Главная / Деятельность / Секции и круглые столы / Ежегодные отчеты Конференции РБА

Совместное заседание секций 01/17. Секция центральных библиотек субъектов Российской Федерации, 03. Секция библиотек, обслуживающих инвалидов, 09/10. Секция библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования, 14. Секция публичных библиотек, 26. Секция сельских библиотек

XXII Ежегодная сессия Конференции РБА, Красноярск, 14.05.2017-19.05.2017

16.05.2017г.

В Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края 16 мая 2017 года по инициативе Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования состоялось совестное заседание данной Секции с Секцией центральных библиотек субъектов РФ, Секцией публичных библиотек, Секцией библиотек, обслуживающих инвалидов и Секцией сельских библиотек на тему «Современные модели повышения квалификации и переподготовки библиотекарей: сетевое взаимодействие библиотек и образовательных структур».

В работе совместного заседания приняли участие 70 человек из более 20 городов России (Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Белгород, Брянск, Горно-Алтайск, Дивногорск, Дудинка, Екатеринбург, Зеленогорск, Иркутск, Кемерово, Киров, Красноярск, Кызыл, Новосибирск, Новоуральск, Омск, Томск, Туруханск, Тюмень, Улан-Удэ, Челябинск). Среди них — представители вузов культуры (Московский государственный институт культуры, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Кемеровский государственный институт культуры) и других образовательных организаций,  федеральных (Российской государственной библиотеки, Российской государственной библиотеки для слепых, Государственной публичной научно-технической библиотеки СО РАН), центральных региональных и муниципальных библиотек.

Было заслушано 12 докладов, проведена дискуссия по вопросам формирования системы дополнительного профессионального образования и ее информационной базы, сетевого взаимодействия библиотек и образовательных структур при реализации программ повышения квалификации и переподготовки библиотечных специалистов,  использования дистанционных технологий обучения, развития профессиональных компетенций работников библиотек, реализации специальных обучающих программ для библиотекарей, обслуживающих читателей с ограниченными физическими возможностями.

Наибольшее внимание было уделено вопросам сетевого взаимодействия как базовому  фактору инновационного развития библиотечного образования. Этому перспективному  организационно-технологическому инструментарию был посвящен доклад члена Правления РБА,  председателя Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования, старшего научного сотрудника Научно-образовательного центра «АПРИКТ» Московского государственного института культуры Т. Я. Кузнецовой («Сетевое взаимодействие как базовый фактор инновационного развития библиотечного образования»). Докладчик охарактеризовал преимущества сетевого взаимодействия в использовании  интеллектуальных,  кадровых, учебно-методических,  информационных и  материально-технических ресурсов всех участников образовательного процесса, ознакомил с практикой сетевого взаимодействия при реализации таких крупномасштабных образовательных проектов как Всероссийская школа библиотечной инноватики (2000—2016 гг.), Международная библиотечная философская школа (2004—2016 гг.), «Управление библиотекой вуза в условиях реорганизации системы образования» (2005—2016 гг.) и других.  В докладе было обращено особое внимание на  необходимость развития  сетевого взаимодействия профильных вузов с библиотеками-новаторами в целях повышения качества подготовки и переподготовки библиотечных специалистов.

Отдельные аспекты сотрудничества между образовательными структурами и библиотеками были рассмотрены  в докладе  И. С. Пилко, члена Правления РБА,  руководителя Научно-образовательного центра библиотечно-информационных технологий Санкт-Петербургского государственного института культуры «Дополнительное профессиональное образование: в поисках баланса потребностей и возможностей».

Специальный доклад был посвящен характеристике сложившейся системы образовательных учреждений, реализующих программы высшего профессионального, дополнительного и последипломного библиотечно-информационного образования «Трансформация сети учреждений библиотечного образования: анализ современной ситуации», представленный Е. Б. Артемьевой, секретарем Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования, заведующей отделом научно-исследовательской и методической работы ГПНТБ СО РАН (Новосибирск). В докладе был поставлен вопрос о необходимости  формирования полной и достоверной базы данных  всех структур, реализующих  учебные программы  различных уровней непрерывного профессионального  библиотечно-информационного образования как важного инструмента координации деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации  библиотечных кадров, развития ее как целостной системы.

Практика применения электронных технологий в непрерывном образовании  библиотечных специалистов была одной из ключевых тем совместного заседания.  Значительный достижения в развитии дистант-обучения, накопленные Кемеровским государственным институтом культуры, были представлены в докладе Ю. В. Жигульской, деканом факультета этого института, «Дистанционный формат повышения квалификации и переподготовки библиотечных кадров: опыт КемГИК в реализации  образовательных программ».

С успешными результатами применения сетевых образовательных технологий  участников заседания ознакомила в докладе «Дистанционное обучение  в непрерывном  образовании библиотекарей. Из опыта работы Учебного центра Свердловской областной  библиотеки для детей и  молодежи им. В. П. Крапивина» директор  этой библиотеки» Н. Р. Жамалетдинова (г. Екатеринбург).

С  большим интересом были заслушаны доклады  о  современных образовательных технологиях, используемых  при реализации программ повышения квалификации  библиотекарей Красноярского края. «Технологии развития профессиональных компетенций сотрудников муниципальных библиотек» — тема выступления Е. А Шевчук, заведующей методико-библиографическим отделом Центральной детской библиотекой  Централизованной  библиотечной системы для детей имени Н. Островского, (г. Красноярск); опыт библиотекарей Красноярского края в использовании дистанционных  форм повышения квалификации  стал предметом выступления Е. А. Абаевой, главного библиотекаря центральной районной детской библиотеки Туруханской межпоселенческой   централизованной информационно-библиотечной системы.

Развитие профессиональных компетенций библиотекарей, осуществляемое с помощью такой традиционной  формы как конкурс профессионального мастерства  было освещено в выступлении Т. Ю. Тихоновой, ученого секретаря организационного отдела Муниципальной информационно-библиотечной системы г. Томска.

По результатам проведенного заседания было рекомендовано:

1.Всем участникам системы непрерывного профессионального библиотечно-информационного образования внедрять сетевое взаимодействие в качестве действенного инструмента повышения  качества и эффективности подготовки, переподготовки и повышения квалификации библиотечных специалистов;

2.Секции 09/10 провести мониторинг структур непрерывного профессионального образования всех уровней и предлагаемых ими учебных программ с целью координации их деятельности  и развития  как целостной системы;

3.Рационально использовать дистанционные, интерактивные и  другие современные  форматы обучения при реализации программ повышения квалификации и переподготовки  библиотечных специалистов с учетом образовательного контента,  технических возможностей и потребностей обучающихся.
 

Татьяна Яковлевна Кузнецова,
председатель Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования





Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2024 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru