Главная / Деятельность / Секции и круглые столы / Ежегодные отчеты Конференции РБА

Заседание секции 36. Секция по межбиблиотечному абонементу и доставке документов

XVIII Ежегодная сессия Конференции РБА, Пенза, 13.05.2013-17.05.2013

14.05.2013г.

Отчет о работе Секции РБА №36 по Межбиблиотечному абонементу и доставке документов на Всероссийском библиотечном конгрессе: XVIII Ежегодная Конференция Российской библиотечной ассоциации, Пенза, 12-17 мая 2013 года.

Заседание секции было самостоятельным и приурочено к основной теме конгресса «Библиотека и права личности». В работе заседания Секции по МБА и ДД приняли участие 24 специалиста из  региональных библиотек РФ, библиотек ВУЗов и профильных организаций.

На заседании был представлен новый председатель секции - Зав. ЦДО и МБА РГБ Павлов Алексей Юрьевич и новый состав Постоянного Комитета секции по итогам выборов в 2013 г.  В Состав ПК вошли: Валькова Светлана Анатольевна - Зав. Сектором МБА Национальной библиотеки Республики Карелия, Гурбанова Ольга Николаевна - Зав МБА и ЭДД Российской Национальной библиотеки, Коурова Татьяна Михайловна –Зав. ЦДД и МБА Свердловской областной универсальной научной библиотеки, Красильникова Ирина Юрьевна - Зав Отделом МБА ГПНТБ СО РАН, Паклин Алексей Геннадьевич Зав. Отделом ЭДД и абонементного обслуживания ГПИБ, Подвигина Марина Павловна – Зам. Заведующего отделом фондов и обслуживания БАН РАН, Середа Ольга Анатольевна – Зав. Отделом МБА и ДД ГПНТБ России.

Структура работы заседания секции была определена темами, предложенными  участниками в своих докладах и презентациях. Основным вектором обсуждения стали базовые положения и история работы системы МБА и ДД в целом, а так же критерии качества работы и применение современных библиотечных и коммуникационных информационных технологий, что позволило обеспечить должный и последовательный интерес к каждому докладчику и поднятых им вопросов.

С докладами выступили:

  1. Гурбанова Ольга Николаевна, заведующий отделом межбиблиотечного абонемента и электронной доставки документов, Российская национальная библиотека. Санкт-Петербург. «Российская национальная библиотека как Федеральный центр МБА и ДД РФ»
  2. Ломакина Любовь Владимировна, главный библиотекарь, Пензенская областная библиотека имени М. Ю. Лермонтова. Пенза. «Мониторинг тематических заказов группы МБА и ЭДД по категориям пользователей»
  3. Колерова Татьяна Сергеевна, старший научный сотрудник, Библиотека по естественным наукам Российской академии наук. Москва. «Расширение функций МБА в ЦБС БЕН РАН на современном этапе»
  4. Валькова Светлана Анатольевна, заведующий сектором, Национальная библиотека Республики Карелия. Петрозаводск. «Личный кабинет читателя в Национальной библиотеке Республики Карелия»
  5. Коурова Татьяна Михайловна, заведующая Центром МБА и ДД, Свердловская областная универсальная научная библиотека им В.Г.Белинского. Екатеринбург. «Исторический контекст развития МБА и ДД в Свердловской области»
  6. Тимофеева Ольга Владимировна, генеральный директор, ЗАО СветсИнформейшен Сервис, г. Москва. «Электронные книги вчера, сегодня, завтра: развитие издательских моделей и новый контент»
  7. Красильникова Ирина Юрьевна, заведующий отделом МБА, Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук, г. Новосибирск. «Оперативность как важнейший критерий оценки качества доставки документов».
  8. Павлов Алексей Юрьевич, заведующий центром дистанционного обслуживания и МБА, Российская государственная библиотека. Москва. «Построение системы межбиблиотечного абонемента в новых условиях. Единое информационное межбиблиотечное пространство».

По итогам представления докладов проводились короткие дискуссии и обсуждения, с выделением наиболее значимых вопросов, которые более широко были рассмотрены на заседании постоянного комитета секции.

Кроме этого были затронуты вопросы, выделенные для решения Постоянным Комитетом за предыдущие годы. Проблемы, обозначенные ранее для решения, требуют вторичного анализа и актуализации, в связи с изменившимися условиями, а также включения в план на новый период работы комитета и секции.

Большое внимание уделялось вопросу терминологии в системе МБА и ДД. Было отмечено то, что термины МБА (межбиблиотечный абонемент), ДД (доставка документов), БА (библиотечный абонемент для организаций) в рамках системы требуют переосмысления или уточнения для однозначного понимания сути процессов их характеризующих всеми участниками системы и пользователями библиотек.

Помимо терминологии поднимались вопросы критериев предъявляемых к участникам системы МБА и ДД, их полномочий, функций и ответственности. Оживленная дискуссия возникла в отношении определения библиотек как организаций, ведущих библиотечную деятельность как основную. Исходя из чего, было приятно решение, провести анализ различных типов организаций, претендующих на право предоставлять и получать услуги МБА и ДД, сравнить их уставные документы на соответствие требованиям законодательства в отношении библиотечного дела и как следствие возможности работы в системе МБА в определенном статусе.

Большое внимание уделялось вопросам финансирования деятельности библиотек в аспекте МБА и ДД и работы в условиях неявно определенных статей в бюджетах организаций обеспечивающих непосредственно обеспечение деятельности МБА, как со стороны заказчиков, так и со стороны продуцентов услуг.

На основании статистических данных об объемах движения документов между организациями библиотеки получили условное разделение на доноров, частичных акцепторов и полных акцепторов. Было принято решение учитывать это условное разделение в дальнейшем переосмыслении функций федеральных, национальных и областных центров МБА и просто потребителей услуг МБА.

Приняли решение начать разработку нового основополагающего документа взамен существующего Положения о национальной системе МБА и ДД РФ регулирующего деятельность служб МБА и ДД библиотек различных ведомств, который позволит снять существующие разногласия и обеспечит взаимодействие их в процессе работы.

Для обеспечения работы в рамках системы МБА предложить единую форму договора для всех библиотек, как инструмент по исключению межведомственных различий необходимости межведомственного утверждения и определению юридических условий работы участников системы МБА. В Секции МБА и ДД до настоящего момента обсуждался вопрос о создании единой формы договора, но в силу объективных причин такая форма не была разработана.

В договоре необходимо отразить терминологию и критерии, а также требования к сторонам договора. Работа в рамках такой формы договора, утвержденной на координационном совете МБА, будет означать согласие с основополагающими положениями системы МБА, которые как совокупность правил, может быть отражена в соответствующем разделе формы договора. При этом каждая библиотека может определять свои правила работы в определённых рамках и не противоречащих условиям отдельных разделов договора в целом и требованиям законодательства. Единая форма договора позволит избежать необходимости заключения бесчисленного количества договоров со стороны библиотек акцепторов. Более крупные библиотеки - доноры, такие как федеральные национальные и крупные областные библиотеки в свою очередь смогут оптимизировать процесс заключения договоров на автоматизированном уровне.

На базе и за счет РГБ как координационного центра создать информационную среду «Единое информационное межбиблиотечное пространство», обеспечивающую следующие основные функции:

a.         Автоматизацию приема заявок по МБА, по ДД для всех библиотек и частично БА для библиотек, не имеющих своих инструментов.

b.         Информационную базу документов и форм договора, их версий и изменений.

c.         Информационно-коммуникативную среду – biblioWIKI, для накопления коллективной информации по значимым фондам различных библиотек и популяризации культурного наследия, а также накоплению информации по ответам библиотек на запросы пользователей и систему эффективного поиска.

d.         Инструменты помощи для библиотек по автоматизированному созданию  веб-сайтов, с привязкой к региональному доменному имени.

e.         Инструменты по созданию  единого сводного электронного каталога для возможности получения  оперативной информации о наличии тех или иных документов в библиотеках.

f.         Инструмент единого читательского билета для граждан и организаций на основе авторизации портала госуслуг РФ – ЕСИА (единая система идентификации и авторизации) и рекомендации по интеграции его с локальными системами базами пользователей библиотек.

В рамках заседания было проведено первое заседание Постоянного Комитета в новом составе. Учитывая территориальную удаленность, друг от друга некоторых участников Секции  было запланировано проведение открытой дискуссии с личным присутствием и в On-line режиме на территории РГБ для утверждения краткосрочного и среднесрочного плана работы постоянного комитета на 2013-2015гг.

По итогам заседания приняты следующие решения:

1.Рекомендовать для публикации в «Информационном бюллетене РБА» доклады  С. А. Вальковой (НБ Республика Карелия) и Л. В. Ломакиной (Пензенская областная библиотека  им. М.Ю.Лермонтова)  - срок до 31.05.13 (отв. Павлов А.Ю., Валькова С.А., Ломакина Л.В.).

2.ПК Секции осуществить публикацию докладов, прозвучавших на заседании Секции и других материалов по проблемам МБА и ДД в журналах «Библиотечное дело»(г.СПБ) или «Мир библиографии» (г.Москва)(доклады А.Ю.Павлова(РГБ),О.Н. Гурбановой (РНБ), И.Ю.Красильниковой(ГПНТБ СО РАН), Т.М. Коуровой (СОУНБ им. В.Г.Белинского), Т.С. Колеровой (БЕН РАН) – срок договорённости с журналами – до 15.06.13(отв. О.Н. Гурбанова, А.Г. Паклин).

3. Создать рабочую группу  по разработке нормативно-правовой документации,  определяющей функционирование системы  МБА и ДД и ДД Российской федерации.

4. Разработать  программный документ «Рекомендации по организации деятельности  и  взаимодействия служб МБА, ММБА, БА (организаций) в Российской Федерации».

 (С целью последующей возможной замены  ими Положения о Национальной Системе МБА и ДД РФ).

5. Рекомендовать РГБ пересмотреть условия договора по информационно-библиотечному обслуживанию в части установления ценовой политики для центральных библиотек субъектов РФ (в частности, предоставление за плату следующих государственных услуг: приём заявки, доставка из фондов, выдача оригинала).

6. Избрать секретарём ПК Секции Ходюкову Ирину Ивановну, сотрудника Центра дистанционного обслуживания и межбиблиотечного абонемента (ЦДО и МБА) РГБ, с обязательным условием участия во всех заседаниях ПК Секции (в т.ч. выездых). 

Председатель Секции:  А.Ю. Павлов





Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2024 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru