Заседание секции 16. Секция детских библиотек
XX Ежегодная сессия Конференции РБА, Самара, 17.05.2015-22.05.2015
19.05.2015г.
«Что читает XXI век. Программы и проекты детских библиотек по продвижению чтения» - так была обозначена тема заседания Секции детских библиотек на XX конференции РБА в г. Самара. В его работе приняли участие 70 специалистов из 25 регионов страны.
В «Основах государственной культурной политики», утвержденной президентом Российской Федерации В.В.Путиным, обозначена миссия, возлагаемая на библиотеки страны: расширение доступности для граждан литературы, в том числе – детской; сохранение библиотек как общественных институтов, призванных приобщать к чтению. Реализация позиций этого документа в части, касающейся библиотек, обслуживающих детское население, возможна при сохранении и модернизации существующих ресурсов. В докладе заместителя директора Российской государственной детской библиотеки Ольги Петровны Мезенцевой приведены статистические данные о состоянии сети детских библиотек страны. В настоящее время в России осуществляют библиотечно-информационное обслуживание детского населения 3537 специализированных детских библиотек. С 2000 года сеть сократилась на 1042 единицы. В 2014 году 21 библиотека закрыта в Челябинской области, 11 – в Московской области. Наметилась тенденция сокращения средств, выделяемых на комплектование детской литературы и подписку на периодические издания. Вместе с тем заметно выросли показатели общего количества посещений, особенно – массовых мероприятий, что говорит о востребованности услуг, оказываемых детскими библиотеками.
В выступлениях, прозвучавших на заседании секции, был представлен яркий опыт работы по продвижению чтения библиотек Самарской области. Это многочисленные акции, фестивали книги и чтения, организуемые Самарской областной детской библиотекой («Книга на ладошке», «Детская литературная мастерская», Областной фестиваль «Читающее детство» и др.). Инициированная этой библиотекой акция «Читаем детям о войне» переросла из межрегиональной в международную.
Чрезвычайно интересен целый каскад творческих идей специалистов «Объединения детских библиотек» городского округа Тольятти, поставивших перед собой целью модернизацию пространства и деятельности по продвижению чтения. В сообщении директора «Объединения детских библиотек» Галины Алексеевны Николаевской был представлен многоуровневый проект «BookArt-резиденции. Детские библиотеки Тольятти как территория творческого чтения». Его цель –создание комфортного пространства для чтения и личностного развития; коммуникативной творческой среды; пространства для самореализации креативной читательской деятельности. В детских библиотеках Тольятти созданы творческая студия АРТ-лаб, клуб «Хенд-мэйд», студия художественного слова «Волшебный фонарь», проводится книжный фестиваль «Книжка под подушкой и многие другие творческие проекты и начинания.
В стендовом докладе заведующей отделом комплектования и каталогизации Самарской областной детской библиотеки Светланы Михайловны Панковой озвучен опыт создания электронных иллюстрированных каталогов для детей, применение к создаваемым библиографическим записям ссылок на безопасные Интернет-ресурсы, дополнительный позитивный контент, например, информацию об авторе произведения, художнике, композиторе и пр.
Несомненно, объявленный в стране Год литературы стал благоприятной возможностью мобилизовать усилия по демонстрации роли детских библиотек в решении вопросов организации детского чтения, продвижения лучших образцов отечественной и зарубежной литературы. Ставропольская краевая детская библиотека им. А.Е.Екимцева инициировала проведение в регионе краевой книжно - читательской кампании «26 регион – территория детского чтения». Опыт реализации акции был представлен директором библиотеки Мариной Николаевной Овчелуповой.
Интересный опыт работы по социокультурной, творческой, психологической реабилитации детей – инвалидов по слуху представлен был в сообщении заведующей сектором Муниципальной библиотечной системы города Твери Натальи Александровны Мамитовой. Поскольку в регионе нет специальной библиотеки для людей с нарушением слуха, эту функцию взяла на себя центральная городская библиотека им. А.И.Герцена. Немаловажным оказалось владение языком жеста у двух сотрудников библиотеки. В ходе реализации проектов ( а это – театральные постановки, интерактивные мероприятия пр.) участвуют дети из обычных школ. Таким образом, специалистами библиотеки не только осваиваются приемы библиотерапии, но и реализуется важное направление нравственного воспитания: реализация идей толерантности, умения понимать и «слышать» тех кто не похож на тебя.
Несомненно, широкая палитра новых решений в организации библиотечно-информационного пространства для детей возможна только при высоком уровне профессионализма специалистов. В докладе заместителя директора по информатизации Централизованной системы детских и школьных библиотек г.Озерска Светланы Валентиновны Олефир « Год литературы как мотивация к профессиональному росту библиотекаря» были названы направления, методы и виртуальные ресурсы, где каждый специалист может получить современные навыки и умения, необходимы для успешной работы по продвижению книги и чтения.
Н. С. Волкова,
Председатель Секции детских библиотек