Заседание секции 32-A. Круглый стол «Библиотечные здания: архитектура, дизайн, организация пространства»
XXIII Ежегодная сессия Конференции РБА, Владимир, 12.05.2018-18.05.2018
15.05.2018г.
15 мая в Боголюбовской поселковой библиотеке Суздальской централизованной библиотечной системы, модернизированной в 2016 году в рамках программы пилотного проекта Министерства культуры РФ «Библиотеки нового типа», состоялось заседание Круглого стола «Библиотечные здания: архитектура, дизайн, организация пространства» (тема: «Библиотека в мире интеллектуального: от образования к творчеству»). В заседании приняло участие 35 участников из разных регионов Российской Федерации.
Обращение к теме «Библиотека в мире интеллектуального: от образования к творчеству» круглого стола неслучайно. Сложный, многофакторный и глобализированный информационный мир от человека требует не столько выполнения стандартных процедур, сколько других, более сложных навыков. Доклад «Будущее профессий» на Всемирном экономическом форуме в Давосе (см.
Какую роль в формировании этих навыков играет библиотека? По мнению Дмитрия Мироновича Цукерблата (Цукерблат Д.М. // Библиосфера. — 2012. — №2. — С. 99–102), библиотека — это «институт общества, создающий питательную среду для развития науки, формирования оптимальных решений, новых идей и знаний, и, в конечном счете — прогресса в самом широком смысле слова».
На круглом столе было отмечено, что процесс пространственной модернизации библиотек охватил многие регионы России: Москву, Московскую область, Красноярский край, Ямал; продолжается реализация проекта Минкультуры России по модернизации сельских библиотек. Несмотря на «очаговый» характер модернизации, субъекты РФ оказались в ситуации, когда невозможно оставаться бездеятельными, что приводит к синергетическому эффекту и, как следствие, — массовой практике обновления библиотек.
Ключевым на заседании круглого стола стало выступление ответственного редактора журнала «Библиотечное дело» Славы Григорьевны Матлиной, которая предложила использовать институциональную методологию в модернизации библиотек. В этом случае толчком для модернизации становятся ценности читателей и их поведенческие модели.
Николай Евгеньевич Прянишников, характеризуя библиотеку как «незримый колледж», провел параллели между мозгом как главным органом нервной системы, осуществляющим передачу информации через нейронную сеть и пространством, также связывающим библиотеку в единый организм. Использованный прием позволил выделить следующие закономерности: пространство (как и мозг) должно иметь свободные зоны, создавать возможности для новых контекстов, смены нагрузки и образовывать убежища (места для уединения) и т.д. Именно эти возможности пространства формируют smart-библиотеку как элемент общества знания.
Ярким примером библиотеки как интеллектуального пространства стал Фаблаб Норильской централизованной библиотечной системы, о котором рассказала заместитель директора Татьяна Петровна Журавлева. На средства гранта, полученного от компании «Норильский никель», библиотека создала производственную лабораторию, осуществляющую образовательную деятельность и обладающую мощным техническим и информационным комплексом.
Яркими примерами интеллектуальных пространств для детей стали Боголюбовская поселковая библиотека Суздальского района и Владимирская областная библиотека для детей и молодежи, о которых рассказали заведующая Боголюбовской поселковой библиотеки Ольга Александровна Андон и директор Владимирской областной библиотеки для детей и молодежи Татьяна Алексеевна Сдобникова. Именно модернизированные пространства библиотек позволили библиотекам реализовать образовательные и творческие проекты, такие как «Библиопродленка», «Имя. Символ 33» и другие.
Опытом разработки моделей дизайна сельских библиотек поделилась исполнительный директор Новосибирского библиотечного общества Мария Сергеевна Давыдова. Студенты Новосибирского государственного университета архитектуры разработали проекты трех сельских библиотек: сп. Ленинское, Завьялово и Северное, в дальнейшем будут подготовлены рекомендации по модернизации библиотечного пространства.
В завершение прозвучала лекция «Библиотека в социокультурном пространстве региона» владимирского социолога Дмитрия Ильича Петросяна, который, говоря о ценностях современного человека, охарактеризовал ситуацию «выхода» в общественное пространство (кино, театр и т.д.) как опасную с позиции ее восприятия человеком, живущим в атомизированном обществе. По мнению лектора, библиотека воспринимается как менее «опасное» место, что позволит ей становиться площадкой для налаживания контактов и формирования общества.
Всего на круглом столе прозвучало 9 докладов и выступлений. По общему мнению, заседание круглого стола прошло успешно. Участниками круглого стола был сделан вывод о том, что библиотека — полифункциональный институт, функции которого нельзя сводить к какой-то одной, — например, к культурно-досуговой или информационной. Перспективы развития библиотеки как интеллектуального и творческого центра значительны, а репрезентация такой роли библиотеки зависит от нее.
Волженина Светлана Юрьевна,
руководитель Круглого стола «Библиотечные здания: архитектура, дизайн, организация пространства»,
консультант отдела музеев, библиотек и выставочной работы Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа — Югры