Главная / Деятельность / Секции и круглые столы / Ежегодные отчеты Конференции РБА

Совместное заседание секций 29. Секция издательской и книгораспространительской деятельности, 29-A. Рабочая группа «Библиотеки и социальные медиа»

XX Ежегодная сессия Конференции РБА, Самара, 17.05.2015-22.05.2015

20.05.2015г.

Секция по издательской и книгораспространительской деятельности и Рабочая группа «Библиотеки и социальные медиа» провели 20 мая 2015 года совместное заседание в форме круглого стола, посвятив его теме «БИБЛИОТЕКИ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА — ЭФФЕКТНЫЕ И ЭФФЕКТИВНЫЕ».

Круглый стол проходил при поддержке Федерального агентства по печати и массовым ком­муникациям. Его соорганизаторами стали:

  • Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества,
  • Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»,
  • Российская государственная библиотека,
  • Президентская библиотека им. Б. Н .Ельцина.

Заседание вели: Никонорова Екатерина Васильевна, председатель Секции издательской и книгораспространительской деятельности; руководитель рабочей группы «Библиотеки и социальные медиа»; начальник Управления специальных проектов (Российская государственная библиотека); Бакейкин Сергей Дмитриевич, член Правления РБА, исполнительный директор Межрегионального центра библиотечного сотрудничества; заместитель председателя Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех».

Заседание состояло из 3-х сессий.

Сессия I. Социальные медиа для решения задач медиа-информационной грамотности. Медийно-информационная грамотность: что надо делать в России. Этот блок был посвящен вопросам информационной грамотности и подготовлен Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества и Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех».

Его открыл Е. И. Кузьмин, президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества, заместитель председателя Меж­правительственного совета программы ЮНЕСКО «Информация для всех», председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (Москва). В своем выступлении он обратил внимание на то, что для благополучного существования в современной электронной информационной среде, чтобы успешно в ней функционировать, находить эффективные решения проблем во всех сферах жизнедеятельности, отдельные граждане, их сообщества и целые нации должны не только иметь доступ к информации, но и понимать происходящие изменения, обладать рядом важных компетенций, которые позволяют им искать информацию, определять её достоверность по ряду общих, личных и контекстуальных критериев, создавать новую информацию и новые знания, используя при этом доступные инструменты и форматы, а также распространять информацию и знания по разнообразным каналам. Для этого людей нужно с детства целенаправленно готовить с тем, чтобы они могли понимать и формулировать свои информационные потребности, находить и должным образом понимать, осваивать, интерпретировать, применять, распространять и сохранять информацию, то есть формировать у них медиа- и информационную грамотность.

Вот почему участие в формировании медиа- и информационной грамотности населения, не только учащихся, но взрослых работающих людей, которые давно закончили школы, техникумы и институты, одна из новых важных задач образовательных учреждений, библиотек и органов власти, к решению которой нужно отнестись со всей серьёзностью.

Чтобы развивать медиа- и информационную грамотность и информационную этику, нужна политика их продвижения в национальных образовательных системах, причём эта политика должна быть закреплена в нормативных документах, подчеркнул Е. И. Кузьмин.

Как этому научить? Надо выявлять, обсуждать, анализировать, обобщать, распространять и адаптировать лучший российский и международный опыт. В качестве которого можно взять опыт Польши. С этой целью в стране был подготовлен «Каталог навыков медиа- и информационной грамотности». На русском языке одноименное издание было подготовлено при финансовой поддержке Министерства культуры РФ и Федерального агентства по печатии массовым коммуникациям (Цифровое будущее. Каталог навыков медиа- и информационной грамотности. М.: Межрегион. центр библиотечного сотрудничества (МЦБС). 2013. – 68 с.). Подробную информацию можно найти на сайтах Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Межрегионального центра библиотечного сотрудничества www.ifapcom.ru и www.mcbs.ru.

Центром внимания доклада С. Д. Бакейкина стал анализ деятельности и проектов Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Межрегионального центра библиотечного сотрудничества по продвижению медиа-информа­ционной грамотности. Докладчик обратил внимание на конкретные направления деятельности, связанные с решением этой важной проблемы. Для ее решения было проведено несколько конференций, в частности Международная конференция «Медиа- и информационная грамотность в обществах знания» (Москва, июнь 2012 г.), которая была организована в рамках председательства России в Межправительственном совете Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». В ней приняли участие около 130 экспертов из 40 стран мира, был разработан и принят Итоговый документ – Московская декларация о медиа- и информационной грамотности. Значимым событием в развитие решения вопросов медиаграмотности стала Всероссийская конференция «Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе» (Москва, апрель 2013 г.).

Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества подготовили несколько значимых публикаций, раскрывающих сущность и содержательные стороны формирования медиа-информационной грамотности.

  • Сборник «Медиа- и информационная грамотность в обществах знания» (по материалам международной конференции)
  • Цифровое будущее. Каталог навыков медиа- и информационной грамотности
  • Медийно-информационная грамотность в России: дорога в будущее.

Документы этих конференций и публикации являются основой для формирования основных подходов к формированию медиа- и информационной грамотности и информационной культуры населения и будут способствовать развитию общества знания в России.

Особый интерес вызвало выступление В. П. Чудиновой, главного научного сотрудника отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения (Российская государственная детская библиотека), доцента Межвузовского центра исследования чтения и информационной культуры,Московского госу­дарственного лингвистического университета «Медийно-информационная грамотность детей и взрослых в зер­кале социологических исследований». Она обратила внимание на несколько социологических исследований. Обычно, чаще всего социологи изучают в основном медиапотребление (ЦИРКОН). Причем инициаторами таких исследований является чаще всего Минсвязи РФ, а не Министерство Культуры РФ. ЦИРКОН впервые попытался разработать индикаторы медиаграмотности, которой в мире чаще всего занимаются педагоги.

Кризис чтения – это кризис той модели культуры – литературной культуры,, который существовал ранее. Современные исследования показывают, что интерес к чтению возрастают, только читают и бумажные, и электронные книги. Поэтому нельзя делать однозначные выводы. Следует активно и глубоко исследовать происходящие процессы в информационной среде., а также мотивацию и интерес к чтению у различных групп населения.

 

Сессия II. Как быть эффективными в социальных медиа? Она была посвящена вопросам исследования деятельности библиотек в социальных медиа, управлению сообществами лояльных читателей, организации эффективного обучения библиотекарей работе социальных медиа, методам продвижения библиотечных сообществ в социальных медиа.

О первых итогах исследования деятельности библиотек в социаль­ных медиа рассказала Е. А. Шибаева, координатор Рабочей груп­пы «Библиотеки и социальные медиа»; главный специалист Управле­ния специальных проектов (Российская государственная библиотека).

По итогам организованного и проведенного Рабочей группой РБА первого социологического исследования (мониторинга), в котором приняли участие 273 представителя 57 регионов России, были проанализированы социальные сети, в которых осуществляют работу библиотеки, а также основные характеристики участия библиотек в соцсетях: количество людей, цели, задачи, основные направления деятельности библиотек в соцсетях, наличие необходимых норматиных и регламентирующих документов. Было предложено продолжить мониторинг, увеличить количество библиотек-участников для более глубоких исследований их роли и эффективности присутствия в соцмедиа.

В выступлении «Создание и управление сообществом лояльных читателей» А. Л. Вахрушева, директор Библиотеки-читальни имени И. С. Тургенева (Москва), и Ю. А. Ракова, коммьюнити директор, BookMate (Москва), сформулировали сущностные характеристики лояльности читателей, как той группы читателей, которой интересно обсуждать то, что происходит в библиотеке, включая ее ресурсы, происходящие мероприятия, а также прочитанные книги. При этом чтение книг рассматривается как та основа, которая объединяет читателей, формирует их сообщество, помогающее развитию библиотеки и привлечению новых пользователей.

Вопросам рганизации обучения библиотекарей в их работе в соцмедиа был посвящен доклад «Как организовать эффективное обучение библиотекарей работе в социальных медиа: теория и практика». Его представила И. Н. Огнева, заведующая методическим отделом Централизованной библиотечной системы города Арзамаса, Нижего­родской области. Исходя из собственного опыта, автора считает, что наиболее эффективной формой обучния является обучение в электронной среде, которое имеет как свои плюсы, так и минусы. Дальнейшие перспективы обучения работе в социальных медиа определяются:

  • Открытостью и доступностью программ
  • Практикоориентированным обучением
  • Сетевым сотрудничеством и взаимообменом
  • Массовыми онлайн-курсами (MOOC).

Об автоматизации деятельности библиотек в социальных медиа и ин­струментах для повышения их эффективности рассказал Ф. Н. Жерновой, разработчик АИС «Единое информаци­онное пространство в сфере культуры» Министерства культуры Россий­ской Федерации, технический директор, ООО «Медиа Сервис», Белгород, (доклад был заявлен в соавторстве с О. В. Кучирка, координатором проекта АИС ЕИПСК, руководителем проектов, ООО «Медиа Сервис», Белгород). В настоящее время все учреждения культуры активно осваивают информационное пространство, рассказывая о себе и своих событиях на сайте, в социальных сетях, на различных площадках, предоставляя информацию для журналистов и партнеров. По инициативе МК РФ была разработана специализированная программная система, которая позволяет облегчить работу сотрудникам учреждений культуры в этой сфере на безвозмездной основе, и создает каналы максимального распространения информации, создаваемой учреждениями культуры.

Сессия III. Что мы делаем, чтобы быть эффективными? (Примеры акций) была посвящена обсуждению конкретного опыта работы и действующим проектам библиотек в соцмедиа.

В выступлении по теме: «От идеи к осуществлению: Что показали первые месяцы проведе­ния акции #ГодЛитературы» Г. И. Егорова, председатель координационного сове­та региональных центров чтения при НФ «Пушкинская библиотека», руководитель Центра книги и чтения Тверской областной универ­сальной научной библиотеки имени А. М. Горького проанализировала участие библиотек в специальном проекте соцмедиа, посвященном Году Литературы, инициатором которого является рабочая группа «Библиотеки и социальные медиа» Российской библиотечной ассоциации.

Проект активно был воспринят библиотечным сообществом, его поддержали в социальных сетях:

  • Facebook – 318 участников
  •  Одноклассники – 277 участников
  •  ВКонтакте – 238 участников
  •  Google+ – 108 участников
  • Мой Мир – 33 участников

Были проведены 37 акций , задействованы 100 библиотек, более 250 площадок, 15 сервисов. При этом партнерами библиотек в соцмедиа стали читатели. Акция показала, насколько эффективно может библиотека работать в соцсетях, выполняя свои функции, развивая и усиливая свои коммуникации и контакты с читателями. Акция не могла бы состояться, если бы не было координаторов, которые собирали информацию о проводимом юбилее, мотивировали участников к созданию сообщений, создавали единую историю из множества постов и сообщений в социальных сетях. рабочая группа «Библиотеки и социальные медиа» Российской библиотечной ассоциации совместно с исполнительным директором РБА И. А.Трушиной подготовили именные сертификаты-благодарности координаторам акций, которые были вручены в торжественной атмосфере во время заседания.

А. В. Русина, заведующая сектором по работе со СМИ Библиотечной информационной системы города Кургана в выступлении по теме «Офлайн акции в онлайне — открытие Года Литературы в Курга­не в реале и в социальных сетях» подробно рассказала об информационной поддержке мероприятий Года Литературы в городе Кургане с привлечением библиотечных соцсетей, а также о той координационной работе, которую осуществляли библиотеки в социальных сетях с различными категориями населения, особенно с молодежью. Сочетание информационной составляющей, связанной с реальными мероприятиями, а также с деятельностью в соцсетях, дает особый эффект, формирует более устойчивые образы и представления, способствующие усилению имиджа библиотек и увеличению количества читателей и пользователей, вовлеченных в мероприятии, посвященные Году Литературы.

О проектах Президентской библиотеки в социальных сетях рассказала Е. А Долгорукова, ведущий специалист отдела мар­кетинга Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина

(Санкт- Петербург), в выступлении «Президентская библиотека в социальных сетях: новые возможности». Библиотека имеет аккаунты в сети Facebook и ВКонтакте, представлена в Twitter`е и популярных видеохостингах. Это позволяет библиотеке быть ближе к читателям и оперативно подключаться к различным видам активности читателей и других библиотек в сети.

Как привлечь детей к чтению, как продвигать чтение в детской среде в современных условиях развития ИКТ? Об этом и о других интересных формах работы с детьми рассказала Е. Г. Сонис, ведущий библиотекарь Самарскакой об­ластной детской библиотеки в выступлении по теме «Интерактивные информационные технологии как средство про­движения чтения в среде детей и подростков». В этой работе библиотека идет по пути реализации многоуровневых проектов, сочетающих онлайн и офлайн этапы, традиционные и новые методы работы с книгой; проведения собственных творческих интернет-конкурсов и привлечения к значимым сетевым конкурсным ресурсам: «Книжный эксперт 21 века», «Книгуру» и др.; инициации или поддержки общероссийских и международных акций по продвижению чтения, имеющих, как правило, дополнительные смысловые, воспитательные и др. функции. Такой подход к работе с детьми и подростками способствует продвижению чтения, росту популярности библиотеки, развитию детской и подростковой коммуникации и воспитанию книжной культуры детей и подросткой.

Подводя итоги круглого стола, следует особо отметить важность дальнейшего развития деятельности библиотек в социальных сетях, поиска библиотеками своего места в сетевых коммуникациях необходимость, постоянного обмена мнениями и опытом работы и обобщения всех возможных форм и методов работы библиотек различных тпов и видов для формирования методических материалов.

Все презентации участников круглого стола выложены на сайте НеКонференции библиотечных блогеров по адресу: http://neconference.ru/

Председатель секции

по издательской и

книгораспространительской деятельности Е. В. Никонорова

Координатор рабочей группы

«Библиотеки и социальные медиа» Е. А. Шибаева





Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2024 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru