Клюева, заведующая школьной библиотекой Средней общеобразовательной школы № 59 города Тюмени подробно рассмотрела содержание понятия «читательской компетентности» как базовой основы формирования ключевых компетенций школьников, представила существующие технологии развития чтения. И.Р. Смирнова, методист городского информационно-методического центра города Тюмени познакомила собравшихся с методикой гуманитарной игры «Юбилей книги», показала возможности игры в деле читательского развития школьников. Т.Н. Михеева, заведующая библиотекой Средней общеобразовательной школы № 32 города Тюмени, познакомила с опытом 11-летней работы литературного клуба «Золотое сечение» как одной из форм работы с одаренными детьми, показала его значение для формирования школьника как читателя. Директор Средней общеобразовательной школы № 91 города Тюмени А.Э. Степанов в своем докладе «Взаимодействие с родительской общественностью в воспитании читательской культуры обучающихся» рассказал о том, как в рамках проекта Года чтения в Тюмени в его школе при поддержке Попечительского совета был задуман и проведен литературный фестиваль «Коронация писателя».

Организации конкурса «Читатель года» в Тюмени посвятила свой доклад доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности Института сервиса и социально-информационных коммуникаций Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий Т.Б. Сабинина. Данный конкурс являлся составной частью проекта по повышению престижа чтения «Год чтения», инициированного Департаментом образования Администрации города Тюмени и реализованного в текущем учебном году.

Сегодня, обсуждая проблемы чтения и информационной грамотности школьников, важно слышать и мнения самих ребят. Поэтому в программу заседания было включено выступление ученицы 10 класса Средней общеобразовательной школы № 32 Н. Сафоновой, которая рассказала об опыте волонтерской деятельности в библиотеке и своем взгляде на книгу и чтение.

Дневное заседание секций включило просмотр спектакля «Конек-горбунок» Тобольского государственного драматического театра, лауреата Второго Московского открытого фестиваля спектаклей малых форм для детей «Сказочный мир», и мастер-класс «Сказочный мир театра книги». Вели заседание Г.М. Федосеева, руководитель социокультурной программы художественного просвещения детей и молодежи «Сказочный мир» города Москва и Э.В. Шумилова, директор Второго Московского открытого фестиваля спектаклей малых форм для детей «Сказочный мир», художественный руководитель Камерного музыкального театра «Эль Арт» (Москва).

При подведении итогов заседания было отмечено, что состоялся заинтересованный разговор представителей школьных, детских и публичных библиотек, преподавателей средней и высшей школы, органов управления образования по выработке алгоритма совместных действий, направленных на укрепление межведомственного сотрудничества в условиях внедрения новых ФГОС. По мнению участников заседания на сегодняшний день наиболее необходимым направлением деятельности является разработка и принятие программ межведомственного взаимодействия на муниципальном и региональном уровне органов управления образования и культуры. Представляется важным создание совещательного органа в виде библиотечно-педагогического совета как коммуникативной площадки для определения механизма реализации межведомственных программ. Собравшиеся призвали Совет РБА обратиться в Министерство культуры РФ и Министерство образования и науки РФ с предложением о проведении совместной коллегии для рассмотрения проблемных вопросов межведомственного сотрудничества в ходе внедрения новых ФГОС.

Н.С. Волкова, председатель Секции детских библиотек,
Т.В. Лавневич, председатель Секции школьных библиотек,
В.В. Ялышева, председатель Секции по чтению

Презентации и доклады  

  • Сабинина Татьяна Борисовна, Проект «Год чтения» и конкурс «Читатель года»: тюменский вариант. Доклад
  • Клюева Светлана Геннадьевна, Читательская компетентность как базовая основа ключевых компетенций. Доклад




Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2024 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru