Заседание секции 19. Секция школьных библиотек
XVIII Ежегодная сессия Конференции РБА, Пенза, 13.05.2013-17.05.2013
15.05.2013г.
Заседание секции состоялось 15 мая в Пензенской областной библиотеке имени М.Ю. Лермонтова. На секции присутствовало 35 специалистов по работе: с детьми: научный сотрудник, главный редактор профессионального издания, представители профессиональных общественных объединений, методисты, поэт, директор школы, библиотекари школьных и детских библиотек, представители профессиональных общественных организаций из городов Пензы и Пензенской области, Омска, Челябинской области, Москвы.
На секции представлено 8 докладов и сообщений, объединённых общей тематикой «Педагогическая деятельность школьной библиотеки». В выступлениях участников секции рассмотрены различные аспекты темы в приложении к деятельности школьных библиотек: деятельность библиотеки образовательного учреждения в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов, развитие творческого потенциала ребёнка через внеурочную деятельность, проектную деятельность по направлениям: духовно – нравственное, краеведческое, экологическое, обозначены проблемы введения новой должности педагог -библиотекарь.
Обозначены проблемы в деятельности школьных библиотек в выступлениях
Кондратьева Галина Борисовна, старший методист, Пензенский институт развития образования. Пенза раскрыла тему "Роль современной библиотеки образовательного учреждения в контексте введения в ФГОС". Новая миссия библиотеки с введением ФГОС- создание среды для развития детей, отвечающей их возрастным социокультурным и индивидуальным особенностям, через чтение, печатные, аудиовизуальные, электронные документы
Реализация планов будет осуществляться через новые инновационные модели библиотечно-информационного обслуживания
- Медиатека
- Исследовательско-просветительский центр
- Педагогическое подразделение школы
- ИБЦ (БИЦ)
- Медеотека в ресурсном центре
- Центр семейного чтения
Вместе с тем, необходимо преодолеть ряд проблем:
- Недоработка нормативно-правовых документов деятельности ШБ
- Недостаточное финансирование материально-технической базы
- Недостаточное развитие координации и кооперации в работе ШБ
- Подготовка специалистов по работе в школьных библиоте
- Не все ШБ имеют доступ в Интернет. Недостаточное техническое оснащение ШБ
- Не осуществляется кадровая политика в области библиотечной деятельности для ОУ
Отсюда выстраивается стратегия ближайших действий
- Повышение квалификации библиотечных кадров.
- Формирование фондов качественными источниками информации на разных носителях.
- Включение в практику работы библиотеки эффективных техник и технологий.
Создание привлекательной, комфортной библиотечной среды.
Ожидаемые результаты
- Повышение качества образования учащихся при сохранении их здоровья
- Формирование новой модели библиотеки ОУ
- Повышение культурного уровня социума
- Привлечение внимания общественности к делам библиотек ОУ
Громова Ольга Константиновна, главный редактор журнала «Библиотека в школе». Москва обозначила проблемные участки введения новой должности «педагог-библиотекарь». Докладчик обозначила основные проблемы введение нового статуса «педагог-библиотекарь». Новая должность заставляет нас:
- Рассмотреть практику введения новой должности в разных местах
- Задуматься над педагогической составляющей своей работы
- Увидеть потенциал в новых ФГОС
- Искать варианты развития ситуации
Порядина Мария Евгеньевна, старший научный сотрудник, Российская книжная палата. Москва. В докладе «Право на знание и право на незнание: работа с детской и подростковой литературой на «социально востребованные» темы», обозначила актуальные «трудные» темы при беседах с детьми: война, репрессии; социальное неравенство; преступление, насилие, тюрьма; алкоголизм, наркомания, проституция; расизм, шовинизм, ксенофобия; религиозный фанатизм; неблагополучие в семье и школе; сиротство, жизнь в приёмной семье; болезнь, инвалидность, суицид, дала профессиональные рекомендации библиотекарям и педагогам по работе с современной детской литературой:
- Прочитайте книгу самостоятельно.
- Осмыслите собственное впечатление от прочитанной книги.
- Конкретно и чётко сформулируйте, чего именно ВЫ хотите добиться, предлагая ребёнку это чтение, какую цель перед собой ставите, какой «отдачи» ждёте.
- Подумайте, совпадают ли ваши желания с желаниями ребёнка, которому вы намерены предложить это чтение.
- Осознайте ответственность за результат!
Формирование ребёнка как читателя является одним из основных направлений деятельности школьной библиотеки. В связи с этим используется вся совокупность библиотечных и педагогических ресурсов, в том числе, в системе дополнительного образования. Внеурочная деятельность, которая пришла в школьную библиотеку с введением ФГОСов, является расширением возможностей по пропаганде книги среди школьников, что в свою очередь способствует реализации одного из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования: «обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека» ФЗ №273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 (гл.3, ст.1). Особенности внеурочной деятельности с младшими школьниками, направленной на повышение читательской активности и развитие читательских компетенций, привлечение родительской общественности к решению данной задачи прозвучало в докладе Татьяны Владимировны Лавневич, заведующей библиотекой школы №110 города Омска.
В ряде докладов представлен инновационный опыт по работе с одарёнными детьми. Одна из приоритетных задач школьной библиотеки – реализация творческого потенциала детей, считает Шабанова Светлана Максимовна, заведующая библиотекой школы №11 города Пензы. Отмечено библиотерапевтическое значение книги и методика работы в данном направлении с детьми всех возрастов. Взаимодействие библиотерапии с другими науками – социологией, психологией, педагогикой и др. и основные библиотерапевтические методы озвучены в докладах Лилии Вячеславовны Стрельцовой, заведующей библиотекой МБОУ СОШ № 63 г. Пензы и Натальи Алексеевны Щегловой, заведующей библиотекой школы № 30 г. Пензы. Примененяя библиотерапевтические методы Через чтение к ребёнку приходит самопонимание, он учится сравнивать переживания героя со своими переживаниями, видеть связь между словами и чувствами, считают авторы.
Общим рефреном всех выступлений звучала тема: роль библиотеки в формировании гражданственности и духовно – нравственных ценностей молодёжи в обществе знаний и профессиональной ответственности библиотекаря за будущее России. «Есть у нас невидимые крылья…» урок-фантазия в рамках проекта «Друг школы - журнал «Сура» - так звучала тема выступления Юракова Владимира Александровича, поэта, город Пенза. Представив журнал «Сура», как журнал современной литературы, культуры и общественной мысли, Владимир Александрович отметил значение поэтического слова на души детей, формирование их гражданской позиции и эстетических взглядов и показал мастер –класс своего урока – фантазии, где роли учеников с удовольствием исполняли мы -взрослые.
В рамках секции состоялась дискуссионная площадка «Библиотека и права человека», где рассмотрены вопросы по формированию правовой культуры ребёнка, библиотека и права личности. Выступающие отмечали большую роль ежегодных конференций РБА в росте профессионального самосознания библиотекарей. Участники секции были активны в обсуждении, задавали вопросы, высказывали суждения, вносили предложения.
В ходе обсуждения представленных докладов и сообщений было предложено:
- РБА стимулировать и поддерживать создание в регионах профессиональных общественных объединений школьных библиотекарей.
- Поддерживать проектную деятельность школьных библиотекарей.
- Привлекать педагогическую общественность к участию в конференции РБА, для обсуждения стратегий деятельности школьных библиотек.
Огромное спасибо всем, кто помог подготовить секцию и семинар. Это генеральный директор выставочной компании «Узорочье» Алексеев Сергей Николаевич, руководитель проекта выставочной компании "Узорочье" Воробьева Майя Викторовна, главный библиотекарь группы методической работы ГКУК "Пензенская областная библиотека для детей и юношества" Милена Геннадьевна, старший методист Пензенского института развития образования Кондратьева Галина Борисовна. Спасибо всем, кто выступил с докладами, высказал своё мнение в прениях, обозначив тем самым существующие проблемы, и наметил пути их разрешения.
Председатель Секции: Т.В. Лавневич