Совместное заседание секций 16. Секция детских библиотек, 19. Секция школьных библиотек, 30. Секция по чтению
XVII Ежегодная сессия Конференции РБА, Пермь, 13.05.2012-18.05.2012
16.05.2012г.
16 мая 2012 года в Перми в рамках XVII Конференции Российской библиотечной ассоциации (РБА) состоялось совместное заседание трёх секций: Секции детских библиотек, Секции школьных библиотек и Секции по чтению.
Заседание вели – Н.С. Волкова, Председатель Секции детских библиотек, Т.В. Лавневич, Председатель Секции школьных библиотек, В.В. Ялышева, Председатель Секции по чтению. В работе заседания приняли участие 112 человек из 19 регионов России: представители высшей школы, специалисты детских, школьных, региональных и федеральных библиотек, педагоги. Также в работе заседания принял участие начальник Управления культуры и архивов Пензенской области Шилов Е.А.
Заседание было посвящено социально-педагогическому партнерству детских и школьных библиотек в условиях внедрения новых Федеральных государственных стандартов (ФГОС), стратегии развития такого партнерства. Впервые данная тема была заявлена на предыдущем библиотечном конгрессе в Тюмени в 2011 г. и получила свое продолжение в Перми.
Открыл заседание совместный доклад О.Р. Старовойтовой, доцента Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств и Н.С. Волковой, директора Псковской областной библиотеки для детей и юношества имени В.А. Каверина, Председателя Секции детских библиотек на тему «Междуведомственный Библиотечно-педагогический совет: направления и первые результаты деятельности», прочитанный Н.С. Волковой. Библиотечно-педагогический Совет это - гражданская инициатива Секции детских библиотек РБА, Гимназического союза Фонда поддержки образования (Санкт - Петербург), Псковской областной библиотеки для детей и юношества им. В.А.Каверина, профессиональных и социальных общественных организаций, специалистов ряда ВУЗов Петербурга. Он был создан три года назад в 2009 г., и за это время накопился как определенный положительный опыт, так и оформились некоторые проблемные позиции. На сегодняшний день необходимо создание банка данных положительного опыта, документов, регламентирующих совместную деятельность школ, библиотек, учреждений дополнительного образования, региональных и местных библиотечно-педагогических советов. Вопрос о месте размещения такой базы находится в стадии обсуждения. Необходимо инициировать дальнейшее создание региональных и муниципальных советов.
Положительный опыт межведомственного взаимодействия в условиях мегаполиса был представлен в докладе директора Централизованной библиотечной системы (ЦБС) Московского района Санкт-Петербурга Н.В. Колясовой «Централизованная библиотечная система как платформа междуведомственного взаимодействия образовательных учреждений, библиотек и общественных организаций». Совместно со школьными библиотекарями здесь был разработан и принят единый корпоративный договор о сотрудничестве на уровне района. Таким образом, была достигнута планомерность сотрудничества, предполагающая планирование деятельности и контроль за ее исполнением. Библиотека планирует создать портал культурно-досуговых и образовательных услуг района. Решение этих задач возможно при последовательном выстраивании связей на уровне властных структур районной администрации.
Опыт взаимодействия с позиции учреждений дополнительного образования был показан в докладе заведующей методическим кабинетом Центра детского творчества «Шанс» г. Перми Л.А. Злыдневой. О совместной деятельности школьных и детских библиотек по формированию культуры чтения детей с позиции школьной библиотеки говорила заведующая библиотекой средней школы №49 г. Перми Н.И. Зыкина. Взгляд учителя литературы на опыт партнерства библиотеки и гимназии получил отражение в докладе Г.Д. Журавлевой, гимназия №2 г. Соликамска Пермского края. Эти доклады показали, что инициаторами совместных действий могут выступать разные участники.
Л.В. Дудова, профессор московского института открытого образования подняла острые вопросы положения школьных библиотек и школьных библиотекарей, профессиональных умений специалистов. Термины «библиотека» и «библиотекарь» исчезают из московских школ. Выпускаемые сейчас бакалавры не имеют достаточной подготовки для формирования универсальных учебных действий у школьников. Также как и выпускаемые библиотекари, они не вполне готовы к обучению детей чтению как метапредметной компетенции. На сегодняшний день путь решения этой проблемы лежит в русле дополнительного образования. Московский институт дополнительного образования разрабатывает и предлагает различные программы переподготовки специалистов, которые включают в себя обучение технологиям чтения педагогов и библиотекарей.
В ходе обсуждения этого доклада было высказано предложение об организации дистанционного обучения специалистов, готовых к обучению детей чтению. Был поставлен вопрос о роли общественных организаций в решении этого вопроса.
О.К. Громова, редактор газеты «Библиотека в школе» вновь подняла вопрос о необходимости сотрудничества библиотечного и педагогического ведомств. Поскольку только совместными усилиями может быть обеспечен положительный результат. Необходимо использовать ресурсы друг друга, не ожидая указаний сверху. Существует насущная потребность выработки общих рекомендаций по взаимодействию, координации деятельности. Издательский дом «Первое сентября» также предпринимает определенные шаги в области переподготовки кадров, создавая и предлагая программы обучения.
Обсуждение проблем подготовки кадров продолжила профессор Челябинской академии культуры и искусств В.Я. Аскарова. С внедрением государственного стандарта в высшей школе, переходом на 2-х уровневую систему происходит вымывание гуманитарной составляющей образования. Базовая часть практически не содержит дисциплин, связанных с чтением. Ввести же эти дисциплины в вариативную часть очень сложно, идет сильное сопротивление этому. Перед профессиональным сообществом стоит задача формирования социального заказа, здесь необходима активная позиция.
В формате «Открытой трибуны» состоялось обсуждение проекта «Концепции библиотечного обслуживания детей в России». Автор текста Концепции – Н.В.Бубекина, в 2011 году – заведующая научно-методическим отделом Российской Государственной детской библиотеки (РГДБ). Текст документа обсуждался в профессиональном сообществе специализированных детских библиотек и , в соответствии с решением совместного заседания Секций детских, школьных библиотек и Секции по чтению Конференции РБА 2011 года, вынесен на обсуждение совместного заседания 2012 года. Т.В. Лавневич , руководитель секции школьных библиотек РБА, отметила неточность формулировки миссии школьной библиотеки, определения штатного расписания школьной библиотеки, некорректность формулировки, определяющей взаимодействие школьной и детской библиотек. Руководитель Секции детских библиотек Н.С.Волкова в выступлении подчеркнула важность разработки такого документа для совершенствования взаимодействия специализированных детских, публичных библиотек и учреждений образования. Особенно важным это становится в процессе реализации новых образовательных стандартов. Учитывая, что документ требует доработки, Н.С.Волкова предлагает создать рабочую группу квалифицированных специалистов и доработать документ.
Е.А. Шилов, приняв участие в обсуждении поставленных проблем, отметил, что в Пензенской области для привлечения детей к чтению будут создаваться клубы книгочеев по всем школам. РБА может стать площадкой для объединения всех заинтересованных сторон, общими усилиями необходимо заставить чиновников в регионах обратить внимание на остроту проблемы детского чтения. Если придет понимание задачи, то появятся и деньги на ее решение.
Завершила работу заседания презентация «Лучшие детские книги издательства «РИПОЛ классик». Новые формы их продвижения и сотрудничества с библиотеками», проведенная О.В. Шакотько, руководителем направления работы с библиотеками, ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик» (Москва).
Заслушав и обсудив конкретный опыт межбиблиотечного взаимодействия, участники заседания одобрили идею создания территориальных межведомственных библиотечно-педагогических советов, отметив важность создания механизмов саморегулирования и самоуправления как на уровне отрасли, так и на уровне организаций. В ходе заседания была поставлена проблема качества подготовки библиотечных и педагогических кадров, призванных обучать детей чтению, продвигать чтение в детскую среду. Состоялось обсуждение Проекта концепции библиотечного обслуживания детей в России в ходе которого были высказаны конкретные замечания по тексту.
В ходе совместного заседания была принята резолюция:
- Рекомендовать региональным детским и юношеским библиотекам выступить с инициативой создания территориальных межведомственных библиотечно-педагогических советов.
- Поручить РГДБ доработать Обращение в Министерство культуры РФ о необходимости подготовки и проведения консультации и совместного совещания с Министерством образования РФ, посвященного созданию системных механизмов взаимодействия детских и школьных библиотек.
- Создать рабочую группу для завершения работы над Концепцией библиотечного обслуживания детей в России.
- Совместно с Секцией библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования (09/10) провести мониторинг действующих учебных планов по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» на предмет включения дисциплин читателеведческой направленности.
Председатель Секции детских библиотек Н.С. Волкова
Председатель Секции школьных библиотек Т.В. Лавневич
Председатель Секции по чтению В.В. Ялышева