Заседание секции 18. Секция «Библиотечные общества и ассоциации»
VI Ежегодная сессия Конференции РБА, Саратов, 19.05.2001-25.05.2001
23.05.2001г.
На Круглом столе (под председательством президента СПБО, директора ЦГПБ им. В. Маяковского З.В. Чаловой) была выдвинута для обсуждения тема “Образование бросает вызов библиотекам”.
Проходили дискуссии: (1) “Образование: переход от обучения к меняющейся действительности... Современные тенденции в учебном процессе... Участие студентов в изучении потока информации...”; (2) “Отклик книжного рынка на новые потребности образования... Состояние книжного рынка в помощь учебному процессу... Анализ спроса и предложения на книжном рынке учебной литературы...”; (3) “Как библиотеки реагируют на изменение в комплектовании, в режиме и правилах, в информационном обслуживании, в техническом оснащении... Пути сотрудничества вузовских, научных и публичных библиотек для достижения новой роли в учебном процессе.”.
Присутствовали профессора, члены Ученых библиотечных советов, доценты кафедр и преподаватели крупных вузов России, директора и представители вузовских / университетских библиотек.
Встреча проходила в форме свободных дискуссий, обсуждений.
Полемику вызвало выступление зав. абонементом ЦГПБ М. Вассерман, отметившей проблему, характерную для крупных публичных библиотек, а также на сегодняшний день и для РНБ: “перенасыщенность” библиотек читателями - студентами. Было отмечено, что справиться с колоссальным “наплывом” учащихся становится все труднее; не хватает ни сил, ни технических возможностей, ни - что очень важно - источников... В полемике приняли активное участие все присутствующие: правомерны ли подобные заявления или это действительно становится проблемой... и чьей ? Какова позиция вузов в решении данной проблемы? Студентам предоставлена свобода выбора, в том числе они имеют полное право пользоваться фондами публичных библиотек и НБ, и они идут в те библиотеки, где находят нужную им литературу и информацию. Тот факт, что они не могут найти необходимых источников в библиотеках своих учебных заведений, говорит о том, что комплектование вузовских библиотек учебниками, метод. пособиями и т.п. - вопрос болезненный и требующий обязательного решения. Опытом работы, предлагая свои услуги, поделились представители книготорговых объединений Саратова и Москвы, Центрального коллектора научных библиотек. Необходимо правильно учитывать спрос и предложение на учебную, справочную литературу. Нужен компетентный отбор предлагаемой продукции.
Уровень жизни в разных регионах очень неравноценен, а множество схожих проблем объединяет: например, где выгоднее приобретать литературу, как выжить библиотекам учебных заведений в условиях рыночной экономики, каковы наиболее успешные пути сотрудничества с университетами и т.д. Только путем совместных усилий, а не путем конфронтации смогут существовать библиотечные специалисты и педагоги: те, кто призван нести Знание. (Хорошим доказательством явился пример Библиотеки Томского политехнического университета, тесно сотрудничающей со своим вузом, проводящей совместные факультативы, семинары - в т.ч. и платные.)
Было принято решение: стремиться к созданию в регионах объединений вузовских библиотек (точнее - некоего Консорциума вузовских библиотек), что поможет совместному разрешению ряда проблем.
Кузина Н.Ю.,
научный сотрудник. Российской национальной библиотеки: