Совместное заседание секций 09/10. Секция библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования, 34. Секция по особо ценным рукописным документам и редким книгам
XIX Ежегодная сессия Конференции РБА, Рязань, 18.05.2014-23.05.2014
21.05.2014г.
Совместное заседание Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования и Секции по особо ценным рукописным документам и редким книгам состоялось 21 мая 2014 г. и было посвящено теме «Дополнительное образование в сфере работы с книжными памятниками». На нем было представлено 5 докладов и 1 презентация. В заседании приняли участие около 30 специалистов, представлявших 12 федеральных и региональных учреждений (библиотек и вузов) из 7 городов Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Иркутск, Казань, Новосибирск, Рязань, Томск).
Основанием для проведения совместного заседания явилось активное участие этих двух секций в реализации масштабного образовательного проекта в области подготовки кадров по работе с книжными памятниками в соответствии с «Основными направлениями развития деятельности по сохранению библиотечных фондов в Российской Федерации на 2011 – 2020 годы». Проект реализуется кафедрой библиотековедения и информатики Академии переподготовки кадров искусства, культуры и туризма (АПРИКТ) при активном участии НИО редких книг (Музея книги) Российской государственной библиотеки (РГБ). Его цель – подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих методологией, современными технологиями и инструментарием выявления, учета, изучении, сохранения и обеспечения доступности книжных памятников, а также системного управления комплексной работой с редкой книгой в условиях конкретных регионов, отдельных библиотек, музеев, архивов.
В ходе совместного заседания были обсуждены вопросы:
- кадровое обеспечение деятельности по сохранению документного культурного наследия;
- научно-методологические основы подготовки специалистов по работе с книжными памятниками и редкими книгами;
- организация и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по программе профессиональной переподготовки «Организация и технологии системной работы с книжными памятниками»;
- формирование системы повышения квалификации специалистов региональных библиотек в области выявления, учета, изучения и обеспечения сохранности книжных памятников и редких книг;
Была проведена также презентация учебно-методического сборника «Сохранение книжных памятников: методика выявления, организация работы, описание и учет», подготовленного коллективом авторов из АРПРИКТ и РГБ под эгидой Министерства культуры РФ и Российской библиотечной ассоциации (Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования и Секции по особо ценным рукописным документам и редким книгам»).
В докладе председателя Секции по особо ценным рукописным документам и редким книгам, заместителя генерального директора по библиотечной работе Российской государственной библиотеки А. Ю. Самарина было представлено научно-методическое содержание образовательной программы переподготовки «Организация и технологии системной работы с книжными памятниками», реализуемой АПРИКТ и РГБ с 2011 г. Программа рассчитана на двухлетнее обучение и состоит из 28 курсов. Шесть дисциплин имеют общепрофессиональный характер («Книговедение», «Общее библиотековедение», «Библиотечное фондоведение», «Режим и условия хранения библиотечных фондов», «Общее библиографоведение», «Основы архивоведения»). К ним примыкает спецкурс «История библиотек. Генеалогия книжных коллекций». Они предназначены, в первую очередь, для тех сотрудников библиотек, которые имеют гуманитарное (филологическое, историческое), а не библиотечное образование.
Некоторые предметы, входящие в состав нашей образовательной программы, читаются в вузах гуманитарного профиля, но они были значительно переработаны для задач работы с редкими книгами. В частности, слушателям программы предлагается обширный курс «История книги», дающий общее представление об этапах развития письма, рукописной книги, книгопечатания, изменениях формы книги, развитии технологий полиграфического производства, выдающихся издательствах и деятелях книжного дела. Курс «Палеография» ориентирован, в первую очередь, на развитие навыков чтения книг, а не актовых документов. В курс «Вспомогательные исторические дисциплины» включены только хронология, филигранология, сфрагистика и геральдика, т.е. разделы, помогающие при датировке и атрибуции книг.
Основная часть учебных предметов разработана специально для специалистов, повышающих квалификацию в сфере работы с редкой книгой. Они не имеют аналогов. Среди них курсы об отдельных видах книжных памятников: «Археография и описание русской рукописной книги», «Работа со специальными видами книжных памятников» (курс состоит из трех частей: изоиздания, картографические издания, нотные издания), «Книжные памятники на языках стран Азии и Африки», «Атрибуция и описание станковой и книжной гравюры», «Книжные памятники-коллекции в системе Национального библиотечного фонда». К ним примыкают два курса, посвященные важным составным элементам книги: «История, атрибуция и описание переплетов книжных памятников», «Атрибуция и описание владельческих книжных знаков».
Целый ряд курсов рассматривает нормативные и организационные аспекты работы с книжными памятниками: «Теоретические основы и нормативно-правовая база работы с редкой книгой и книжными памятниками», «Организация работы с книжными памятниками в Российской Федерации», «Комплектование, учет и проверка фонда редких и ценных книг», «Библиографическое описание и аннотирование книжных памятников», «Электронная каталогизация книжных памятников», «Музейная и выставочная работа с книжными памятниками». К ним примыкает цикл курсов, посвященных проблемам сохранности редкого и ценного фонда: «Сохранение фонда редких и ценных книг в процессах использования», «Консервация и реставрация документов и книжных памятников», «Книжные памятники в системе страхового фонда Российской Федерации», «Сохранение книжных памятников в экстремальной ситуации».
Ценной составной частью каждой учебной программы являются списки рекомендованной литературы, являющиеся ценными библиографическими пособиями по изучаемым вопросам.
С докладом «Организация и учебно-методическое обеспечение подготовки специалистов по работе с книжными памятниками» выступила председатель Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования, зав. кафедрой библиотековедения и информатики АПРИКТ Т. Я. Кузнецова. Она охарактеризовала главную цель образовательной программы «Организация и технологии системной работы с книжными памятниками» и её основные задачи. Программа ориентирована на подготовку высококвалифицированных специалистов, владеющих методологией, современными технологиями и научным инструментарием выявления, идентификации, учета, изучения, сохранности и обеспечения доступности книжных памятников, а также системного управления комплексной работой с редкой книгой.
Докладчик отметила, что слаженный высокопрофессиональный коллектив разработчиков образовательной программы и ее исполнителей обеспечил высокий научный и учебно-методический уровень программы, позволил заложить в ее основу и реализовать на практике базовые научно-дидактические принципы обучения в данном формате дополнительного профессионального образования.
В докладе были рассмотрены образовательные технологии, которые были использованы в ходе реализации программы, формы занятий и проверки знаний обучающихся, процедура защиты аттестационных работ.
В заключении докладчик подчеркнула, что программа профессиональной переподготовки «Организация и технологии системной работы с книжными памятниками» не имеет аналогов ни в российской, ни в зарубежной образовательной практике. Она инновационна как по постановке задач, так и по предлагаемому контенту. Её реализация позволила существенно обогатить и расширить возможности системы дополнительного профессионального библиотечно-информационного и книговедческого образования, что весьма актуально в контексте проводимых образовательных реформ.
На заседании был заслушан также отзыв выпускника образовательной программы профессиональной переподготовки «Организация и технологии системной работы с книжными памятниками», директора Научной библиотеки Национального исследовательского Томского государственного университета М. Ю. Шепеля, присланного в адрес участников совместного заседания секций. В отзыве подчёркивается уникальность программы обучения и её практическая направленность, указано также на перспективность образовательной программы, особенно в новых условиях, когда книжные памятники Российской Федерации могут стать частью смыслового ядра Национальной электронной библиотеки.
Член Постоянного комитета Секции по особо ценным рукописным документам и редким книгам, начальник Управления системой фондов Российской государственной библиотеки И. П. Тикунова выступила с докладом «Повышение квалификации специалистов региональных библиотек для работы с книжными памятниками в 2011 – 2013 гг.». Она осветила вопросы дополнительного профессионального образования библиотечных специалистов для реализации мероприятий «Основных направлений развития деятельности по сохранению библиотечных фондов в Российской Федерации на 2011 − 2020 гг.», по разделу «Книжные памятники Российской Федерации». В 2011 − 2013 гг. на федеральном уровне системы профессиональной подготовки специалистов региональных библиотек для работы с книжными памятниками наиболее активно действовали 2 основных обучающих центра: АПРИКТ и РГБ. Результатом их тесного сотрудничества стало проведение 2-годичного курса переподготовки и 4 научно-практических семинаров международного и всероссийского уровня. Кроме того, Российская государственная библиотека как федеральный организационный и научно-методический центр является организатором ежегодного Общероссийского совещания по работе с книжными памятниками и более 50 тренингов, в ходе которых подготовлено более 70 специалистов региональных библиотек, музеев, вузов из 18 регионов страны для участия в формирования Общероссийского свода книжных памятников.
В это же время на региональном уровне активно работали региональные центры по работе с книжными памятниками, ими было проведено в два раза больше семинаров, мастер-классов, стажировок и практикумов, чем за период 2006 − 2010 гг. В более трети этих мероприятий участвовали специалисты федеральных библиотек, в том числе – РГБ.
Подводя итог, докладчик остановился на факторах и рисках, повлиявших на развитие деятельности по повышению квалификации специалистов региональных библиотек для работы с книжными памятниками. В числе позитивных факторов – финансовая поддержка из средств ФЦП «Культура России», развитие нормативной базы и сетевого взаимодействия, а также организующая роль РГБ. Негативное воздействие на процесс оказывают кадровые проблемы, характерные для всей библиотечной отрасли, и проектный режим деятельности, не гарантирующий постоянного бюджетного финансирования.
Важный аспект профессиональной деятельности библиотекаря был затронут в докладе Г. М. Вихревой, члена Постоянного комитета Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования, заведующей отделом ГПНТБ СО РАН «Роль и место библиотекаря в сохранении документного наследия».
Завершилось заседание презентацией учебно-методического сборника «Сохранение книжных памятников. Вып. 1: Методика выявления, организация работы, описание и учет» (М., 2013). Издание включает полные тексты программ учебных курсов по образовательной программе переподготовки «Организация и технологии системной работы с книжными памятниками», а также статьи о современном состоянии законодательства и нормативной базы в области книжных памятников, о методике описания экземпляров для Общероссийского свода книжных памятников, о принципах и особенностях регистрации книжных памятников-коллекций, о состоянии кадрового обеспечения работы с редкой книгой и книжными памятниками.
Участники заседания высоко оценили усилия Академии переподготовки кадров искусства, культуры и туризма и Российской государственной библиотеки по продвижению программы дополнительного образования в сфере книжных памятников, рекомендовали продолжить обучение специалистов по данному направлению и подчеркнули необходимость поддержки этой деятельности со стороны Министерства культуры Российской Федерации.
Т. Я. Кузнецова, председатель Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования;
А. Ю. Самарин, председатель Секции по особо ценным рукописным документам и редким книгам