Заседание секции 09/10. Секция библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования
XXVII Ежегодная сессия Конференции РБА, Мурманск, 10.06.2023-17.06.2023
13.06.2023г.
Тема: «Кадровый потенциал современной библиотеки: стратегия развития» + Всероссийский круглый стол «Профессиональный стандарт "Специалист по библиотечно-информационной деятельности": траектория внедрения» (доступны презентации и видеодоклады)
13 июня 2023 г. в первой половине дня в зале-трансформере Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки прошло заседание Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА, посвященное теме «Кадровый потенциал современной библиотеки: стратегия развития».
Ежегодное заседание, участие в котором приняли (по данным листа регистрации) 43 специалиста, провёл Владимир Константинович Клюев, председатель Секции, профессор кафедры библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры. Всего заслушано 12 докладов: 11 очных и 1 в записи.
Были рассмотрены три аспекта заявленной темы: развитие кадрового потенциала библиотеки, проблемы профессионального высшего и среднего образования, современные подходы к дополнительному профессиональному образованию.
Во вступительном слове Владимир Константинович Клюев кратко познакомил собравшихся с деятельностью Секции за истекший с предыдущего Конгресса РБА период, выделив наиболее значимое. Так, под эгидой или при участии Секции было организовано 14 международных и всероссийских мероприятий (форумов, конференций, Круглых столов, вебинаров и др.).
Члены Постоянного комитета Секции выступали активными соразработчиками и экспертами окончательной редакции проекта отраслевого Профессионального стандарта «Специалист по библиотечно-информационной деятельности»; модерировали деятельность и участвовали в рабочей группе по подготовке проекта нового Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 51.02.03 «Библиотечно-информационная деятельность», а также выступали (со стороны работодателей) в качестве экспертов; входили с состав исследовательского коллектива и принимали участие в осуществлении второго этапа Всероссийского исследования «Мониторинг кадрового состава общедоступных библиотек, находящихся в ведении региональных / муниципальных органов управления культуры субъектов Российской Федерации», проводимого Российской государственной библиотекой по заказу Министерства культуры РФ; входили с состав Экспертной комиссии по анализу образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, включенных в «Реестр программ ДПО для библиотечных специалистов» (оператор — Российская государственная библиотека). Приняли участие в инициированном Всероссийским центром библиотечного кадрового потенциала Российской государственной библиотеки для молодёжи и реализуемом совместно с экспертным сообществом «Карьера в России» исследовательском проекте «Мастерская кадрового партнёрства: библиотечный аспект», призванном выстроить эффективное партнёрство студентов и преподавателей с библиотеками как местом раскрытия и применения потенциала молодого профессионала.
Члены Постоянного комитета Секции непосредственным образом (в качестве разработчиков учебных программ/курсов, модераторов, спикеров, лекторов) участвовали в реализации образовательной части (повышение квалификации кадров публичных библиотек) Федерального проекта «Творческие люди» Национального проекта «Культура». Было также опубликовано 18 профильных деятельности Секции материалов в профессиональных изданиях.
Основную часть заседания Секции открыл видеодоклад «Кадровый потенциал общедоступных библиотек: по результатам Всероссийского мониторинга» Татьяны Яковлевны Кузнецовой, члена Постоянного комитета Секции, эксперта управления научной работой Московского государственного института культуры, главного специалиста Центра мониторинга образовательных программ Российской государственной библиотеки, в котором были представлены аналитические данные о численности, образовании, профессионально-квалификационных характеристиках, возрастному и гендерному составу работников российских публичных библиотек, объективированы их потребности в кадрах.
Александр Александрович Разорвин, специалист отдела методического обеспечения и кадрового мониторинга Объединения муниципальных библиотек Перми, выступил с докладом «Векторы кадрового развития муниципальных библиотек города Перми», рассмотрев отдельные аспекты расширения библиотечного кадрового потенциала, в частности социальное партнерство с профильными учреждениями профессионального образования, участие сотрудников в программах непрерывного образования различного уровня и развитие локальной программы повышения профессиональных компетенций персонала библиотек. Как эффективное средство приобретения новых знаний выделено участие библиотечных специалистов в профессиональных конкурсах. Обозначены также реализуемые пермскими библиотеками конструктивные подходы к социальной поддержки и материальному стимулированию образовательных инициатив сотрудников.
В выступлении «Персонализация траектории профессионального развития сотрудников детской библиотеки» Натальи Сергеевны Николаевой, заместителя директора по библиотечной работе Санкт-Петербургской специальной центральной детской библиотеки им. А. С. Пушкина, подчёркивалось, что для системной работы по выстраиванию эффективных индивидуальных траекторий развития персонала детских библиотек требуется выделить такие исходные влияющие факторы, как: базовое образование, профессиональный опыт, функциональные обязанности, стратегия развития библиотеки. С учётом этого важно обеспечить сотрудникам возможности для профессионального и карьерного роста, создать комфортные условия для повседневной работы, сформировать культуру непрерывного обучения.
Доклад Владимира Константиновича Клюева «Библиотечно-информационное образование: вектор современного развития» был посвящён анализу возможных перспектив развития организационных форм вузовского обучения по направлению «Библиотечно-информационная деятельность»: базовое высшее образование (4 года) и специализированное высшее образование — магистратура (1,5-2 года), а также третий (высший) уровень подготовки — аспирантура по специальности «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (3 года). Важным принципом преобразований должны стать совмещение фундаментальности и практикоориентированности — обучение с выходами и погружениями в профессиональную деятельность (так называемая дуальная форма — с частью занятий непосредственно в библиотеках), учёт индивидуальных образовательных траекторий.
В развитие проблематики, связанной со стратегией высшего библиотечно-информационным образования, прозвучал доклад «Профессиональный стандарт как двигатель изменений образовательных программ» Валентины Владимировны Брежневой, члена Правления РБА, декана библиотечно-информационного факультета Санкт-Петербургского государственного института культуры. Представлены результаты коллегиального обсуждения на заседании возглавляемого ею отраслевого учебно-методического совета (УМС) вузов России предстоящих изменений, в частности: включение в базовую часть проектируемого нового государственного образовательного стандарта компетенций, связанных с освоением мировой литературы и информационной культурой; обеспечение сохранения единого образовательного пространства по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» посредством централизованной разработки на базе УМС примерных образовательных программ и закрепления унифицированных наименований ядерных дисциплин в реализуемых учебных планах; актуализация методического обеспечения учебного процесса в соответствии с требованиями действующего Профессионального стандарта «Специалист по библиотечно-информационной деятельности».
Перспективы среднего профессионального образования были отражены в докладе «Библиотечно-информационная деятельность: профессиональный и образовательный стандарты», сделанном Еленой Валериевной Панковой, членом Постоянного комитета Секции, директором Санкт-Петербургского техникума библиотечных и информационных технологий. Актуализированный Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего профессионального образования по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» предполагает присвоение выпускникам широкой квалификации «Специалист по библиотечно-информационной деятельности» и напрямую соотнесённой с одноименным Профессиональным стандартом. Он ориентирован на реализацию подготовки по трудовым функциям и соответствует их описанию в профстандарте. Среди основных констант подготовленного нового образовательного стандарта: основу формируемых специальных компетенций составляют зафиксированные в профстандарте трудовые функции, углубленная практико-ориентированная подготовка, наличие в структуре ФГОСа отражающей требования рынка труда мобильной Примерной основной образовательной программы с детализированными компетенциями. Предстоит важный этап согласования образовательных программ и учебных планов среднего профессионального и отраслевого высшего образования.
В этом же образовательном блоке убедительно звучали и молодые голоса, продолжая традиции Секции. С докладом о взгляде студента на вопросы профессионального образования выступила Арина Шандыбина, студентка 3-го курса очного бакалавриата библиотечно-информационного факультета Санкт-Петербургского государственного института культуры. Доклад «Стратегии обучения на основе изучения информационных потребностей: инструкционный дизайн в библиотечно-информационном образовании» она сделала совместно со своим научным руководителем Анной Андреевной Грузовой, доцентом кафедры информационного менеджмента Санкт-Петербургского государственного института культуры. Главный посыл их выступления: создание эффективных стратегий обучения на основе анализа информационных потребностей обучающихся и индивидуальных стилей обучения; формирование знаний, умений и навыков без когнитивных перегрузок; составляющие внимания обучающегося — концентрация, устойчивость, отвлечённость (ассоциативные связи).
Проблемный блок дополнительного профессионального образования открыл доклад «"Высшие библиографические курсы": задачи новой образовательной программы профессиональной переподготовки Российской государственной библиотеки» Екатерины Борисовны Дударевой, заместителя директора департамента-начальника научно-образовательного отдела Российской государственной библиотеки. В числе задач: предоставление обучающимся базовых теоретических знаний и необходимых умений для выполнения информационно-библиографической деятельности в библиотеках, архивах, центрах научно-технической информации и иных учреждений. Реализуется в заочной форме обучения (260 часов) с использованием дистанционных образовательных технологий: базовые учебные дисциплины — «Основы теории библиографии», «История библиографии», «Библиографическая деятельность», «Библиографические ресурсы».
Ирина Николаевна Вибе, член Постоянного комитета Секции, директор Института дополнительного образования Российской национальной библиотеки, в докладе «Дополнительные профессиональные программы Российской национальной библиотеки: региональный аспект» выделила актуальность проведения программ дополнительного профессионального образования для конкретных регионов с учётом специфики развития их библиотек, а также разработки особых подходов к организации дополнительного профессионального образования для специалистов библиотек новых российских территорий. Отмечена реализуемая специализация обучения с акцентом на научно-исследовательскую и научно-методическую работу библиотек, комплектование и сохранность библиотечных фондов, краеведение, библиографию.
Практику реализации программ дополнительного профессионального образования Президентской библиотекой представила в докладе «Переподготовка кадров для решения задач "Стратегии развития библиотечного дела…" в области интеграции ресурсов культурного наследия» Татьяна Леонардовна Масхулия, начальник отдела координации библиотечного взаимодействия Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина. Значительное внимание выступавшая уделила получению библиотечными специалистами в рамках профессиональной переподготовки и повышения квалификации теоретических знаний о принципах формирования интегрированных библиотечных каталогов с учетом одной из задач «Стратегии…» — объединение библиотечных, архивных и музейных информационных ресурсов в единое национальное цифровое культурное пространство на основе связанных данных. Изложен обобщённый опыт Президентской библиотеки в области повышения квалификации на основе двух лицензированных программ: «Формирование интегрированных библиотечных каталогов» и «Формирование и использование цифровых коллекций».
Возможности библиотек как региональных методических центров в части дополнительного профессионального образования были предметно показаны в докладе «Диалог и сотрудничество: активные практики повышения квалификации специалистов библиотек» Анжелики Станиславовны Володиной, заведующей научно-методическим отделом Мурманской областной детско-юношеской библиотеки имени В. П. Махаевой. Проанализирована эффективность реализуемых Библиотекой форм обучения, в частности: профессиональных фестивалей «БиблиоЛиК» и разноуровневых творческих конкурсов идей, библиоконвента «СоДействие», цикла межрегиональных методических онлайн-вебинаров «Север объединяет» и научно-практических конференций.
Доклад «Повышение квалификации персонала библиотеки через партнёров. Как издательство может прокачать ваши навыки?», сделанный в заключение работы Секции Татьяной Сергеевной Миточкиной, менеджером по работе с библиотеками издательского дома «Самокат», отразил нетрадиционный подход к профессионального образования. Выступающая презентовала реализуемый издательством на площадке ВКонтакте
В рамках секционного заседания были представлены также два стендовых доклада, с тиражированными экземплярами которых все желающие имели возможность познакомиться: «Студенты, преподаватели, библиотекари-практики: как их заинтересовать друг в друге. К проблеме кадрового партнёрства и наставничества» Ирины Борисовны Михновой, члена Правления РБА, директора Российской государственной библиотеки для молодёжи, и «Развитие концепции непрерывного образования в Библиотеке иностранной литературы — традиции и вызовы времени» Юлии Анатольевны Созиной, директора по научной и образовательной деятельности Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино.
По итогам заседания Секции принято решение о необходимости более тесного взаимодействия руководителей библиотек как работодателей с организациями разноуровневого профессионального образования.
Во второй половине дня в статусе специального мероприятия Конгресса состоялся Всероссийский круглый стол «Профессиональный стандарт «Специалист по библиотечно-информационной деятельности»: траектория внедрения», инициированный Секцией библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования и организованный в партнёрстве с Российской государственной детской библиотекой (проектным офисом по разработке профстандарта). Провели его вместе Владимир Константинович Клюев и Ольга Петровна Мезенцева, заместитель директора по науке и издательской деятельности Российской государственной детской библиотеки, руководитель рабочей группы по подготовке профессионального стандарта. В работе Круглого стола участвовало 56 зарегистрированных специалистов.
На обсуждение выносились следующие ключевые вопросы:
- Профессиональный стандарт как функционально-технологическая модель библиотечно-информационной деятельности.
- Профессиональный стандарт — инструмент кадрового менеджмента и персонал-стратегий библиотек
- Профессиональный стандарт и задачи системы подготовки и переподготовки библиотечно-информационных кадров
- Особенности практического применения профессионального стандарта «Специалист по библиотечно-информационной деятельности»
- Деятельность методических служб библиотек по поддержке внедрения профессионального стандарта
К сожалению, не все разработчики профстандарта смогли приехать лично (как выступившие очно Ольга Петровна Мезенцева и Марина Павловна Захаренко, председатель Молодёжной секции РБА, заместитель директора по научной и методической работе Российской государственной библиотеки для молодёжи), поэтому были представлены в видеозаписи актуальные методические выступления Светланы Алексеевны Бражниковой, заместителя директора по научной работе Белгородской государственной универсальной научной библиотеки, и Натальи Викторовны Лопатиной, заведующей кафедрой библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры, за подготовку которых собравшиеся выразили им огромную признательность.
По итогам Круглого стола принято решение завершить сбор вопросов, открытый на сайте РБА, как можно оперативнее подготовить (при модераторстве проектного офиса) силами разработчиков профстандарта методические рекомендации по его внедрению в библиотеках (в формате вопрос-ответ) и выложить их на сайте РБА.
Владимир Константинович Клюев,
председатель Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА;
автор фотографий — Владислав Захаров
---------------------------------
Презентации докладчиков заседания:
Кузнецова Татьяна Яковлевна, эксперт управления научной работой, Московский государственный институт культуры; главный специалист Центра мониторинга образовательных программ, Российская государственная библиотека; кандидат педагогических наук, доцент, Москва
Векторы кадрового развития муниципальных библиотек города Перми
Разорвин Александр Александрович, специалист отдела методического обеспечения и кадрового мониторинга, Объединение муниципальных библиотек, Пермь
Персонализация траектории профессионального развития сотрудников детской библиотеки
Николаева Наталья Сергеевна, заместитель директора по библиотечной работе, Центральная городская детская библиотека им. А. С. Пушкина, Санкт-Петербург
Библиотечно-информационное образование: вектор современного развития
Клюев Владимир Константинович, профессор кафедры библиотечно-информационных наук, Московский государственный институт культуры; профессор кафедры информационно-аналитической деятельности, Московский государственный лингвистический университет; кандидат педагогических наук, профессор, Москва
Профессиональный стандарт как двигатель изменений образовательных программ
Брежнева Валентина Владимировна, председатель Учебно-методического совета вузов России по библиотечно-информационному образованию, декан библиотечно-информационного факультета, Санкт-Петербургский государственный институт культуры; доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербург
Библиотечно-информационная деятельность: профессиональный и образовательный стандарты
Панкова Елена Валериевна, директор, Санкт-Петербургский техникум библиотечных и информационных технологий; кандидат педагогических наук, Санкт-Петербург
Стратегии обучения на основе изучения информационных потребностей: инструкционный дизайн в библиотечно-информационном образовании
Грузова Анна Андреевна, доцент кафедры информационного менеджмента, Санкт-Петербургский государственный институт культуры; кандидат педагогических наук, Санкт-Петербург;
Шандыбина Арина Андреевна, студент, 3-го курса бакалавриата по направлению «Библиотечно-информационная деятельность», Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Санкт-Петербург
«Высшие библиографические курсы»: задачи новой образовательной программы профессиональной переподготовки Российской государственной библиотеки
Дударева Екатерина Борисовна, заместитель директора Департамента научно-образовательной деятельности — начальник научно-образовательного отдела, Российская государственная библиотека; кандидат педагогических наук, Москва
Дополнительные профессиональные программы Российской национальной библиотеки: региональный аспект
Вибе Ирина Николаевна, директор Института дополнительного образования, Российская национальная библиотека; кандидат исторических наук, Санкт-Петербург
Переподготовка кадров для решения задач «Стратегии развития библиотечного дела…» в области интеграции ресурсов культурного наследия
Масхулия Татьяна Леонардовна, начальник отдела координации библиотечного взаимодействия, Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина, Санкт-Петербург
Диалог и сотрудничество: активные практики повышения квалификации специалистов библиотек
Володина Анжелика Станиславовна, заведующая научно-методическим отделом, Мурманская областная детско-юношеская библиотека имени В. П. Махаевой, Мурманск
Повышение квалификации персонала библиотеки через партнёров. Как издательство может прокачать ваши навыки?
Миточкина Татьяна Сергеевна, менеджер по работе с библиотеками, Издательский дом «Самокат», Москва
Презентации докладчиков Круглого стола:
Профессиональный стандарт «Специалист по библиотечно-информационной деятельности»: траектория внедрения»
Мезенцева Ольга Петровна, руководитель рабочей группы по разработке профессионального стандарта, заместитель директора по науке и образовательной деятельности, Российская государственная детская библиотека, кандидат педагогических наук, Москва
Бражникова Светлана Алексеевна, член рабочей группы по разработке профессионального стандарта, заместитель директора по научной работе, Белгородская государственная универсальная научная библиотека, Белгород
Лопатина Наталья Викторовна, член рабочей группы по разработке профессионального стандарта, заведующая кафедрой библиотечно-информационных наук, Московский государственный институт культуры, доктор педагогических наук, профессор, Химки, Московская область