Совместное заседание секций 01/17. Секция центральных библиотек субъектов Российской Федерации, 05. Секция по библиотечной политике и законодательству, 14. Секция публичных библиотек, 18. Секция «Библиотечные общества и ассоциации»
XXIII Ежегодная сессия Конференции РБА, Владимир, 12.05.2018-18.05.2018
15.05.2018г.
15 мая во Владимирской областной научной библиотеке состоялось совместное заседание Секции центральных библиотек субъектов Российской федерации, Секции публичных библиотек, Секции по библиотечной политике и законодательству, Секции «Библиотечные общества и ассоциации».
Вели заседание Светлана Степановна Дедюля, вице-президент РБА, председатель Секции центральных библиотек субъектов Российской Федерации, директор Брянской областной научной универсальной библиотеки имени Ф. И. Тютчева; Сергей Александрович Басов, председатель секции РБА «Библиотечные общества и ассоциации», заведующий научно-методическим отделом Российской национальной библиотеки.
Зачином общего разговора стало отдельное заседание Секции центральных библиотек субъектов РФ, на котором состоялся разговор о различных аспектах реализации государственной культурной политики, библиотечных проблемах регионального масштаба и деятельной роли в этих процессах центральных библиотек. Весьма интересными стали выступления о концепции развития Челябинской областной универсальной научной библиотеки (Наталья Ивановна Диская, директор Челябинской областной универсальной научной библиотеки), проектной деятельности Новгородской областной библиотеки (Ирина Алексеевна Морозова, заместитель директора Новгородской областной универсальной научной библиотеки) новейшем опыте «переформатирования» библиотечного обслуживания в Москве (Алина Александровна Богаткова, первый заместитель генерального директора Центральной универсальной научной библиотеки им. Н. А. Некрасова).
Сквозь призму деятельности главных библиотек регионов, отметивших недавно юбилейные даты, были раскрыты особенности и перспективы развития публичных библиотек в Санкт-Петербурге (Елена Геннадьевна Ахти, заместитель директора Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского), в Ивановской (Владимир Евгеньевич Кашаев, директор Ивановской центральной универсальной научной библиотеки) и Рязанской областях (Наталья Николаевна Гришина, директор Рязанской областной универсальной научной библиотеки им. Горького). Национальная библиотека федерального уровня акцентировала внимание участников на партнерских проектах: впечатлил размах сотрудничества в создании региональных центров удаленного доступа (Алексей Александрович Воробьёв, директор по внешним связям Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина).
По ходу заседания звучали критические отзывы о позиции и работе Министерства культуры РФ в целом, отдела библиотек, высказывалось недоумение в связи с отсутствием реальной поддержки общедоступных библиотек со стороны Министерства. В последние годы представители Министерства фактически игнорируют Ежегодные конференции РБА, странным образом «забывают» публиковать данные о публичных библиотеках в своих информационных материалах (например, в брошюре, выпущенной для участников VI Санкт-Петербургского международного культурного форума и др.). Не была включена библиотечная отрасль в Публичную декларацию планов и задач Министерства на 2018 год.
Неоднозначное отношение со стороны библиотечных специалистов вызывает позиция Министра культуры РФ В. Р. Мединского, призывающего «преобразовать» библиотеки в общедоступные культурно-просветительные центры, поддержка реконструкции и строительства на селе только клубных учреждений. Так, на Правительственном часе в Совете федерации в марте 2016 года министр заявил, что постоянные требования увеличить финансирование на закупку книг это «…тупиковый путь... Мы не должны с вами наращивать книгохранилища, ведь хранение и бесплатная выдача книг это тот функционал библиотеки, который сейчас отходит на второй план. Первый план должен быть культурный, просветительный, досуговый».
В ряде выступлений затрагивался вопрос о разработке Концепции развития библиотечного дела в Российской Федерации, отвечающей национальным целям и стратегическим задачам развития страны. Ее адресатом, по мнению представителей центральных библиотек, должны стать органы власти всех уровней, профессионалы библиотечного дела и общество в целом.
Главной темой совместного заседания четырех секций стали вопросы трансформации библиотечных сетей в регионах. Открыл заседание Михаил Дмитриевич Афанасьев, президент РБА, директор Государственной публичной исторической библиотеки России, который подчеркнул важность обсуждения вопросов состояния библиотечной сети страны и мониторинга изменений, отметил роль Центральных библиотек субъектов РФ в решении вопросов упорядочения региональных библиотечных сетей, совместной работы над нормативами федерального и регионального уровней. Он сообщил, что Министерство культуры положительно отнеслось к нормативным предложениям РБА и Российской национальной библиотеки, есть уверенность в том, что предложения специалистов будут приняты Министерством и станут основой новых сетевых нормативов, которые должны быть подготовлены по распоряжению Правительства РФ от 22.12.2017 года.
Были заслушаны ключевые доклады: «Библиотека: убрать нельзя оставить. Где поставить запятую» (Светлана Степановна Дедюля, директор Брянской областной универсальной научной библиотеки); «Состояние сети общедоступных библиотек: мониторинг трансформаций 2015–2017» (Маргарита Борисовна Аврамова, заведующая сектором Научно-методического отдела Российской национальной библиотеки); «Современная городская библиотека: опыт московской библиотечной сети» (Мария Васильевна Рогачева, генеральный директор Московской дирекции по развитию культурных центров); «Развитие библиотечной политики в условиях «вечной оптимизации» (Надежда Петровна Рожкова, директор Белгородской областной универсальной научной библиотеки); «О восстановлении сетевого принципа организации библиотечного обслуживания в Новосибирской области (Светлана Антоновна Тарасова, директор Новосибирской областной универсальной научной библиотеки) и выступления других специалистов.
Во многих выступлениях обоснованно прозвучала озабоченность негативным воздействием на состояние сети библиотек социальных нормативов, утвержденных распоряжением Правительства РФ 26.01.2017 № 95-р и отмененных его же распоряжением 22.12.2017 № 2905-р. Отмечалась противоречивость и непоследовательность процесса разработки и внедрения социальных нормативов в течение последних трех лет, которые велись Министерством культуры без участия РБА, специалистов федеральных и региональных библиотек-методических центров. Результатом стала возросшая нестабильность библиотечной ситуации в регионах, когда внедрение нормативов требовало одновременного как закрытия, так и открытия библиотек практически во всех субъектах РФ.
В соответствии с поручением Министерства культуры РНБ, на основе ежегодных докладов (обзоров) центральных библиотек субъектов о состоянии и деятельности муниципальных библиотек, при поддержке РБА осуществляет мониторинг сетевых трансформаций, формирует достоверную картину состояния региональных сетей общедоступных библиотек. Но, к сожалению, пока отсутствует адекватная обратная связь с Министерством культуры России по многим вопросам нормативно-методического обеспечения деятельности публичных библиотек страны.
Заседание включало в себя не только доклады, но и режим круглого стола (методического семинара) «Общедоступные библиотеки в условиях оптимизации: опыт сохранения и развития», на котором обсуждались вопросы разработки и применения в регионах нормативов обеспеченности населения общедоступными библиотеками. Дискуссию предваряло выступление Сергея Александровича Басова «О сохранении и развитии общедоступных библиотек: федеральный и региональный подходы».
В общем разговоре приняли участие директора и специалисты центральных библиотек субъектов РФ: Смоленской, Сахалинской, Кемеровской, Рязанской, и др. областных библиотек. Особое внимание вызвало выступление Юлии Геннадьевны Печерской, директора Централизованной библиотечной системы г. Верхняя Салда Свердловской области. Она рассказала о том, как смогла противостоять необоснованной оптимизации, уменьшению финансирования на 50 процентов, сокращению штатов и закрытию ряда муниципальных библиотек.
Дискуссия прошла в острой полемической манере. Были проанализированы региональные нормативы, которые принимаются на региональном уровне с осени 2017 года. Более двадцати регионов уже утвердили собственные нормативные документы. Подчеркивалась важность разработки нормативов на основе учета местных условий, важнейшая роль и необходимость более активной работы центральных библиотек при подготовке региональных нормативов к утверждению их органами власти.
Участники совместного заседания высказались за активизацию работы на местах по формированию региональных нормативно-правовых механизмов, обеспечивающих выполнение в полном объеме полномочий субъектов РФ и органов местного самоуправления по организации библиотечного обслуживания населения. Были поддержаны предложения о подготовке базовых нормативов обеспеченности населения библиотеками в качестве нормативно-рекомендательного акта РБА, возвращении федеральных субвенций на комплектование муниципальных библиотек в прежнем объеме.
По результатам заседаний Секции центральных библиотек и Секции «Библиотечные общества и ассоциации», в которых приняли участие более 200 человек из 42 регионов страны, принята Резолюция.
РЕЗОЛЮЦИЯ
Секции центральных библиотек субъектов Российской Федерации;
Секции «Библиотечные общества и ассоциации».
Всероссийский библиотечный конгресс: XXIII Ежегодная Конференция Российской библиотечной ассоциации
(г. Владимир, 12–18 мая 2018 года)
1. Рекомендовать Правлению Российской библиотечной ассоциации обратить особое внимание Министерства культуры Российской Федерации:
1.1. на недопустимость отсутствия данных о деятельности общедоступных библиотек в официальных публикациях Министерства культуры РФ (см.: брошюра «Культура России 2017: факты и цифры. М., 2017. 66 с.).
1.2. на недопустимость отсутствия перспектив развития библиотечной отрасли в «Публичной декларации целей и задач Минкультуры России на 2018 год», что свидетельствует об отсутствии эффективной и понятной обществу и специалистам библиотечной политики Министерства, противоречит Основам Государственной культурной политики в части «сохранения библиотек как общественного института распространения книги и приобщения к чтению, принятия мер по модернизации их деятельности».
1.3. на необходимость включения общедоступных (муниципальных) библиотек на селе и в малых городах, в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в части создания /реконструкции/ культурно-досуговых организаций клубного типа на территориях сельских поселений, развития муниципальных библиотек) в программы государственной поддержки ремонта, модернизации и нового строительства, наряду с декларированной Минкультуры на 2018 год программой поддержки домов культуры, предполагающей вложение финансовых средств на период до 2020 года в объеме более шести млрд рублей.
1.4. на необходимость развития эффективных форм общественно-государственного партнерства Минкультуры с библиотечным сообществом, что предполагает:
— организационно-финансовую поддержку и участие представителей Минкультуры в работе Ежегодных Конференций РБА;
— включение представителей РБА в состав коллегиальных совещательных органов Минкультуры;
— направление проектов нормативных актов и рекомендаций, касающихся библиотечной отрасли, на предварительную общественно-профессиональную экспертизу в РБА;
— поддержку и участие в разработке Концепции развития библиотечного дела в Российской Федерации, инициированной РБА.
1.5. на модернизацию государственной статистики, которая в сводных данных не учитывает деятельность библиотек (библиотечных подразделений) в составе культурно-досуговых и иных учреждений, что приводит к искажению масштабов деятельности библиотечной отрасли, уменьшает объем библиотечных услуг населению страны более чем на 15 процентов.
2. Рекомендовать Правлению Российской библиотечной ассоциации:
2.1. Добиваться отмены Распоряжения Минкультуры РФ от 02.08.2017 г. № 965, как противоречащего Распоряжению Правительства РФ от 22.12.2017 № 2905-р, которым все федеральные сетевые нормативы были отменены.
2.2. Добиваться выполнения Распоряжения Правительства РФ от 22.12.2017 №2905-р, в части разработки и утверждения новых нормативов обеспеченности населения общедоступными библиотеками на основе предложений Правления РБА, переданных президентом РБА М. Д. Афанасьевым в Минкультуры РФ в феврале 2018 года.
2.3. Рассмотреть вопрос о подготовке и принятии Базовых нормативов обеспеченности населения общедоступными библиотеками в качестве нормативно-рекомендательного акта РБА.
2.4. Принять меры к возобновлению федеральной субсидии регионам России на цели комплектования муниципальных библиотек в объеме не менее 300 млн. рублей в год.
3. Рекомендовать Центральным библиотекам субъектов РФ, библиотечным обществам и ассоциациям усилить работу по подготовке и представлению органам власти субъектов РФ проектов региональных нормативов обеспеченности населения общедоступными библиотеками с учетом местных особенностей, нормативов, направленных на восстановление «действительной шаговой доступности» в первичном звене библиотечной сети, на что указал Президент РФ в Послании Федеральному собранию 1 марта 2018 года применительно к здравоохранению и другим отраслям социально-культурной сферы.
4. Опубликовать настоящую резолюцию на сайте РБА и в Информационном бюллетене РБА.
Сергей Александрович Басов,
председатель Секции РБА «Библиотечные общества и ассоциации»,
заведующий научно-методическим отделом Российской национальной библиотеки;
Светлана Степановна Дедюля,
председатель Секции центральных библиотек субъектов Российской Федерации,
директор Брянской областной научной универсальной библиотеки имени Ф. И. Тютчева