Главная / Деятельность / Секции и круглые столы / Ежегодные отчеты Конференции РБА

Заседание секции 32. Секция по библиотечному менеджменту и маркетингу

XXIII Ежегодная сессия Конференции РБА, Владимир, 12.05.2018-18.05.2018

16.05.2018г.

Тема: «Библиотечный менеджмент и маркетинг в условиях цифровизации»

16 мая в Областном доме молодежи во Владимире состоялось сессионное заседание Секции по библиотечному менеджменту и маркетингу. Ему предшествовало предсессионное заседание на тему «Эффективное управление библиотекой: проблемы и решения», которое прошло 25 апреля 2018 года в Москве в рамках традиционно организуемых Российской государственной библиотекой «Румянцевских чтений — 2018». В нём приняли участие более 20 человек (в 2016-2017 гг. – 34 человека), в том числе посредством скайп-подключения, представлявших библиотеки разных типов и видов из Москвы и Московской области, Новосибирска и Санкт-Петербурга. Фоторепортаж о предсессионном заседании Секции РБА по библиотечному менеджменту и маркетингу.

По сложившейся в последние годы практике, сессионное заседание включало ряд разноформатных блоков: сессионное заседание с докладами и сообщениями управленческой тематики, презентацию новых профессиональных изданий, дискуссионное выступление приглашенного эксперта-аналитика, а также специальное совместное мероприятие с Секцией по международному сотрудничеству.

Организационной особенностью 2018 года стало проведение заседания секции в третий, а не во второй, как обычно, день конгресса РБА. Изменение даты было связано с необходимостью участия членов постоянного комитета секции в специальном мероприятии — российско-американском диалоге «Библиотеки и общество в 21 веке», цели и задачи которого отвечают миссии Секции и находятся в русле межсекционного взаимодействия РБА. При безусловном успехе и целесообразности расширения форм работы Секции на конгрессе РБА, такое организационно-логистическое решение повлияло на численность участников заседания, ограничив их круг. В общей сложности в работе секции приняли участие более 50 человек (в 2017 г. — более 100, в 2016 г. — 90, в 2015 г. — 64), представителей более 20 регионов страны, среди которых были, в основном, руководители библиотек (топ-менеджеры — 47%, руководители среднего звена — 45%), специалисты (6%) и преподаватели профильных высших учебных заведений (2%).

Заседание вели председатель Секции по библиотечному менеджменту и маркетингу Людмила Николаевна Зайцева, заместитель начальника финансов-экономического управления — начальник отдела сводного планирования и отчетности Российской государственной библиотеки; и член Постоянного комитета Секции по библиотечному менеджменту и маркетингу Наталья Степановна Редькина, заместитель директора по научной работе Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук.

Основная часть заседания была посвящена вопросам библиотечного менеджмента и маркетинга в условиях цифровизации. В докладах освещались разнообразные аспекты темы. Так, представители Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук поделились опытом менеджмента электронных ресурсов в библиотеке (Наталья Степановна Редькина), рассказали о подходах к оценке эффективности методов продвижения библиотечных ресурсов инструментами веб-аналитики (Ольга Михайловна Ударцева), обрисовали перспективы персонализации библиотечного сайта (Людмила Борисовна Шевченко). Представитель Научной библиотеки Национального исследовательского Томского государственного университета Лариса Александровна Курбатова осветила цели, задачи и ход (ре)брендинга своей библиотеки. Сергей Александрович Филатов, представитель Общества с ограниченной ответственностью «Радуга-ЛИК с Вами», в рассуждениях о миссии библиотеки в цифровую эпоху сделал акцент на её причастность к духовному возрождению общества и подключению к всемирной базе данных.

Профессор, заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью Московского государственного института культуры, член Постоянного комитета Секции по библиотечному менеджменту и маркетингу Владимир Константинович Клюев представил собравшимся межвузовскую серию учебников для бакалавров библиотечно-информационной сферы деятельности, в том числе новый учебник по библиотечному менеджменту.

Во втором блоке заседания с дискуссионным докладом на тему «Библиотека в экосистеме цифровой экономики: нормативно-правовой аспект» в роли приглашенного эксперта-аналитика выступила советник дирекции Российской государственной библиотеки, доцент кафедры информатизации культуры и электронных библиотек Московского государственного института культуры Евгения Николаевна Гусева. По единодушному мнению собравшихся, представленный ею предварительный аналитический обзор нормативно-правовой базы, на основе которой действуют библиотеки сегодня, прозвучал чрезвычайно актуально в свете задач конгресса РБА по выработке концепции развития библиотечной отрасли.

Специальное совместное мероприятие с Секцией по международному сотрудничеству было посвящено конкурсу ИФЛА-БибЛибр — 2018 , по итогам которого один из российских проектов вошёл в мировой ТОП-10.

Участников мероприятия приветствовала Светлана Анатольевна Горохова, руководитель Центра международного сотрудничества Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино, член Постоянного комитета Секции по международному сотрудничеству. О целях, задачах и результатах международного конкурса на лучший проект библиотечного маркетинга, который в 15-й раз провела секция ИФЛА по менеджменту и маркетингу, рассказала член жюри конкурса Людмила Николаевна Зайцева. Представитель Новосибирской государственной областной научной библиотеки Ирина Юрьевна Паина поделилась секретами успеха проекта «Библиотека на траве», ставшего финалистом конкурса в 2018 году.

Собравшиеся поздравили коллег с достигнутым успехом, признали профессиональную целесообразность участия в таких конкурсах, обсудили методические и организационные вопросы участия России в конкурсах и проектах ИФЛА, отметили недостаточную активность российских библиотек в представлении своего успешного опыта на международной арене, решив задействовать потенциал секций РБА в продвижении и популяризации российского опыта.

Состоялось также офлайн-заседание членов постоянного комитета секции по библиотечному менеджменту и маркетингу, на котором были рассмотрены предварительные итоги открытого сессионного заседания, обозначены задачи стратегического планирования работы Секции по библиотечному менеджменту и маркетингу, обсуждены текущие организационные вопросы, в том числе взаимодействия членов Постоянного комитета, распределения нагрузки по основным направлениям работы Постоянного комитета Секции РБА в 2018–2019 гг.

Было отмечено, что благодаря жесткому тайм-менеджменту в ходе заседания были представлены все заявленные в программе (на стр. 146–147) доклады, участники имели возможность задать вопросы и услышать ответы каждого докладчика. Такой подход во многом обеспечил успешность проведения заседания и, по общему мнению, в полной мере отвечает целям и задачам конгресса РБА — развитию и укреплению профессиональных коммуникаций.

С учетом высказанных мнений, были рекомендованы к публикации в «Информационном бюллетене РБА» доклады, которые представили:

  1. Ударцева О. М. Оценка эффективности методов продвижения библиотечных ресурсов инструментами веб-аналитики;
  2. Курбатова Л. А. Развитие бренда Научной библиотеки НИ ТГУ
  3. Паина И. Ю. Проект «Библиотека на траве» — финалист конкурса ИФЛА-БибЛибр в 2018 году.

Дополнительно была рекомендована к публикации в «Информационном бюллетене РБА» информация Л. Н. Зайцевой об итогах Международного конкурса ИФЛА-БибЛибр на лучший маркетинговый проект библиотек в 2018 году.

Были сделаны и одобрены следующие «оргвыводы» и предложения:

  • Ввести в число приоритетных задач секции содействие разработке Концепции развития библиотечного дела в Российской Федерации [на период до 2025 года], проектов отраслевых стратегических и программных документов;
  • Подготовить предложения Секции к сводному плану мероприятий РБА до 01.10.2018;
  • Заблаговременно подготовить и своевременно представить программному комитету следующего конгресса РБА предложения по тематике, организации и проведению сессионного заседания Секции в 2019 году;
  • Подготовить и представить в секретариат РБА предложения об использовании средств секции на развитие методической деятельности, представление опыта лучших специалистов отрасли, в т.ч. ставших победителями конкурсов в области менеджмента и маркетинга библиотек на всероссийских и международных мероприятиях;
  • Считать успешной и продолжить практику проектного межсекционного взаимодействия по вопросам менеджмента и маркетинга библиотек, в том числе по линии международного сотрудничества;
  • Считать успешной и продолжить практику разноформатного проведения и тайм-менеджмента сессионного заседания секции;
  • Перенос даты заседания секции допускать только в исключительных случаях, обеспечивая при этом своевременное (предварительное) широкое информирование заинтересованных специалистов по линии РБА, в том числе в профессиональных социально-сетевых группах;
  • Перераспределить обязанности членов Постоянного комитета Секции в целях обеспечения равномерности профессионально-общественной нагрузки, расширения коммуникативных возможностей и пиара деятельности секции;
  • Вернуться к вопросу о пересмотре Положения о секциях РБА и содействовать оперативному его решению с целью повышения эффективности деятельности постоянных комитетов, в том числе путём введения новой формы членства — член-корреспондент Постоянного комитета Секции РБА;
  • Поставить вопрос о расширении состава членов Постоянного комитета Секции и в рабочем порядке рассмотреть кандидатуры для кооптирования;
  • Приветствовать от имени РБА Новосибирскую государственную областную библиотеку, маркетинговый проект которой «Библиотека на траве» получил международное признание и вошёл в ТОП-10 конкурса ИФЛА-БибЛибр в 2018 году.

Лучшие докладчики и наиболее активные участники заседания 32 Секции РБА получили в качестве поощрения получили новые издания Российской государственной библиотеки и Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН:

Годовой отчёт 2017 / Российская государственная библиотека. — М.: Российская государственная библиотека, 2018. — 188 с.: илл., фот.

Организационно-технологическая документация ГПНТБ СО РАН. Путь электронных ресурсов в ГПНТБ СО РАН : инструкция / Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук ; отв. ред. Н. С. Редькина ; отв. сост.: М. Ю. Дунин-Барковская, О. В. Кулева — Новосибирск, 2017. — 127 с.
 

Людмила Николаевна Зайцева,

председатель Секции РБА по библиотечному менеджменту и маркетингу;

заместитель начальника финансово-экономического управления — начальник отдела сводного планирования и отчетности Российской государственной библиотеки

Хэш-теги секции #РБА32 #2018РБА32

---------------------------------------------------------------

Презентации докладов и сообщений, представленных на заседании 32 Секции РБА 16 мая 2018 года:

  1. Менеджмент электронных ресурсов в библиотеке
    Редькина Наталья Степановна, заместитель директора по научной работе, Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук. Член Постоянного комитета Секции по библиотечному менеджменту и маркетингу (Новосибирск)
  2. Оценка эффективности методов продвижения библиотечных ресурсов инструментами веб-аналитики
    Рыхторова Анна Евгеньевна, библиотекарь I категории, Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (Новосибирск)
    Ударцева Ольга Михайловна, главный библиотекарь, Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (Новосибирск)
  3. Стратегия персонализации библиотечного сайта, или зачем нужен «умный» сайт
    Шевченко Людмила Борисовна, старший научный сотрудник, Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (Новосибирск)
  4. Развитие бренда Научной библиотеки НИ ТГУ
    Курбатова Лариса Александровна, заведующий отделом социокультурных коммуникаций научной библиотеки, Национальный исследовательский Томский государственный университет (Томск)
  5. Миссия библиотеки в цифровую эпоху: духовное возрождение общества или подключение к всемирной базе данных?
    Филатов Сергей Александрович, заместитель руководителя отдела культуры, ООО «Радуга-ЛИК с Вами» (Рязань)
  6. Библиотечный менеджмент завершает эксклюзивную серию учебников «Бакалавр библиотечно-информационной деятельности»: концепция, структура, авторский коллектив нового издания
    Клюев Владимир Константинович, заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью, Московский государственный институт культуры. Член Постоянного комитета Секции по библиотечному менеджменту и маркетингу (Москва)
  7. Библиотечный маркетинг-2018: лучшие проекты (обзор итогов конкурса ИФЛА-БибЛибр)
    Зайцева Людмила Николаевна, заместитель начальника финансово-экономического управления — начальник отдела сводного планирования и отчетности, Российская государственная библиотека. Председатель Секции по библиотечному менеджменту и маркетингу (Москва)
  8. Истории успеха: проект «Библиотека на траве» — финалист конкурса ИФЛА-БибЛибр в 2018 году
    Михайлова Анастасия Михайловна, менеджер проектов отдела «Центр профессионального развития», Новосибирская государственная областная научная библиотека (Новосибирск);
    Паина Ирина Юрьевна, PR-менеджер пресс-центра, Новосибирская государственная областная научная библиотека (Новосибирск)




Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2024 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru