Заседание секции 04. Секция библиотек высших учебных заведений
XVII Ежегодная сессия Конференции РБА, Пермь, 13.05.2012-18.05.2012
16.05.2012г.
Заседание Секции библиотек высших учебных заведений состоялось 16 мая 2012г. на базе Научной библиотеки Пермского государственного национального исследовательского университета. По данным регистрации в работе Секции приняли участие 120 человек из библиотек высших учебных заведений, организаций, издательских и книготорговых фирм. Были заслушаны и обсуждены 24 доклада и сообщения по актуальным проблемам библиотечно-информационной деятельности, проблемам внедрения электронных образовательных материалов; совместно с журналом «Книжная индустрия» и Секцией по издательской и книгораспространительской деятельности был проведен круглый стол «Электронно-библиотечные системы в России: опыт, ошибки, перспективы развития».
Заседание вели С.А. Бондаренко, председатель Постоянного комитета Секции, директор Зональной научной библиотеки им. Ю.А.Жданова Южного федерального университета, С.Г. Смолина, член Постоянного комитета Секции, директор Научной библиотеки Южно-Уральского государственного университета и Н.В. Мальцева, директор Научной библиотеки Пермского национального исследовательского политехнического университета.
С приветственным словом к участникам Конференции обратился проректор по учебной работе Пермского государственного национального исследовательского политехнического университета Шевелев Николай Алексеевич. В своем выступлении он подчеркнул возрастающую роль вузовских библиотек в новом информационно-образовательном пространстве и отметил, что в современных условиях библиотеки высших учебных заведений, работая на опережение, становятся реальными участниками инновационных процессов вуза.
Первоочередная миссия любой вузовской библиотеки состоит в том, чтобы создать своим пользователям (всему контингенту вуза) самые благоприятные условия для оперативного доступа к необходимым источникам информации, как основным составляющим элементам информационно-образовательной среды вуза.
Система высшего образования ориентирована на использование внутренних резервов образовательного, научного и инновационного потенциала, на структурную перестройку и поиск новых, более эффективных форм деятельности. В реализации этих преобразований значимая роль принадлежит библиотекам вузов, которые являются одним из важнейших компонентом системы образования.
Сегодня как никогда необходимо корпоративное взаимодействие библиотек вузов для создания единого информационного конгломерата, нацеленного на удовлетворение запросов пользователей. Особенно важным становится создание единых точек доступа к унифицированным ресурсам, направленным на предоставление удобной и эргономичной среды для пользователей вузовских библиотек. И как следствие – несколько крупных федеральных проектов Министерства образования и науки Российской Федерации.
Реализации Федерального проекта Министерства образования и науки Российской Федерации «Разработка информационной системы доступа к электронным каталогам библиотек сферы образования и науки в рамках единого Интернет-ресурса» были посвящены ряд ключевых докладов заседания Секции:
- «Как участвовать библиотекам университетов и других вузов в Федеральном проекте Минобрнауки по обеспечению единой технологии доступа к их ресурсам», Я.Л. Шрайберг, вице-президент РБА, генеральный директор Государственной публичной научно-технической библиотеки;
- «Российские библиотечные консорциумы в свете новой инициативы Минобрнауки», А.И. Племнек, директор информационно-библиотечного комплекса Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, исполнительный директор Ассоциации региональных библиотечных консорциумов (АРБИКОН);
- «Информационная технология «КОНТЕКСТУМ» - инструмент создания корпоративного электронного ресурса вузов», Л.Б. Гришкевич, заместитель генерального директора Центрального коллектора библиотек «БИБКОМ»; В.С.Иванов, председатель совета директоров консорциума «Контекстум»; Ю.В. Иванова, директор Научно-образовательного библиотечно-информационного центра Тульского государственного педагогического университета.
Данный проект является частью большого комплекса работ по выполнению поручения Президента Российской Федерации по обеспечению свободного доступа к научной и учебной литературе, что должно привести к сокращению цифрового неравенства граждан страны. Докладчиками было отмечено, что реализация этого проекта не только обеспечит единую точку доступа к информации об электронных образовательных и научных ресурсах, но и будет способствовать информированию заинтересованных организаций и бизнес-структур о научной деятельности университетов для возможной совместной работы в области коммерциализации научных разработок.
Многие виды современной информационно-библиотечной деятельности невозможны без применения профессиональных навыков, базирующихся на теоретических знаниях. В этом плане неоценима роль методических объединений библиотек высших учебных заведений
Деятельность методических объединений библиотек высших учебных заведений рассматривалась в докладах:
«Методическое объединение библиотек государственных вузов Пермского края», Н.В. Мальцева, директор Научной библиотеки Пермского национального исследовательского университета;
«Функции библиотек федеральных и национальных исследовательских университетов – методических центров в условиях реструктуризации системы высшей школы», Л.А. Шукшунова, заведующая Центрального методического кабинета Научной библиотеки Московского государственного университета.
В докладе Л.А. Шукшуновой отмечалась роль и анализировалась деятельность библиотек федеральных и национальных исследовательских университетов – региональных методических центров в условиях реструктуризации высшей школы. На сегодняшний день в России осуществляют свою деятельность 8 федеральных и 29 национальных исследовательских университетов, на базе которых действуют 12 региональных методических центров. Систематическая целенаправленная работа этих методических центров позволяет регулярно проводить мониторинг библиотек, анализировать, обобщать опыт работы и использовать наиболее эффективные приемы и формы работы, совершенствовать систему информационно-библиографического обслуживания, способствовать росту теоретического уровня, открывать возможности для творческой самореализации работников библиотеки, обеспечивать повышение квалификации и мастерства библиотекарей образовательных учреждений. Весь процесс работы с кадрами вузовских библиотек базируется на библиотеках – методических центрах.
В последние годы активно обсуждаются кадровые проблемы библиотечной отрасли. Качественный уровень информационно-библиографического обслуживания напрямую зависит от профессиональной квалификации библиотечного персонала. От качества знаний, умений и навыков библиотекарей зависит успешность их деятельности . Овладеть широким спектром профессиональных знаний помогает система повышения квалификации библиотекарей.
В докладе Т.С. Чумаковой, главного библиотекаря Научной библиотеки Пермского национального исследовательского политехнического университета, «Повышение квалификации: новые аспекты» представлен опыт работы библиотеки по применению информационных технологий в организации повышения квалификации персонала. Рассмотрены вопросы информационного обеспечения профессиональной деятельности, планирования и учёта мероприятий по повышению квалификации.
Происходящие в современной образовательной среде процессы не могут не коснуться деятельности вузовских библиотек. Библиотеки, стремительно осваивая новые передовые технологии, становятся неотъемлемой частью структуры вуза нового поколения.
В этой связи интересен доклад «Расширяя информационно - библиотечное пространство: интеграционные и инновационные процессы на примере создания Национального исследовательского ядерного университета», Н.А. Тамарковой, начальника отдела научной библиотеки Национального исследовательского ядерного университета (МИФИ)
Е.А. Шленовой, начальника отдела научной библиотеки Национального исследовательского ядерного университета (Московский инженерно-физический институт (МИФИ)).
В докладе отмечены цели и задачи создания центра информационно-библиотечного обеспечения учебно-научной деятельности (ЦИБО УНД). Цель создания центра – информационная поддержка обучения и научно-исследовательской деятельности в университете путем предоставления максимально удобных условий для доступа к информации и современным услугам библиотеки независимо от места нахождения пользователя, а также развитие потенциала, соответствующего университету исследовательского типа.
Современная университетская библиотека занимает достойное место в научной, образовательной, информационной и культурной инфраструктуре образовательного учреждения. В последнее время ее задачи и возможности меняются. Пользовательская аудитория, которая испытывает потребность в доступе к электронной информационной среде, нуждается в постоянной квалифицированной помощи и поддержке в любой форме для умелого использования электронных ресурсов. В свою очередь библиотечное сообщество готово предоставлять новые формы обслуживания.
Вопросы библиотечно-информационного обслуживания были рассмотрены в докладе С.Н. Самошиной, заведующей отделом Научной библиотеки Уральского государственного педагогического университета, «Инновационное развитие библиотечно-информационного обслуживания в ИИЦ – Научной библиотеки Уральского государственного педагогического университета».
Живой интерес аудитории вызвал доклад «Консультирование: современный взгляд на традиционные формы обслуживания», С.В. Макрушиной, ведущего библиотекаря отдела обслуживания Научной библиотеки Томского государственного университета, осветивший новый актуальный вид библиотечной деятельности на примере электронной справочной службы Научной библиотеки Томского государственного университета. В докладе было подробно раскрыто понятие электронное обслуживание, к которому относится использование электронного каталога, библиотечного сайта, электронной коллекции, электронной справочной службы, консультирование удаленных пользователей.
В докладе Л.К. Шековой, главного библиотекаря Центрального методического кабинета Научной библиотеки Московского государственного университета «Библиотечные фонды в составе федерального имущества. Особенности списания: порядок и регламент» детально был освещен процесс списания библиотечных фондов, как части государственного имущества, в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ-94).
В ходе обсуждения проблем, стоящих перед библиотеками высших учебных заведений, существенное внимание было уделено вопросам выполнения вузовскими библиотеками требований Министерства образования и науки России (Минобрнауки) и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) нормативов по книгообеспеченности учебной и учебно-методической литературой и предоставления доступа к электронным научным и образовательным ресурсам.
Участниками заседания было отмечено, что наиболее предпочтительным путем выполнения нормативов указанных требований является формирование собственных электронных библиотек вузов с дополнительной подпиской на внешние электронно-библиотечные системы и другие полнотекстовые базы данных.
Под влиянием процессов глобальной информатизации современное общество переходит к более широкому пониманию задач образования. Идет процесс создания новой концепции высшей школы современного типа, меняются образовательные цели, которые в значительной мере теперь направлены на формирование способностей студентов к самостоятельному поиску, анализу и использованию информации. Одним из способов улучшения качества информационного обслуживания в сфере образования является создание в высших учебных заведениях собственных электронных библиотек, которые обеспечивают всем категориям пользователей широкий доступ к разнообразной учебной и научной информации.
Теме электронных библиотек вузов были посвящены следующие доклады: «Электронная библиотека университета, проблемы и новые возможности» Е.Н. Сынтин, директор Научной библиотеки Томского государственного университета. Докладчик на примере собственной электронной библиотеки Томского государственного университета (ТГУ) обозначил актуальные проблемы, пути решения и ближайшие перспективы.
Электронная библиотека вуза», В.А. Андренюк, заместитель директора, Корпорации "Электронный Архив" (ЭЛАР)
В.А. Андренюк в своем докладе охарактеризовал корпорацию как крупнейшее в Европе специализированное предприятие по созданию, комплексному оснащению и наполнению электронных библиотек, предлагающее современные решения для инновационного образования: оснащение комплексами создания и хранения электронных ресурсов, создание электронных коллекций, проведение ретроспективной конверсии библиотечных каталогов, комплексные решения по сохранности библиотечных фондов.
Высшие учебные заведения РФ должны обеспечить полное соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения, в которых предусмотрено «обеспечение обучающихся учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети»
Вниманию участников заседания были представлены электронно-библиотечные системы ведущих книгоиздательских фирм и агрегаторов электронного контента.
«Формы взаимодействия вузов и агрегаторов при создании Электронно – библиотечной системы вуза», К.Н. Костюк, генеральный директор ООО «Директ – Медиа»
«Электронно– библиотечная система BOOK.RU в рамках современного образовательного процесса», Н.Г. Куприянов, заместитель генерального директора Компании «КноРус»
«Электронно – библиотечная система издательства «Лань» - приоритеты развития, С.Г.Шнурова, заместитель директора по реализации ООО «Лань-Трейд»
В рамках заседания совместно с журналом «Книжная индустрия», Секцией по издательской и книгораспространительской деятельности был проведен круглый стол «Электронно-библиотечные системы в России: опыт, ошибки, перспективы развития», в котором приняли участие директора ведущих университетов России, руководители крупнейших издательств и агрегаторы электронно-библиотечных систем. Для обсуждения предлагались следующие вопросы: соответствие нормативных документов, в частности приказа №1953, реальным потребностям вузов в обеспечении учебной и научной литературой в электронном виде; контент, принципы доступа к нему; система ценообразования; использование ЭБС в учебном процессе и другие.
В ходе дискуссии отмечалось, что, несмотря на то, что электронно-библиотечные системы используются в вузах уже третий год, нормативные документы, и особенно последний приказ №1953, вызывает достаточно много вопросов.
Участники круглого стола сформулировали предложения о проведении исследования по электронным ресурсам вуза, которое вошло в резолюцию секции «Библиотеки высших учебных заведений». В результате планируется провести анкетирование библиотек вузов на соответствие нормативных документов, в частности приказа №1953 реальной потребности вузов в обеспечении учебной и образовательной литературы в электронном виде.
По завершении заседания Секции состоялось совещание Постоянного комитета (ПК). Были определены приоритетные направления работы на период 2012 -2015 годы, распределены обязанности членов ПК.
По итогам работы Секции приняты следующие рекомендации:
1.Рекомендовать к публикации в «Информационном бюллетене РБА» три доклада:
- Консультирование: современный взгляд на традиционные формы обслуживания.
Макрушина Светлана Витальевна, ведущий библиотекарь, Научная библиотека, Томский государственный университет. Томск.
- Повышение квалификации: новые аспекты.
Чумакова Татьяна Сергеевна, главный библиотекарь, Научная библиотека, Пермский национальный исследовательский политехнический университет. Пермь.
- Расширяя информационно - библиотечное пространство: интеграционные и инновационные процессы на примере создания Национального исследовательского ядерного университета.
Тамаркова Наталья Алексеевна, начальник отдела,
Шленова Елена Александровна, начальник отдела, Научная библиотека, Национальный исследовательский ядерный университет (МИФИ). Москва.
2. Совету Российской библиотечной ассоциации (РБА) при создании профильных рабочих групп по разработке нормативных документов и стандартов по библиотечной деятельности включать представителей Секции библиотек высших учебных заведений;
3. Библиотекам высших учебных заведений подключиться к Федеральному проекту Минобрнауки «Разработка информационной системы доступа к электронным каталогам библиотек сферы образования и науки в рамках единого Интернет-ресурса» (головной исполнитель Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России)) с целью развития общедоступности и открытости ресурсов системы образования и науки страны;
4. Минобрнауки поддержать инициативу Ассоциации региональных библиотечных консорциумов России (АРБИКОН) в создании исчерпывающего архива статей из российских журналов для нужд науки и образования;
5. Библиотекам высших учебных заведений при формировании собственных ЭБС в части обеспечения учебного и научного процессов изданиями в электронном виде с учетом требований 4 части Гражданского кодекса РФ использовать автоматизированные технологии ведения лицензионно-договорной работы, например консорциума «КОНТЕКСТУМ». Указанная технология показала свою эффективность, в том числе при формировании отраслевых электронных коллекций;
6. Совместно с журналом «Книжная индустрия», Секцией по издательской и книгораспространительской деятельности, провести анкетирование на соответствие нормативных документов Министерства образования и науки реальным потребностям вуза по обеспечению научной и учебной литературой в электронном виде.
С.А. Бондаренко,
председатель Постоянного комитета
секции, директор Зональной научной
библиотеки им. Ю.А. Жданова
Южного федерального университета.
Ростов-на-Дону