Заседание секции 32. Секция по библиотечному менеджменту и маркетингу
XXII Ежегодная сессия Конференции РБА, Красноярск, 14.05.2017-19.05.2017
16.05.2017г.
Заседание Секции по библиотечному менеджменту и маркетингу состоялось 16 мая в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края. Ведущими выступили Людмила Николаевна Зайцева, председатель Секции по библиотечному менеджменту и маркетингу (заведующая отделом планирования и отчетности, Российская государственная библиотека Москва), Наталья Степановна Редькина, член Постоянного комитета Секции по библиотечному менеджменту и маркетингу (заместитель директора по научной работе, Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск)
На заседании, посвященном теме «Современные подходы к эффективному управлению библиотекой», был аншлаг: в нём приняли участие в общей сложности более 100 человек (в 2016 г. — 90, в 2015 г. — 64). Присутствовали (ориентировочно) представители библиотек 11 регионов страны, в основном руководители библиотек (топ-менеджеры — 46%, руководители среднего звена — 42%), специалисты (8%) и преподаватели профильных учебных заведений (4%).
Особенностью заседания 32 Секции РБА по библиотечному менеджменту и маркетингу было то, что оно включало 4 тематических «разножанровых блока»: сессионное заседание с докладами и сообщениями, два мастер-класса (маркетинг-класс и менеджмент-класс), семинар-тренинг, презентация профессиональных изданий.
Чрезвычайно востребованными форматами оказались мастер-классы и семинары тренинги от ведущих профессионалов-практиков и экспертов в области библиотечного менеджмента и маркетинга (И. А. Новиков, Москва; А. С. Карауш, Томск; Н. С. Редькина, Новосибирск; Л. Н. Зайцева, Москва).
Благодаря жесткому тайм-менеджменту были заслушаны все (!) заявленные в программе доклады, сделано одно дополнительное сообщение, участники заседания получили возможность задать вопросы и услышать на них ответы докладчиков.
Такой подход во многом обеспечил успешность проведения заседания и, по общему мнению, в полной мере отвечает целям и задачам конгресса РБА — развитию и укреплению профессиональных коммуникаций.
В ходе мероприятия методом анкетирования был проведен опрос мнений участников. С учетом высказанных предложений на заключительном заседании членов ПК 32 Секции были определены и рекомендованы к публикации в «Информационном бюллетене РБА» следующие доклады:
- Куюкова Н. И. Формирование позитивного облика детской библиотеки в сознании потенциальных пользователей и партнёров (опыт участия в международном конкурсе маркетинговых проектов ИФЛА).
- Редькина Н. С. Инструменты веб-аналитики для целей библиотечного маркетинга
- Саенко З. М. Управление проектами в системе менеджмента качества библиотеки
- Шевчук Е. А. Детская библиотека в городском пространстве или имиджевые мероприятия библиотек
Также было рекомендовано направить в редакцию сайта с последующей публикацией в ИБ РБА информацию об итогах Международного конкурса ИФЛА-БибЛибр на лучший маркетинговый проект библиотек в 2017 году, в котором участвовала 21 российская библиотека: две из них вошли в ТОП-10: Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина (Санкт-Петербуг) и Хакасская Республиканская детская библиотека (г. Абакан, Республика Хакассия).
Членами Постоянного комитета Секции по библиотечному менеджменту и маркетингу по итогам открытого сессионного заседания были выработаны и одобрены следующие «оргвыводы» и предложения:
- Одобрить и применять в дальнейшем практику разноформатного проведения и тайм-менеджмента сессионного заседания секции.
- Публично поздравить от имени РБА две российские библиотеки, маркетинговые проекты которых получили международное признание и вошли в ТОП-10 конкурса ИФЛА — БибЛибр в 2017 году:
— Президентскую библиотеку имени Б. Н. Ельцина (проект «Смотреть / Читать / Слышать»)
— Хакасскую Республиканскую детскую библиотеку (проект «Страна Читалия приглашает друзей») - Заблаговременно подготовить и представить программному комитету следующего конгресса РБА предложения по тематике, организации и проведению сессионного заседания Секции в 2018 году.
- Вновь поднять вопрос пересмотре Положения о секциях РБА и содействовать оперативному его решению с целью повышения эффективности деятельности постоянных комитетов, в том числе путём введения новой формы членства — член-корреспондент ПК секции РБА.
- Подготовить и представить в секретариат РБА предложения об использовании средств секции на развитие методической деятельности, представление опыта лучших специалистов отрасли, в т.ч. ставших победителями конкурсов в области менеджмента и маркетинга, библиотек на всероссийских и международных мероприятиях.
Участники заседания также оценили полезность и интересность мероприятия, дав ему высокую оценку — 8,8 балла из 10 возможных (в 2016 — 8,7).
Новый партнёр Секции по библиотечному менеджменту и маркетингу — Гильдия маркетологов — предоставила свое только что вышедшее в свет издание справочник «Маркетинг в России. 2017» для поощрения наиболее активных участников заседания секции и авторов лучших конкурсных проектов.
Людмила Николаевна Зайцева,
председатель Секции по библиотечному менеджменту и маркетингу;
Наталья Степановна Редькина,
член Постоянного комитета Секции по библиотечному менеджменту и маркетингу
------------------
Презентации:
Саенко Зинаида Матвеевна, начальник отдела «Центр профессионального развития», Новосибирская государственная областная научная библиотека, Новосибирск: Управление проектами в системе менеджмента качества библиотеки
Редькина Наталья Степановна, заместитель директора, Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирская область, член Постоянного комитета Секции РБА по библиотечному менеджменту и маркетингу: Инструменты веб-аналитики для целей библиотечного маркетинга
Шевчук Елена Алексеевна, заведующая методико-библиографическим отделом, Центральная детская библиотека, Централизованная библиотечная система для детей имени Н. Островского. Красноярск: Детская библиотека в городском пространстве, или имиджевые мероприятия библиотек
Игнатова Людмила Андреевна, начальник рекламно-издательского отдела, Новосибирское библиотечное общество, Новосибирск: Знакомьтесь — библиотека: рекламно-издательский отдел в библиотеке
Лютецкий Владимир Михайлович, заместитель директора по науке, ООО «Радуга-ЛИК с Вами», Рязань:
Ломова Ольга Валерьевна, заместитель директора, Хакасская республиканская детская библиотека, Абакан, Республика Хакасия; Доклад представила Куюкова Наталья Ивановна, заведующая информационно-библиографическим сектором, Хакасская республиканская детская библиотека, Абакан, Республика Хакасия: Формирование позитивного облика детской библиотеки в сознании потенциальных пользователей и партнёров (опыт участия в международном конкурсе маркетинговых проектов ИФЛА)
Зайцева Людмила Николаевна, заведующая отделом сводного планирования и отчетности, Российская государственная библиотека, Москва; председатель Постоянного комитета Секции РБА по библиотечному менеджменту и маркетингу: Библиотечный маркетинг в России и за рубежом в 2017 году: что нового? (по итогам конкурса ИФЛА — БибЛибр)
Клюев Владимир Константинович, заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью, Московский государственный институт культуры, Москва; член Постоянного комитета Секции РБА по библиотечному менеджменту и маркетингу: Базовые учебники отраслевых менеджмента и маркетинга для бакалавров: концептуально-содержательная характеристики
Липенский Александр Владимирович, ведущий специалист, отдел электронных ресурсов, ЗАО «КОНЭК», Москва: Emerald Library Studies — международный опыт в сфере библиотечного менеджмента и маркетинга