XXV Ежегодная сессия Конференции РБА, Петрозаводск, 16.05.2021-20.05.2021
18.05.2021г.
Тема: «Современная библиотека: стратегии поддержки чтения» (доступна видеозапись)
18 мая на базе Национальной библиотеки Республики Карелия в очно-дистанционном формате состоялось заседание Секции по чтению, в котором приняли участие специалисты библиотек Москвы, Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Мурманска, Югорска, Выборга и Самары, а также представители компании«Литрес», издательства «Детская литература» и Петрозаводского государственного университета. Общее количество подключившихся к конференции в формате Zoom составило 33 человека, в очном формате на заседании присутствовали 8 человек.
Вели заседание Вера Викторовна Ялышева, председатель Секции по чтению, заведующая Центром чтения Российской национальной библиотеки; Елена Андреевна Колосова, заведующая отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки, член Постоянного комитета секции по чтению, и Софья Сергеевна Сыромятникова, руководитель Центра поддержки и развития чтения Самарской областной универсальной научной библиотеки, член Постоянного комитета секции по чтению.
Вера Викторовна сообщила об основных направлениях работы Секции. В частности, 17 мая, на пленарном заседании было объявлено о старте II Всероссийского конкурса для библиотек «Изучаем чтение». Организаторами конкурса выступили РБА (Секция по чтению и Секция детских библиотек), Российская национальная библиотека и Российская государственная детская библиотека; они пригласили библиотеки к участию. Правление РБА поддержало проведение Конкурса.
Традиционно Секция по чтению приглашает выступить на своем заседании филологов, вузовских преподавателей из региона-организатора конференции. Вот и в Петрозаводске первым прозвучал доклад Андрея Евгеньевича Кунильского, профессора кафедры классической филологии, русской литературы и журналистики Института филологии Петрозаводского государственного университета, посвящённый проблеме восприятия русской литературы XIX века. Особое внимание было уделено оценке связи художественной литературы и общественной жизни этого периода, взглядам писателей на современное им общество, в частности влиянию романа «Что делать?» Н. Г. Чернышевского на современников.
Ирина Владимировна Лизунова, член Постоянного комитета Секции по чтению, заведующая лабораторией книговедения Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН, посвятила свой доклад традиционным практикам и новым возможностям чтения в цифровую эпоху. На обширном статистическом материале был сделан вывод о возрастании медиапотребления в последние годы и росте чтения книг. Были отмечены факторы, способствующие цифровому неравенству и пути его преодоления, рассмотрены читательские привычки в цифровой среде.
Алина Михайловна Репкина, руководитель библиотечного направления компании «ЛитРес», посвятила свой доклад механикам вовлечения в чтение поколения Z, а также поделилась опытом реализации проектов по продвижению чтения среди детской и подростковой аудитории. Была представлена статистика различных сервисов, показаны различные форматы привлечения к чтению школьников, в частности, школьный Книжный вызов. По наблюдениям «ЛитРес» в локдаун лидировали детские книги и семейное чтение, были актуальны рекомендательные подборки и персональные рекомендации. Получают развитие цифровые рекомендательные модели, основанные на цифровом следе.
В двух докладах членов Постоянного комитета Секции по чтению, специалистов Российской государственной детской библиотеки: Елены Андреевны Колосовой, заведующей отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения, и Веры Петровны Чудиновой, главного научного сотрудника, были представлены итоги 30-летней деятельности Российской государственной детской библиотеки по изучению чтения и поведения детей и подростков и обозначена основная проблематика изучения детского чтения на современном этапе, а также рассмотрены специфические особенности чтения девочек и мальчиков.
В докладе Елены Григорьевны Смутневой, начальника координационно-методического отдела Новосибирской областной детской библиотеки им. М. Горького, члена Постоянного комитета Секции по чтению, были подведены итоги первого десятилетия деятельности ВикиСибириады. Особое внимание было уделено краеведческому историко-обучающему сетевому конкурсу «Память Сибири». В 2021 году здесь реализуется проект «На фоне Пушкина и птичка вылетает». Уже прошли 26 вебинаров в рамках трёх циклов. Образовательные и обучающие программы данного ресурса становятся все более востребованными в профессиональном сообществе. Стратегия развития ресурса направлена на поощрение и развитие электронной деятельности в сети, применение гуманитарных технологий поддержки чтения в электронной среде.
Софья Сергеевна Сыромятникова, руководитель Центра поддержки и развития чтения Самарской областной универсальной научной библиотеки, член Постоянного комитета секции по чтению, в своём докладе проанализировала программно-проектную деятельность библиотек Самарской области по продвижению чтения в условиях пандемии.
Итоги проведения первого межрегионального литературного диктанта были представлены в докладе Татьяны Юрьевны Ивановой, главного библиотекаря отдела обслуживания Мурманской областной универсальной научной библиотеки. Эта просветительская акция оказалась весьма востребованной и будет продолжена в следующем году.
На заседании секции был представлен и стендовый доклад Ксении Александровны Михайловой, ведущего библиотекаря Национальной библиотеки Республики Карелия, «Культура сопричастности в библиотеке XXI века»
Состоялся интересный разговор о современных проблемах работы с книгой и читателем. К обсуждению подключились специалисты издательства «Детская литературы», представившие свои проекты по поддержке чтения, в частности конкурс «Два капитана», проводимый в партнерстве с Министерством обороны РФ.
Активное участие в обсуждении докладов приняла Татьяна Дмитриевна Жукова, президент Ассоциации школьных библиотекарей русского мира, председатель Секции школьных библиотек РБА, которая обозначила пути сотрудничества Секции по чтению с Ассоциацией, выделив конкретные проекты («Читающая Россия», совместная издательская деятельность и др.).
Заседание секции завершилось обсуждением перспективных задач по продвижению чтения в русле реализации Стратегии развития библиотечного дела в РФ до 2030 года. Среди них были озвучены:
развитие межпрофессионального взаимодействия с представителями книжной сферы, бизнеса, власти, активных общественных объединений;
совершенствование исследовательской деятельности библиотек в области чтения;
создание и единого информационного ресурса, аккумулирующего программы, проекты, акции библиотек регионов, включающих современные форматы продвижения книги и чтения, дающего возможность оперативного подключения всеми заинтересованными в данном формате.
Кроме этого, особый акцент был поставлен на необходимости аналитики региональных программ, концепций и планов по продвижению и поддержке чтения.
Секция рекомендует библиотекам всех типов представлять результаты своих исследований в электронной базе данных РБА «Чтение и библиотечная аудитория: социологические и библиотековедческие исследования», принять участие во втором Всероссийском конкурсе для библиотек «Изучаем чтение».
Все заинтересованные специалисты могут ознакомиться с материалами докладчиков:
«Изучение чтения и поведения детей и подростков в библиотеке и за ее пределами: исследования РГДБ в 1991–2021 гг.» (презентация) Елена Андреевна Колосова, член Постоянного комитета секции по чтению РБА, заведующая отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки; Вера Петровна Чудинова, член Постоянного комитета секции по чтению РБА, главный научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки.