Совместное заседание секций 29. Секция издательской и книгораспространительской деятельности, 29-A. Рабочая группа «Библиотеки и социальные медиа»
XX Ежегодная сессия Конференции РБА, Самара, 17.05.2015-22.05.2015
20.05.2015г.
Секция по издательской и книгораспространительской деятельности и Рабочая группа «Библиотеки и социальные медиа» провели 20 мая 2015 года совместное заседание в форме круглого стола, посвятив его теме «БИБЛИОТЕКИ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА — ЭФФЕКТНЫЕ И ЭФФЕКТИВНЫЕ».
Круглый стол проходил при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Его соорганизаторами стали:
- Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества,
- Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»,
- Российская государственная библиотека,
- Президентская библиотека им. Б. Н .Ельцина.
Заседание вели: Никонорова Екатерина Васильевна, председатель Секции издательской и книгораспространительской деятельности; руководитель рабочей группы «Библиотеки и социальные медиа»; начальник Управления специальных проектов (Российская государственная библиотека); Бакейкин Сергей Дмитриевич, член Правления РБА, исполнительный директор Межрегионального центра библиотечного сотрудничества; заместитель председателя Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех».
Заседание состояло из 3-х сессий.
Сессия I. Социальные медиа для решения задач медиа-информационной грамотности. Медийно-информационная грамотность: что надо делать в России. Этот блок был посвящен вопросам информационной грамотности и подготовлен Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества и Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех».
Его открыл Е. И. Кузьмин, президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества, заместитель председателя Межправительственного совета программы ЮНЕСКО «Информация для всех», председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (Москва). В своем выступлении он обратил внимание на то, что для благополучного существования в современной электронной информационной среде, чтобы успешно в ней функционировать, находить эффективные решения проблем во всех сферах жизнедеятельности, отдельные граждане, их сообщества и целые нации должны не только иметь доступ к информации, но и понимать происходящие изменения, обладать рядом важных компетенций, которые позволяют им искать информацию, определять её достоверность по ряду общих, личных и контекстуальных критериев, создавать новую информацию и новые знания, используя при этом доступные инструменты и форматы, а также распространять информацию и знания по разнообразным каналам. Для этого людей нужно с детства целенаправленно готовить с тем, чтобы они могли понимать и формулировать свои информационные потребности, находить и должным образом понимать, осваивать, интерпретировать, применять, распространять и сохранять информацию, то есть формировать у них медиа- и информационную грамотность.
Вот почему участие в формировании медиа- и информационной грамотности населения, не только учащихся, но взрослых работающих людей, которые давно закончили школы, техникумы и институты, – одна из новых важных задач образовательных учреждений, библиотек и органов власти, к решению которой нужно отнестись со всей серьёзностью.
Чтобы развивать медиа- и информационную грамотность и информационную этику, нужна политика их продвижения в национальных образовательных системах, причём эта политика должна быть закреплена в нормативных документах, подчеркнул Е. И. Кузьмин.
Как этому научить? Надо выявлять, обсуждать, анализировать, обобщать, распространять и адаптировать лучший российский и международный опыт. В качестве которого можно взять опыт Польши. С этой целью в стране был подготовлен «Каталог навыков медиа- и информационной грамотности». На русском языке одноименное издание было подготовлено при финансовой поддержке Министерства культуры РФ и Федерального агентства по печатии массовым коммуникациям (Цифровое будущее. Каталог навыков медиа- и информационной грамотности. М.: Межрегион. центр библиотечного сотрудничества (МЦБС). 2013. – 68 с.). Подробную информацию можно найти на сайтах Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Межрегионального центра библиотечного сотрудничества
Центром внимания доклада С. Д. Бакейкина стал анализ деятельности и проектов Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Межрегионального центра библиотечного сотрудничества по продвижению медиа-информационной грамотности. Докладчик обратил внимание на конкретные направления деятельности, связанные с решением этой важной проблемы. Для ее решения было проведено несколько конференций, в частности Международная конференция «Медиа- и информационная грамотность в обществах знания» (Москва, июнь 2012 г.), которая была организована в рамках председательства России в Межправительственном совете Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». В ней приняли участие около 130 экспертов из 40 стран мира, был разработан и принят Итоговый документ – Московская декларация о медиа- и информационной грамотности. Значимым событием в развитие решения вопросов медиаграмотности стала Всероссийская конференция «Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе» (Москва, апрель 2013 г.).
Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества подготовили несколько значимых публикаций, раскрывающих сущность и содержательные стороны формирования медиа-информационной грамотности.
- Сборник «Медиа- и информационная грамотность в обществах знания» (по материалам международной конференции)
- Цифровое будущее. Каталог навыков медиа- и информационной грамотности
- Медийно-информационная грамотность в России: дорога в будущее.
Документы этих конференций и публикации являются основой для формирования основных подходов к формированию медиа- и информационной грамотности и информационной культуры населения и будут способствовать развитию общества знания в России.
Особый интерес вызвало выступление В. П. Чудиновой, главного научного сотрудника отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения (Российская государственная детская библиотека), доцента Межвузовского центра исследования чтения и информационной культуры,Московского государственного лингвистического университета «Медийно-информационная грамотность детей и взрослых в зеркале социологических исследований». Она обратила внимание на несколько социологических исследований. Обычно, чаще всего социологи изучают в основном медиапотребление (ЦИРКОН). Причем инициаторами таких исследований является чаще всего Минсвязи РФ, а не Министерство Культуры РФ. ЦИРКОН впервые попытался разработать индикаторы медиаграмотности, которой в мире чаще всего занимаются педагоги.
Кризис чтения – это кризис той модели культуры – литературной культуры,, который существовал ранее. Современные исследования показывают, что интерес к чтению возрастают, только читают и бумажные, и электронные книги. Поэтому нельзя делать однозначные выводы. Следует активно и глубоко исследовать происходящие процессы в информационной среде., а также мотивацию и интерес к чтению у различных групп населения.
Сессия II. Как быть эффективными в социальных медиа? Она была посвящена вопросам исследования деятельности библиотек в социальных медиа, управлению сообществами лояльных читателей, организации эффективного обучения библиотекарей работе социальных медиа, методам продвижения библиотечных сообществ в социальных медиа.
О первых итогах исследования деятельности библиотек в социальных медиа рассказала Е. А. Шибаева, координатор Рабочей группы «Библиотеки и социальные медиа»; главный специалист Управления специальных проектов (Российская государственная библиотека).
По итогам организованного и проведенного Рабочей группой РБА первого социологического исследования (мониторинга), в котором приняли участие 273 представителя 57 регионов России, были проанализированы социальные сети, в которых осуществляют работу библиотеки, а также основные характеристики участия библиотек в соцсетях: количество людей, цели, задачи, основные направления деятельности библиотек в соцсетях, наличие необходимых норматиных и регламентирующих документов. Было предложено продолжить мониторинг, увеличить количество библиотек-участников для более глубоких исследований их роли и эффективности присутствия в соцмедиа.
В выступлении «Создание и управление сообществом лояльных читателей» А. Л. Вахрушева, директор Библиотеки-читальни имени И. С. Тургенева (Москва), и Ю. А. Ракова, коммьюнити директор, BookMate (Москва), сформулировали сущностные характеристики лояльности читателей, как той группы читателей, которой интересно обсуждать то, что происходит в библиотеке, включая ее ресурсы, происходящие мероприятия, а также прочитанные книги. При этом чтение книг рассматривается как та основа, которая объединяет читателей, формирует их сообщество, помогающее развитию библиотеки и привлечению новых пользователей.
Вопросам рганизации обучения библиотекарей в их работе в соцмедиа был посвящен доклад «Как организовать эффективное обучение библиотекарей работе в социальных медиа: теория и практика». Его представила И. Н. Огнева, заведующая методическим отделом Централизованной библиотечной системы города Арзамаса, Нижегородской области. Исходя из собственного опыта, автора считает, что наиболее эффективной формой обучния является обучение в электронной среде, которое имеет как свои плюсы, так и минусы. Дальнейшие перспективы обучения работе в социальных медиа определяются:
- Открытостью и доступностью программ
- Практикоориентированным обучением
- Сетевым сотрудничеством и взаимообменом
- Массовыми онлайн-курсами (MOOC).
Об автоматизации деятельности библиотек в социальных медиа и инструментах для повышения их эффективности рассказал Ф. Н. Жерновой, разработчик АИС «Единое информационное пространство в сфере культуры» Министерства культуры Российской Федерации, технический директор, ООО «Медиа Сервис», Белгород, (доклад был заявлен в соавторстве с О. В. Кучирка, координатором проекта АИС ЕИПСК, руководителем проектов, ООО «Медиа Сервис», Белгород). В настоящее время все учреждения культуры активно осваивают информационное пространство, рассказывая о себе и своих событиях на сайте, в социальных сетях, на различных площадках, предоставляя информацию для журналистов и партнеров. По инициативе МК РФ была разработана специализированная программная система, которая позволяет облегчить работу сотрудникам учреждений культуры в этой сфере на безвозмездной основе, и создает каналы максимального распространения информации, создаваемой учреждениями культуры.
Сессия III. Что мы делаем, чтобы быть эффективными? (Примеры акций) была посвящена обсуждению конкретного опыта работы и действующим проектам библиотек в соцмедиа.
В выступлении по теме: «От идеи к осуществлению: Что показали первые месяцы проведения акции #ГодЛитературы» Г. И. Егорова, председатель координационного совета региональных центров чтения при НФ «Пушкинская библиотека», руководитель Центра книги и чтения Тверской областной универсальной научной библиотеки имени А. М. Горького проанализировала участие библиотек в специальном проекте соцмедиа, посвященном Году Литературы, инициатором которого является рабочая группа «Библиотеки и социальные медиа» Российской библиотечной ассоциации.
Проект активно был воспринят библиотечным сообществом, его поддержали в социальных сетях:
- Facebook – 318 участников
- Одноклассники – 277 участников
- ВКонтакте – 238 участников
- Google+ – 108 участников
- Мой Мир – 33 участников
Были проведены 37 акций , задействованы 100 библиотек, более 250 площадок, 15 сервисов. При этом партнерами библиотек в соцмедиа стали читатели. Акция показала, насколько эффективно может библиотека работать в соцсетях, выполняя свои функции, развивая и усиливая свои коммуникации и контакты с читателями. Акция не могла бы состояться, если бы не было координаторов, которые собирали информацию о проводимом юбилее, мотивировали участников к созданию сообщений, создавали единую историю из множества постов и сообщений в социальных сетях. рабочая группа «Библиотеки и социальные медиа» Российской библиотечной ассоциации совместно с исполнительным директором РБА И. А.Трушиной подготовили именные сертификаты-благодарности координаторам акций, которые были вручены в торжественной атмосфере во время заседания.
А. В. Русина, заведующая сектором по работе со СМИ Библиотечной информационной системы города Кургана в выступлении по теме «Офлайн акции в онлайне — открытие Года Литературы в Кургане в реале и в социальных сетях» подробно рассказала об информационной поддержке мероприятий Года Литературы в городе Кургане с привлечением библиотечных соцсетей, а также о той координационной работе, которую осуществляли библиотеки в социальных сетях с различными категориями населения, особенно с молодежью. Сочетание информационной составляющей, связанной с реальными мероприятиями, а также с деятельностью в соцсетях, дает особый эффект, формирует более устойчивые образы и представления, способствующие усилению имиджа библиотек и увеличению количества читателей и пользователей, вовлеченных в мероприятии, посвященные Году Литературы.
О проектах Президентской библиотеки в социальных сетях рассказала Е. А Долгорукова, ведущий специалист отдела маркетинга Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина
(Санкт- Петербург), в выступлении «Президентская библиотека в социальных сетях: новые возможности». Библиотека имеет аккаунты в сети Facebook и ВКонтакте, представлена в Twitter`е и популярных видеохостингах. Это позволяет библиотеке быть ближе к читателям и оперативно подключаться к различным видам активности читателей и других библиотек в сети.
Как привлечь детей к чтению, как продвигать чтение в детской среде в современных условиях развития ИКТ? Об этом и о других интересных формах работы с детьми рассказала Е. Г. Сонис, ведущий библиотекарь Самарскакой областной детской библиотеки в выступлении по теме «Интерактивные информационные технологии как средство продвижения чтения в среде детей и подростков». В этой работе библиотека идет по пути реализации многоуровневых проектов, сочетающих онлайн и офлайн этапы, традиционные и новые методы работы с книгой; проведения собственных творческих интернет-конкурсов и привлечения к значимым сетевым конкурсным ресурсам: «Книжный эксперт 21 века», «Книгуру» и др.; инициации или поддержки общероссийских и международных акций по продвижению чтения, имеющих, как правило, дополнительные смысловые, воспитательные и др. функции. Такой подход к работе с детьми и подростками способствует продвижению чтения, росту популярности библиотеки, развитию детской и подростковой коммуникации и воспитанию книжной культуры детей и подросткой.
Подводя итоги круглого стола, следует особо отметить важность дальнейшего развития деятельности библиотек в социальных сетях, поиска библиотеками своего места в сетевых коммуникациях необходимость, постоянного обмена мнениями и опытом работы и обобщения всех возможных форм и методов работы библиотек различных тпов и видов для формирования методических материалов.
Все презентации участников круглого стола выложены на сайте НеКонференции библиотечных блогеров по адресу:
Председатель секции
по издательской и
книгораспространительской деятельности Е. В. Никонорова
Координатор рабочей группы
«Библиотеки и социальные медиа» Е. А. Шибаева