Заседание секции 09/10-A. Круглый стол: «Общение и профессиональная этика библиотекаря»
VI Ежегодная сессия Конференции РБА, Саратов, 19.05.2001-25.05.2001
23.05.2001г.
- из Казани – Маргулис Т.Р. (Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр Минздрава республики Татарии);
- Токовинина Е.В. (Научная библиотека Саратовского государственного социально-экономического университета);
- Гусева Ю.В. (Научная библиотека Педагогического института Саратовского государственного университета);
- Кретова Н.П. (ЦБС “Киевская”, г. Москва).
По обсуждавшимся темам выступили 8 человек, в т.ч. Федорова Т.Е., ведущий методист ЦБС г. Саратова, Кретова Н.П., зам. директора ЦБС “Киевская”, Московкина О.П., зав. библиотекой-филиалом № 26 Саратовской ЦБС, Лушникова И.Е., зав. библиотекой-филиалом № 24 Саратовской ЦБС и др.
Всем участникам семинара был подарен плакат “Кодекс…”, подготовленный при содействии кафедры библиотековедения и ИНКОцентра публичных ЦАО г. Москвы.
По теме “Кодекс этики и этикет в современной библиотеке” были предложены следующие вопросы для обсуждения:
- Распространение “Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря” в библиотеках России
- Должен ли соблюдаться “Кодекс...” в работе электронной библиотеки?
- Деловой этикет как неотъемлемая черта деятельности современной библиотеки.
Во вступительном слове С.П.Фунтиковой были рассмотрены вопросы, заявленные для обсуждения, а также сделан небольшой экскурс в разработку “Кодекса…”. В частности С.П.Фунтикова указала на то, что в связи с изменениями в социокультурной ситуации России от библиотечного сообщества потребовалась регламентация отношений с властями, пользователями, коллегами. Созданный и утвержденный в 1999 г. “Кодекс …” должен защитить достоинство профессионала и не дать возможности использования самого демократичного социального института в современных условиях – библиотеки - как инструмента идеологического воздействия, как это было в прошлом.
Ведущая Круглого стола остановилась на огромной роли личности в развитии библиотечного дела в стране. Потребность в хороших специалистах, всей душой преданных выбранному делу, - таких, которые ищут новые пути развития и совершенствования библиотечного дела, людей с неформальным подходом к своей работе, которые умеют объединить вокруг себя единомышленников для достижения поставленной цели, существовала во все времена. С.П. Фунтикова рассказала о своем учителе, об Анне Михайловне Кузнецовой, прошедшей за тридцать лет работы Тверской областной универсальной научной библиотеке путь от помощника библиотекаря до директора, а также ее коллегах и нынешнем директоре Г.С. Латохиной.
Какими бы правильными, необходимыми для работы документами не было бы обеспечено правовое поле библиотекаря, если нет того специалиста, который бы понимал и выполнял свою профессиональную миссию в обществе, - то ничто не может повлиять на результат его деятельности. Тогда может ли “Кодекс…” повысить статус библиотекаря в обществе? Поэтому вполне правомерен вопрос о том, как начал “работать” “Кодекс...” в библиотеках.
Интересное сообщение было сделано Т.Е. Федоровой (ЦБ Саратовской ЦБС) об использовании различных форм с целью улучшения морально-этического микроклимата в коллективе. При этом использовались материалы в вначале появившиеся в ходе обсуждения “Кодекса…” в профессиональной печати, а затем уже положения утвержденного документа. В ЦБС г. Саратова проводились семинары, деловые игры, тренинги (в штатное расписание была введена должность психолога), социологическое исследование “Имидж библиотеки глазами читателя”, читался спецкурс “О работе с персоналом” - для заведующих библиотеками-филиалами и др.
“Кодекс…” обсуждался на семинарах, проводимых методическим отделом ЦБ, поэтому его положения библиотекарям известны.
Н.П.Кретова (“Киевская” ЦБС, г. Москва), принявшая участие в обсуждении, указала на недостаточность отражения в “Кодексе…” профессиональных качеств библиотекаря. По ее мнению следовало бы это обстоятельство учесть при изучении учебных дисциплин в вузах, средних специальных учебных заведениях.
Токовинина Е.В. (Научная библиотека СГСЭУ) говорила о том, что ничто так высоко не ценят читатели как общение с библиотекарем-профессионалом. Коллектив библиотеки поставил перед собой задачу – не оставить без внимания и общения ни одного студента университета.
Анкетирование студентов, которое спустя некоторое время проводила библиотека с целью изучения потребностей читателей, показало, что большинство студентов считают библиотеку самым лучшим местом университета.
В ряде других выступлений Московкиной О.П., Лушниковой И.Е. и др. прозвучали предложения и пожелания разработчикам, поскольку “Кодекс…”, по мнению участников Круглого стола, должен совершенствоваться. Отмечалось также, что, несмотря на широкую публикацию текста в профессиональных периодических изданиях и отдельным буклетом, не все библиотекари ознакомлены с ним.
Вопрос Круглого стола о соблюдении “Кодекса …” в условиях электронной библиотеки широко не обсуждался. Этот вопрос, как нам представляется, должен найти дальнейшую разработку в профессиональной среде с участием правоведов-юристов, поскольку здесь необходимо учитывать имеющиеся положения Законов об авторском праве, о защите информации и др.
Таким образом, обсуждение предложенных вопросов носило и рекомендательный, и аналитический, и критический характер. Были сделаны общие предложения по использованию “Кодекса…” и частные, касающиеся отдельных пунктов документа.
Итоги проведения Круглого стола “Общение и профессиональная этика библиотекаря” Российской Библиотечной Ассоциации можно суммировать следующим образом:
- Поблагодарить всех разработчиков “Кодекса…” за подготовку важного и нужного документа, формирующего профессиональное сознание библиотекаря
- Обеспечить каждую библиотеку плакатом “Кодекса…”
- Имеющий внешнюю привлекательность плакат “Кодекса …” должен быть размещен в библиотеках в местах доступных также и для читателей
- Подготовить методические рекомендации об использовании “Кодекса...” в деятельности библиотек разных ведомств, например, школьных и юношеских – для использования в профориентационной работе и др.
- Рекомендовать руководству библиотечным делом в стране формировать современный образ библиотекаря в СМИ с привлечением “Кодекса…”
- Включать в штатное расписание крупных библиотечных коллективов психологов, специалистов по этике
- Создать Центр, комплексно разрабатывающий вопросы библиотечной этики и этикета, или сайт в Интернете, на котором можно было бы получить профессиональный совет
- Материалы обсуждения “Кодекса…” и полный текст утвержденного документа должны найти отражение в учебниках библиотековедческого цикла и курсе “Введение в специальность”
- При обсуждении тем прозвучал вопрос по “Кодексу…”:
В одном из пунктов документа указывается, что библиотекарь “…защищает права” [коллег]. В связи с этим был поставлен вопрос: “Перед кем идет защита этих прав?”, - по мнению участников Круглого стола, содержание в этом случае размыто.
- В “Кодексе…” указывается, что “библиотекарь обеспечивает высокое качество и комфортность услуг”, однако по независящим от него причинам он не всегда может это обеспечить.
- Обмен мнениями по использованию “Кодекса…” считать полезным и продолжить на страницах профессиональных изданий
С. П. Фунтикова,
доцент кафедры документных ресурсов и
документационного обеспечения управления МГУКИ