Заседание секции 09/10. Секция библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования
XXV Ежегодная сессия Конференции РБА, Петрозаводск, 16.05.2021-20.05.2021
18.05.2021г.
Тема: «Развитие кадрового потенциала библиотек в контексте вызовов цифровой среды» (доступна видеозапись)
18 мая состоялось в онлайн-формате (посредством облачной платформы ZOOM и с трансляцией на видеохостинге YouTubе) заседание Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования, в котором через ZOOM приняли участие свыше 50 специалистов, одновременно на YouTube смотрели и слушали — более 180 человек.
Почти пять часов без перерыва с 10.00 до 14.45 по московскому времени проходило заседание, на котором в виртуальном формате собрались проректоры вузов и директоры колледжей/техникумов, деканы, заведующие кафедрами, ведущие педагоги образовательных структур, готовящих библиотечно-информационные кадры, директора и руководители методических служб библиотек из многих регионов России (от Улан-Удэ до Калининграда). Заслушали и обсудили 12 заявленных докладов, а также проект отраслевого Профессионального стандарта. Было интересно, актуально, насыщенно, богато по идеям и планам, реализуемым новациям!
При открытии заседания участников приветствовали предыдущий председатель Секции Елена Борисовна Артемьева, доктор педагогических наук, главный научный сотрудник — заведующая отделом научно-исследовательской и методической работы Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН (Новосибирск) и болгарская коллега Александра Венкова Куманова, доктор педагогических наук, профессор Государственного университета библиотековедения и информационных технологий (София).
С вступительным словом и обзором работы Секции за 2020 год выступил действующий председатель её Постоянного комитета Владимир Константинович Клюев, профессор кафедры библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры. Была представлена информация о ключевых мероприятиях, организованных под эгидой или при участии Секции, в их числе 15 международных и всероссийских конференций, а также аналогичных мероприятий. Члены Постоянного комитета Секции активно участвовали в деятельности рабочих групп по разработке и экспертизе проектов нормативных и рекомендательных документов, в частности раздела «Кадровое обеспечение развития библиотечного дела» Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года и проекта отраслевого Профессионального стандарта «Специалист по библиотечно-информационной деятельности». За отчётный период вышло 19 публикаций членов Постоянного комитета по профилю деятельности Секции.
В рамках основной программы были заслушаны все заявленные доклады, в них представлены вопросы подготовки и переподготовки кадров и кадрового менеджмента библиотеки.
Так, проблемы актуализации содержания и структурно-организационного развития библиотечно-информационного образования рассматривались в установочном докладе Владимира Константиновича Клюева, кандидата педагогических наук, профессора кафедры библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры, председателя Учебно-методического совета вузов России по библиотечно-информационному образованию (Москва). Он обратил внимание участников заседания на то, что основные образовательные программы (ООП) в части профессиональных компетенций будут теперь самостоятельно разрабатываться вузами (прежде всего, на основе профессиональных стандартов), а регламентация их в централизованно разработанных примерных основных образовательныъх программах (ПООП) упраздняется. Перечень универсальных компетенций бакалавриата и магистратуры в ближайшее время будет актуализирован и дополнен новыми — в области экономической и цифровой культуры, а также здоровьесбережения. При приёме абитуриентов вузам предоставляется с приёмной кампании 2021 года возможность осуществлять зачисление на общую укрупненную группу с единым количеством проходных баллов и последующим распределением на обучение по направлениям / профилям подготовки после двух лет общего обучения. Организация обучения в новом формате предполагает пересмотр ООП и рабочих учебных планов, перевод изучения всех профессиональных дисциплин на старшие курсы, а следовательно — их комплексирование или укрупнение. Все эти аспекты предполагается предусмотреть в макетах нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ВО — 4), в том числе и по направлению «Библиотечно-информационная деятельность». В качестве значимых для нашего отраслевого образования подходов обращено внимание на выделенные в «Стратегии развития библиотечного дела Российской Федерации на период до 2030 года» (2021) позиции о формировании единого механизма государственного заказа на разноуровневое профессиональное обучение и его межведомственную координацию, расширение целевой магистерской подготовки специалистов, разработка и утверждение профессионального стандарта с учетом усиливающейся полифункциональности деятельности библиотек.
В докладе Натальи Викторовны Лопатиной, доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры (Москва), раскрывались организационно-педагогические условия подготовки библиотечно-информационных кадров в вузе с акцентом на содержательную и кадровую консолидацию. Проанализирован опыт Московского государственного института культуры по консолидации ресурсов и возможностей отраслевых педагогов с целью реализации современных стратегий библиотечно-информационного образования. Поставлены задачи эффективного управления кадровым потенциалом для сохранения и развития профессионального библиотечного образования в русле новой парадигмы высшего образования.
Об особенностях подготовки бакалавра библиотечно-информационной деятельности в контексте запросов профильного рынка труда рассказала Марина Николаевна Колесникова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой библиотековедения и теории чтения Санкт-Петербургского государственного института культуры (Санкт-Петербург). Динамичный отраслевой (профильный) рынок труда предъявляет к выпускнику бакалавриата конкретные общие (универсальные) и специфические (профильные) требования, а также учитывает региональный компонент. Из всего этого необходимо исходить вузам, при формировании направленности (профиля) обучения. Представлен опыт подготовки отраслевых бакалавров в Санкт-Петербургском институте культуры по трём базовым профилям, сложившимся за десятилетний период обучении студентов с таком квалификационном формате.
Образовательные инициативы кафедры библиотечно-информационной деятельности Челябинского государственного института культуры были позиционированы Ириной Юрьевной Матвеевой, кандидатом педагогических наук, доцентом, заведующей кафедрой библиотечно-информационной деятельности Челябинского государственного института культуры (Челябинск). Подчёркнут курс на профилизацию программ бакалавриата и магистратуры, усиление сотрудничества с работодателями и расширение практической подготовки студентов, освоение электронных форматов образовательных коммуникаций, построение системы внутренней и внешней оценки качества образования. В числе деструктивных моментов выделены бюрократизация образовательной деятельности вообще, а также частая смена нормативных документов, регулирующих образовательный процесс, что приводит к нестабильности.
Реализация требований к подготовке библиотечных специалистов в условиях цифровизации стала темой совместного доклада Любови Геннадиевны Тараненко, доктора педагогических наук, доцента, декана факультета информационных и библиотечных технологий Кемеровского государственного института культуры (Кемерово), и Ольги Владимировны Двороненко, кандидата педагогических наук, доцента, заведующей кафедрой технологии документальных коммуникаций Кемеровского государственного института культуры (Кемерово). Представлены основные ориентиры цифровизации библиотечной сферы и подготовки профессиональных кадров. Охарактеризована успешная модернизация программно-технического оснащения учебного процесса в Кемеровском государственном институте культуры, в том числе Научной библиотеки. Определены образовательные тренды Института: внедрение в учреждения культуры Кузбасса методик оцифровки библиотечного и музейного фондов; экспертиза информационных ресурсов; создание современного мультимедийного контента на базе объектов культурного наследия Кузбасса; продвижение цифрового контента в интернет-представительствах и др.
Особенности ФГОС нового поколения по специальности «Библиотековедение» для средних профессиональных образовательных учреждений обозначила Елена Валериевна Панкова, кандидат педагогических наук, директор Санкт-Петербургского техникума библиотечных и информационных технологий (Санкт-Петербург). Выделены, в частности, задачи учёта преемственности с системой высшего образования, тенденций развития библиотек и их потребностей в конкретных функциональных специалистах. Обращено внимание на то, что в актуализированном ФГОС предусмотрен новый для отрасли вид итоговой аттестации — демонстрационный экзамен.
Возможности внедрения принципов STEAM в библиотечно-информационное образование осветили Татьяна Викторовна Захарчук, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой информационного менеджмента Санкт-Петербургского государственного института культуры (Санкт-Петербург) и Екатерина Александровна Навродская, старший преподаватель кафедры информационного менеджмента Санкт-Петербургского государственного института культуры (Санкт-Петербург). Обоснована потребность постепенного внедрение принципов STEAM (комплексное применение междисциплинарного и прикладного подходов) в библиотечно-информационное образование через формирование «творческого пространства» для преподавания учебного материала, обеспечивающего панорамное видение и творческий взгляд на проблемы, обсуждаемые в разных дисциплинах, а также формирование «творческого пространства» проектной деятельности студентов, функционирование которого обеспечивается для всех студентов всеми выпускающими кафедрами. Отмечается важность отхода в образовании от «замкнутости» проекта в рамках одного профиля, что позволит дать обучающемуся «панорамный» взгляд на разрабатываемые и реализуемые инициативы.
Возможности библиотек-методических центров по повышению квалификации библиотечных специалистов в цифровой среде представила Ирина Петровна Тикунова, кандидат философских наук, начальник управления научной и методической деятельности — заведующая Центром по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе Российской государственной библиотеки (Москва). Объективированы результаты пилотного обследования федеральных и центральных региональных библиотек с точки зрения их готовности к оказанию дистанционных образовательных услуг по дополнительным профессиональным программам. Наряду с расширением рынка предложений цифровых дистанционных профессиональных образовательных услуг констатированы недостаточное программное обеспечение образовательной деятельности ряда библиотек-методических центров и нехватка специально подготовленных кадров. Сформулированы конкретные пути решения выявленных проблем, вошедшие в комплексные предложения в Штаб-квартиру РБА по итогам работы Секции.
Перспективы и риски цифровизации дополнительного профессионального образования библиотечных кадров показала Наталья Сергеевна Матвеева, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий специалист Российской государственной библиотеки (Москва). Подчёркнуто, что дополнительное профессиональное образование специалистов библиотечно-информационной сферы обеспечивает не только соответствие профессиональных потребностей работника (квалификации) требованиям рынка труда и совершенствование профессиональных компетенций, но и формирует разнообразие возможностей для получения новых профессий, в том числе и в базовой сфере. Необходим мониторинг эволюции профессии библиотекаря на 2-3 года вперед для определения значимых компетенций, необходимых в будущем, с целью подготовки актуальных и своевременных программ повышения квалификации и переподготовки.
Анализ опыта псковских библиотек по повышению квалификации персонала был дан в докладе, подготовленном Верой Ивановной Павловой, генеральным директором Псковской областной универсальной научной библиотеки (Псков), и Екатериной Александровной Алексеевой, заведующей отделом координации деятельности библиотек Псковской области Псковской областной универсальной научной библиотеки (Псков). Программный подход к организации системы повышения квалификации библиотечных специалистов выделен как наиболее эффективный, поскольку позволяет не только систематизировать работу по повышению квалификации, но и четко выстроить ее в соответствии с современными требованиями, оперативно обобщить накопленный опыт муниципальных библиотек региона, выявить лучшие практики, продвигать свои инновации в профессиональном сообществе. Отмечено, что особое внимание уделяется дистанционным формам обучения библиотечных специалистов региона, привитию практических навыков работы в Интернет-пространстве, продвижению краеведческих ресурсов, методам обслуживания людей с ограниченными возможностями здоровья. Псковская областная универсальная научная библиотека, выступая региональным методическим центром, активно внедряет и пользуется онлайн-коммуникациями как инструментом для продвижения библиотечных инновационных проектов, обмена опытом между муниципальными библиотеками, проведения обучающих мероприятий. В специальном обучении в данном контексте нуждаются молодые специалисты, а также сотрудники, пришедшие на работу в библиотеку из других сфер без специального библиотечного образования.
Майя Владимировна Колгина, заведующая отделом методической работы Ставропольской краевой библиотеки для молодёжи им. В. И. Слядневой (Ставрополь), представила экспериментальную программу межрегиональной Школы молодого библиотекаря Ставропольского края, прошедшей в 2020 году. Дистанционные формы работы позволили провести: тренер-сессии (вебинары с участием ведущих специалистов молодежной библиотеки и библиотечного молодежного движения, мастер-классы ИКТ-навыков) и кейс-study (площадки обмена опытом по организации активного взаимодействия с молодыми читателями и модернизации библиотечного пространства в рамках Национального проекта «Культура»), организовать самостоятельную творческую работу и активное профессиональное общение.
Роль библиотек в системе непрерывного казачьего образования в Российской Федерации обозначила с своём докладе Екатерина Леонидовна Кудрина, доктор педагогических наук, профессор, руководитель проектного офиса «Электронная библиотека казачества» Российской государственной библиотеки (Москва). Показано, что в казачьем образования для повышения его качества приоритетное развитие получает система кластеров непрерывного образования. Совместно с вузами и библиотеками регионов Российская государственная библиотека проводит и готова проводить впредь различные образовательные мероприятия и программы повышения квалификации и переподготовки по истории казачества, традиционной культуре и культуре казачества, образовательные программы для профильных преподавателей, а также выставки и конференции, научные и просветительские мероприятия, в том числе, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и т. п.
Как базирующиеся на авторском исследовательском материале и имеющие базовый материал для текстового оформления были рекомендованы для публикации в «Информационном бюллетене РБА» доклады И. П. Тикуновой (Российская государственная библиотека) «Повышение квалификации библиотечных специалистов в цифровой среде: анализ библиотечной практики» и Т. В. Захарчук, Е. А. Навродской (Санкт-Петербургский государственный институт культуры) «Возможности внедрения принципов STEAM в библиотечно-информационное образование».
По итогам обсуждения на Секции вопросов дополнительного профессионального образования по инициативе Ирины Петровны Тикуновой, члена Постоянного комитета Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования, были сформулированы следующие предложения:
- Выйти в Министерство культуры РФ с инициативой организовать и провести в рамках Национального проекта «Культура» дополнительное профессиональное обучение (повышение квалификации) сотрудников библиотек, занимающихся организацией образовательной деятельности или ведущих преподавательскую работу.
- Осуществлять ежегодный мониторинг развития дистанционного дополнительного библиотечного образования на базе библиотек с целью контроля за динамикой и темпами, выявления возникающих проблем и выработки оптимальных решений.
- Создать на сайте РБА единую точку доступа к информации об имеющихся полностью дистанционных образовательных мероприятиях, с возможностью проведения независимой оценки их качества.
- Организовать при участии Секции и провести с привлечением экспертов общественную аттестацию (с применением дистанционных технологий) программ профильного дополнительного профессионального образования.
Отдельным блоком заседания Секции прошло обсуждение проекта Профессионального стандарта «Специалист по библиотечно-информационной деятельности».
С базовым докладом «Профессиональный стандарт специалиста библиотечно-информационной деятельности: функциональная структура, возможности использования» выступила один из ведущих разработчиков документа Татьяна Яковлевна Кузнецова, кандидат педагогических наук, доцент, член Правления РБА, член Постоянного комитета Секции, эксперт управления научной работой Московского государственного института культуры (Москва). Представлены концептуальные подходы к разработке и обоснована структура проекта профстандарта. В процессе обсуждения свои позиции по отдельным вопросам изложили Елена Валериевна Панкова, директор Санкт-Петербургского техникума библиотечных и информационных технологий (Санкт-Петербург), Татьяна Викторовна Захарчук, заведующая кафедрой информационного менеджмента Санкт-Петербургского государственного института культуры (Санкт-Петербург), и Любовь Геннадиевна Тараненко, декан факультета информационных и библиотечных технологий Кемеровского государственного института культуры (Кемерово). Проект Профстандарта с учётом высказанных замечаний был одобрен как важный и необходимый нормативный документ для кадрового менеджмента библиотеки и структурно-содержательного наполнения разноуровневой системы подготовки и переподготовки, дополнительного профессионального образования кадров библиотек.
Все заинтересованные специалисты могут посмотреть видеозапись онлайн-трансляции заседания:
Владимир Константинович Клюев,
председатель Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования