Заседание секции 09/10. Секция библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования
XIX Ежегодная сессия Конференции РБА, Рязань, 18.05.2014-23.05.2014
20.05.2014г.
Работа Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования на Всероссийском библиотечном Конгрессе: XIX Ежегодной Конференции РБА началась 20 мая 2014 г. с заседания на тему «Профессиональные компетенции современного библиотекаря».
Проблема профессиональных компетенций кадров одна из наиболее актуальных и острых для библиотечного дела страны в период его модернизации. Постановка этого вопроса на ежегодном заседании Секции вызвала большой интерес у участников Конгресса.
На заседании присутствовало около 40 человек. Среди них – представители федеральных библиотек, в том числе ГПНТБ СО РАН, центральных библиотек регионов РФ: Республики Саха (Якутия), Астраханской, Воронежской, Липецкой, Новосибирской, Рязанской, Свердловской областей, библиотек высших учебных заведений (Санкт-Петербургского политехнического университета, Удмуртского государственного университета, Уральского государственного университета, Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина, Омского государственного технического университета), работники муниципальных библиотек городов: Липецка, Рязани, Тулы, Тюмени и специальных библиотек (Рязанской областной медицинской библиотеки); руководители и профессура Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ), Рязанского заочного института (филиала) МГУКИ, Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ), Кемеровского государственного университета культуры и искусств, Челябинской государственной академии культуры и искусства.
В ходе заседания были обсуждены вопросы:
- Профессиональный стандарт специалиста в области библиотечно-
информационной деятельности: статус документа, базовые характеристики и аспекты применения в условиях модернизации отрасли и перспектив преодоления кадрового кризиса;
- мнение работодателей о перспективах библиотечной профессии;
- повышение квалификации и профессиональной переподготовки
кадров как важное условие реализации требований профессионального стандарта;
- применение информационных технологий в практике дополнительно-
го профессионального образования.
Представление проекта базового отраслевого документа – «Профессионального стандарта специалиста в области библиотечно-информационной деятельности» было главной темой заседания.
Документ разрабатывался на основании Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и в соответствии со следующими нормативными актами:
- распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2012 г. № 2204-р о Плане разработки профессиональных стандартов на 2012 -2015 годы;
- приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.11.2012 г. № 565 о Плане-графике подготовки профессиональных стандартов в 2013-2014 годах;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 г. № 23 о Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов.
Проект Профессионального стандарта специалиста в области библиотечно-информационной деятельности был подготовлен рабочей группой в составе: Н. Ю. Дементьева (директор Института информационных коммуникаций и библиотек МГУКИ, В. К. Клюев (заведующий кафедрой управления библиотечно-информационной деятельностью МГУКИ, Т. Я. Кузнецова (председатель Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА, заведующий кафедрой библиотековедения и информатики АПРИКТ), И. С. Пилко (член Совета РБА, проректор по учебной работе Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Работа над документом осуществлялась при непосредственном кураторстве Совета РБА и при активном участии Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования.
Проект Профессионального стандарта нацелен на повышение результативности профессиональной деятельности, развитие творческих созидательных способностей библиотечных специалистов, формирование креативного мышления и лидерских качеств библиотекарей в условиях модернизации отрасли и интенсивного освоения информационных технологий. Он содержит систему обобщенных и конкретных трудовых функций, которые позволят значительно обогатить и расширить направления деятельности библиотек с учетом их развития как интеллектуальных информационных и культурно-просветительных центров.
Значительным достижением проекта Профессионального стандарта является включение в систему трудовых функций весьма важных функциональных блоков библиотечной деятельности, связанных с комплексным сохранением библиотечных фондов, работе с сетевыми электронными ресурсами и цифровыми сервисами, предоставлением культурно-просветительных и досуговых услуг пользователям библиотек.
Предлагаемые проектом стандарта трудовые функции в рамках обобщенных в полном объеме охватывают основные направления работ на конкретных производственных участках библиотечной деятельности и ориентированы на их перспективное развитие. В Профессиональном стандарте максимально полно раскрываются трудовые действия, выполняемые в рамках конкретных трудовых функций, необходимые умения и знания, которыми должны обладать соответствующие специалисты, что и составляет базовое ядро профессиональных компетенций современного библиотекаря.
Особо следует отметить инновационный характер проекта Профессионального стандарта, выраженный в определении набора новых трудовых функций, умений и знаний таких важных участков библиотечной деятельности, как организация электронных каталогов, создание и использование электронных ресурсов, организация обслуживания в режиме удаленного доступа, обеспечение режима хранения, консервации и безопасности библиотечного фонда, сохранение электронных документов, участие в разработке и реализации социокультурных проектов и программ.
Современным требованиям развития отрасли соответствует и предлагаемая проектом стандарта номенклатура должностей библиотечно-информационных специалистов и уровней их квалификации. Предлагаются также возможные новые наименования должностей, в частности, эксперт по комплектованию библиотечного фонда, библиотекарь-эксперт по сохранению библиотечного фонда.
Проект Профессионального стандарта был ободрен экспертной группой, в состав которой вошли 50 специалистов – представители федеральных, центральных региональных, муниципальных и отраслевых ведомственных библиотек, образовательных учреждений сферы культуры, органов управления культуры, общественных профессиональных организаций.
Проект стандарта широко обсуждался также профессиональной общественностью на различных мероприятиях федерального и регионального уровней, научно-практических конференциях и семинарах, круглых столах, библиотечных школах и получил положительную оценку.
Проект был одобрен Секцией библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА и получил положительное заключение Совета РБА.
В середине декабря 2013 г. документ прошел согласование в Министерстве культуры Российской Федерации и 26 декабря 2013 г., в соответствии с установленным регламентом, передан в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации на окончательную экспертизу и утверждение. Эти процедуры должны быть завершены в конце первого полугодия 2014 г.
На заседании Секции с заглавным докладом «Профессиональный стандарт специалиста в области библиотечно-информационной деятельности: статус, базовые характеристики и аспекты применения» выступил член Постоянного комитета Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования В. К. Клюев, заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью МГУКИ (Москва), один из главных разработчиков документа. Он подробно остановился на организации работы по подготовке стандарта, о его принципиально инновационном характере, значении для развития отрасли и её кадрового потенциала, показал возможности его применения в практической деятельности библиотек.
Возможные пути реализации Профессионального стандарта как базового отраслевого документа в аспекте модернизации библиотечно-информационной деятельности были освещены в докладе Т. Я. Кузнецовой, председателя Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования, заведующей кафедрой библиотековедения и информатики АПРИКТ (Москва) «Профессиональный стандарт специалиста в области библиотечно-информационной деятельности как инструмент модернизации отрасли». Докладчица остановилась на характеристике модернизационных процессов в библиотечном деле, рассмотрела основные задачи реализации базовых проектов государственного масштаба, направленных на комплексную модернизацию отрасли: создание Национальной библиотечно-информационной сети ЛИБНЕТ, сохранение библиотечных фондов Российской Федерации и нового этапа развития Национальной электронной библиотеки. Центральную часть доклада составил анализ соответствия трудовых функций, трудовых действий, необходимых умений и знаний, закрепленных профессиональным стандартом, целям, задачам и основным направлениям работы библиотек по вышеназванным государственным проектам. Проведенный анализ показал, что профессиональный стандарт явится действенным средством инновационного преобразования всей библиотечно-информационной сферы и будет содействовать её активному реформированию в русле современных тенденций развития системы социальных коммуникаций, в которой заметное место должны занимать библиотеки.
С интересным докладом «Дихотомия «традиция - современность» в модернизации культуры и образования в информационно-библиотечной сфере» выступила Е. Л. Кудрина, ректор Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Докладчица рассмотрела диалектику традиций и инноваций в контексте модернизационного развития библиотечно-информационной деятельности, показала сущностные особенности происходящих трансформаций в культуре и образовании и их влияние на современные тенденции развития профессионального высшего образования.
Важную проблему взаимоотношений между практической библиотечной сферой и системой подготовки кадров затронула в своем докладе «Мнение работодателей о перспективах библиотечной профессии» С. Л. Попова, заведующий кафедрой Рязанского заочного института (филиала) МГУКИ. Но основе проведенного исследования ею были сделаны интересные выводы о новых представлениях и новых форматах библиотечной профессии, которые диктуются современными тенденциями развития библиотек и которые необходимо учитывать при подготовке будущих библиотекарей.
Специальный доклад был посвящен вопросам совершенствования преподавания библиотечных дисциплин с учётом региональной специфики: «Курс «История библиотек региона» как национально-региональный компонент библиотечного образования» (Е. Б. Артемьева, секретарь Постоянного комитета Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования,, заведующая отделом ГПНТБ СО РАН, доцент Новосибирского государственного педагогического университета).
Интерес у участников заседания вызвали доклады, посвященные практическим вопросам деятельности библиотек в области повышения квалификации кадров и их информационной культуры: «Информационные технологии в практике повышения квалификации библиотечных специалистов» (Е. П. Белова, заместитель директора Централизованной библиотечной системы города. Липецка); «Профессиональное совершенствование библиотечных специалистов как условие повышения качества библиотечно-информационного облуживания пользователей МБУК «ЦБС г. Рязани» (Л. Ю. Томарович, заведующий отделом организационно-методической работы Центральной городской библиотеки имени С.А. Есенина горолда Рязани).
Определенную полемику вызвал доклад «Библиотечный гуманизм в Политехническом университете» (С. В. Шутова, заведующий отделом электронных ресурсов и библиографии Фундаментальной библиотеки Санкт-Петербургского политехнического университета). Участники заседания обратили внимание на некорректную постановку вопроса о наличии якобы «особого гуманистического отношения» к пользователям библиотеки Политехнического университета как негуманитарного вуза, которое проявляется, по мнению докладчика, в повышении их информационной культуры.
В дискуссии по итогам работы Секции участники заседания отметили большой вклад членов рабочей группы по разработке Профессионального стандарта специалиста в области библиотечно-информационной деятельности в подготовку важнейшего для отрасли документа, его своевременность и значительную роль в повышении социального статуса библиотечной профессии, которую он должен выполнять.
Широко обсуждался на заседании и вопрос о негативной тенденции сокращения приема на заочные отделения профильных вузов и грозящей перспективе полного отказа от этой формы профессионального обучения. Для работников библиотек, не имеющих высшего образования, это чревато потерей возможности получить профильное библиотечно-информационное образование, столь необходимое им для профессионального развития и адаптации к требованиям современной библиотечной практики.
По результатам совместного заседания были приняты следующие решения:
1. Учитывая острую проблемную ситуацию с кадровом обеспечением библиотечно-информационной сферы, приступить к разработке Стратегии развития библиотечных кадров до 2020 года и представить ее на рассмотрение в Совет РБА и в Министерство культуры РФ в 2015 году
2. Рекомендовать Постоянному комитету Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА приступить к работе по внедрению в практику Профессионального стандарта специалиста в области библиотечно-информационной деятельности после утверждения его Министерством труда и социальной защиты РФ.
3. Постоянному комитету Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования подготовить проект обращения РБА в Министерство культуры РФ о целесообразности сохранения заочный формы обучения для подготовки бакалавров в области библиотечно-информационной деятельности как главного условия сохранения и профессионального развития кадрового потенциала отрасли. Срок – до конца 2014 г.
5. В целях повышения интереса и мотивации студенчества к библиотечной профессии рекомендовать Совету РБА рассмотреть вопрос об утверждении специальных грантов для студентов профильных вузов на участие в Ежегодных Конференциях РБА.
20 мая состоялось совместное заседание Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования и Секции по особо ценным рукописным документам и редким книгам. Тема совместного заседания «Дополнительное образование в сфере работы с книжными памятниками».
Основанием для проведения совместного заседания явилось активное участие этих двух секций в реализации масштабного образовательного проекта в области подготовки кадров по работе с книжными памятниками в соответствии с «Основными направлениями развития деятельности по сохранению библиотечных фондов в Российской Федерации на 2011 – 2020 годы». Проект реализуется кафедрой библиотековедения и информатики АПРИКТ при активном участии НИО редких книг (Музея книги) Российской государственной бибблиотеки. Его цель – подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих методологией, современными технологиями и инструментарием выявления, учета, изучении, сохранения и обеспечения доступности книжных памятников, а также системного управления комплексной работой с редкой книгой в условиях конкретных регионов, отдельных библиотек, музеев, архивов.
На совместном заседании присутствовало около 30 человек. Среди них – представители федеральных библиотек (РГБ, РНБ, ВГБИЛ, ГПНТБ СО РАН), центральных библиотек регионов РФ (Республики Татарстан, Иркутской и Рязанской областей), библиотек высших учебных заведений (Национального исследовательского Томского государственного университета, Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина), Научной библиотеки Политехнического музея (Москва), руководители и профессура АПРИКТ, Рязанского заочного института (филиала) МГУКИ.
В ходе совместного заседания были обсуждены вопросы:
- кадровое обеспечение деятельности по сохранению документного
культурного наследия;
- научно-методологические основы подготовки специалистов по работе
с книжными памятниками и редкими книгами;
- организация и учебно-методическое обеспечение образовательного
процесса по программе профессиональной переподготовки «Организация и технологии системной работы с книжными памятниками»;
- формирование системы повышения квалификации специалистов
региональных библиотек в области выявления, учета, изучения и обеспечения сохранности книжных памятников и редких книг;
Была проведена также презентация учебно-методического сборника «Сохранение книжных памятников: методика выявления, организация работы, описание и учет», подготовленного коллективом авторов из АРПРИКТ и Российской государственной библиотеки под эгидой Министерства культуры РФ и Российской библиотечной ассоциации (Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования и Секции по особо ценным рукописным документам и редким книгам).
С основными докладами выступили научные руководители и организаторы крупномасштабного образовательного проекта в формате профессиональной переподготовки по программе «Организация и технологии системной работы по сохранению книжных памятников» А. Ю. Самарин, председатель Секции по особо ценным рукописным документам и редким книгам РБА, заместитель генерального директора по библиотечной работе Российской государственной библиотеки («Научно-методический контент образовательной программы «Организация и технологии системной работы по сохранению книжных памятников») и Т. Я. Кузнецова («Организация и учебно-методическое обеспечение подготовки специалистов по работе с книжными памятниками»).
Докладчики охарактеризовали целевые установки и основные задачи образовательного проекта, принципы, положенные в его основу; систему профессиональных компетенций, которыми должны владеть специалисты библиотек, работающие с редкой книгой и книжными памятниками; научно-методически контент учебной программы, её содержательное наполнения, форматы проведения занятий и оценки полученных слушателя знаний. Был подчеркнут инновационный характер программы профессиональной переподготовки «Организация и технологии системной работы с книжными памятниками», которая не имеет аналогов ни в российской, ни в зарубежной образовательной практике.
С большим интересом на заседании был заслушан также доклад «Повышение квалификации специалистов региональных библиотек для работы с книжными памятниками в 2011 – 2013 гг.» (И. П. Тикунова, член Постоянного комитета Секции по особо ценным рукописным документам и редким книгам, Начальник Управления системой фондов Российской государственной библиотеки ). Важный аспект профессиональной деятельности библиотекаря был затронут в докладе Г. М. Вихревой (член Постоянного комитета Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА, заведующей отделом ГПНТБ СО РАН, г. Новосибирск) «Роль и место библиотекаря в сохранении документного наследия».
Завершилось совместное заседаний двух секций представлением учебно-методического сборника «Сохранение книжных памятников: методика выявления, организация работы, описание и учет». Сборник включает учебно-методические разработки, научные публикации и материалы по организации и технологиям системной работы с книжными памятниками. Материалы сборника предназначены, в первую очередь, для комплексного учебно-методического и информационного обеспечения учебного процесса по соответствующей образовательной программе. Однако, благодаря многофункциональному контенту и обширному справочному характеру сборника, он может использоваться в повседневной работе руководителями региональных центров книжных памятников, а также специалистами отделов редких книг библиотек и музеев.
Завершая отчет о работе Секции на Всероссийском библиотечном конгрессе: XIX Ежегодной Конференции РБА, особо хочется отметить вклад профессорско-преподавательского состава Рязанского заочного института (филиала) МГУКИ в реализацию программы работы секции. Ими был представлен цикл докладов, освещающих актуальные проблемы библиотечно-информационного образования, с которыми сталкивается сегодня высшая профессионального школа. Активно работали также представители Рязанской областной универсальной научной библиотеки имени Горького и муниципальных библиотек области, представляя свой опыт в повышении квалификации библиотечных специалистов.
Подводя итоги работы Секции на Всероссийском библиотечном конгрессе в Рязани, её члены высказали благодарность всем организаторам за согласованную и скоординированную работу, отметили очень удобную площадку, предоставленную ей для заседаний – аудитории Рязанского заочного института (филиала) МГУКИ. Это позволило Секции весьма эффективно и плодотворно использовать время, отведенное для намеченных мероприятий.
Т. Я. Кузнецова,
председатель Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА