Заседание секции 15. Секция музыкальных библиотек
XXVII Ежегодная сессия Конференции РБА, Мурманск, 10.06.2023-17.06.2023
13.06.2023г.
Тема: «Музыкальная библиотека как хранитель культурного наследия» (доступны презентации)
13 июня в отделе информации по культуре и искусству Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки состоялось заседание Секции музыкальных библиотек РБА, которое провела Алла Алексеевна Семенюк, председатель Секции, заведующая отделом нотных изданий и звукозаписей Российской государственной библиотеки.
Тема заседания секции — «Музыкальная библиотека как хранитель культурного наследия» — полностью отвечала главной теме конгресса этого года «Библиотеки — культурный код России»
В докладах, представленных на заседании, одной из главных стала тема сохранности нотно-музыкальных фондов — нотных изданий, звукозаписей, музыкальных рукописей. Сквозной прозвучала проблема финансирования переплетных и реставрационных работ традиционного бумажного документа, расширение помещений для хранения изданий. Практически в каждом выступлении прозвучали вопросы сохранности владельческих коллекций.
Важными были доклады, продемонстрировавшие новые направления стратегии развития нотных фондов. В презентации «Центр музыкального наследия им. А. Г. Осипова Национальной библиотеки Республики Коми как действующая система сохранения наследия коми композиторов и популяризации музыкальной культуры региона» Олеси Павловны Гамидовой, ведущего библиотекаря отдела литературы по искусству Национальной библиотеки Республики Коми (Сыктывкар), был представлен опыт деятельности отдела по сохранению наследия коми композиторов и популяризации музыкальной культуры региона в рамках работы Центра музыкального наследия имени А. Г. Осипова. Докладчик подробно описала направления работы и проекты Центра, а также подвела результаты пяти лет просветительской музыкальной деятельности в библиотеке.
Олеся Павловна обратила внимание на тот факт, что в последнее время сочинения коми композиторов практически не исполняются, что, несмотря на богатое музыкальное наследие региона, в репертуаре молодых исполнителей песни коми композиторов недостаточно широко представлены. Поэтому главным направлением деятельности «Центра А. Г. Осипова», по её словам, является создание новых программ, мероприятий в целях возрождения интереса у широкой молодой аудитории к носителям языка, к культурному наследию и т.д., для поддержания преемственности поколений и оживления музыкальной традиции современным звучанием. Основные задачи Центра – сохранение и возвращение в исполнительскую практику лучших образцов коми национальной культуры и искусства, а также продвижение сочинений современных коми композиторов.
В связи с этим работа Центра ведётся в четырех направлениях: библиотечном, научном, проектном и просветительском, каждое из которых имеет свою специфику. В рамках библиотечной деятельности, помимо обслуживания читателей, ведется работа по оцифровке и созданию электронных версий рукописей и новых нотных сборников, которые размещаются на портале Национальной электронной библиотеки Республики Коми. Научно-методическая деятельность направлена на подготовку и проведение региональных конференций, на участие в межрегиональных и общероссийских научно-исследовательских конференциях и т.д. Суть проектной деятельности заключается в создании комплексных просветительских проектов, привлекающих к национальному наследию внимание местного сообщества, общественных организаций, власти, средств массовой информации. Наконец, ключевым направлением работы Центра является его просветительская деятельность, куда входят лекции, концерты и музыкальные просветительские программы.
Доклад «Новая стратегия развития библиотечно-нотного фонда телерадиоцентра», представленный Алевтиной Игоревной Кравченко, главным специалистом Нотного архива Российского государственного музыкального телерадиоцентра (Москва), познакомил с историей специализированной музыкальной библиотеки телерадиоцентра (первоначальное название — Главная музыкальная редакция Всесоюзного радио, входило в состав Гостелерадио СССР), которая началась в 1928 году, и с особенностями фонда, значительную часть которого представляют произведения, транслировавшиеся на радио. В настоящее время специалисты библиотеки сосредоточены на инвентаризации, каталогизации материала, а также создании и применении технологии учета, поиска, обработки, восстановления материала, оцифровки фонда, что позволяет реже использовать оригинальные экземпляры. Алевтина Игоревна назвала переломным моментом в деятельности Нотного архива библиотеки запуск проекта цифровой трансформации — Медиаплатформу (представляет собой 5 разделов: Афиша, Радио, Видео и Коллективы, Ателье и Ноты). Это автоматизированная система была создана специально для организации процессов хранения, обработки и публикации аудиовизуального, текстового и иного контента. Не менее значительным фактом стало обновление и в области оборудования: приобретение Планетарного сканера, современного профессионального аппарата, дает возможность быстро и качественно сканировать бесконтактным способом и без механического воздействия на бумажный оригинал, ноты и книги разного объема и формата.
Докладчик детально рассказала о специфических нюансах новой техники: оптической системе сканера, уникальной системе подсветки сканера, программной функции профессиональной обработки изображения (автоматическое выравнивание, удаление «шумов», обрезка по формату и т.д.) и др. Большое место в своем докладе Алевтина Игоревна отвела проектной деятельности радио «Орфей». Самым важным среди них является совместный проект компании «Юнипро» и радио «Орфей» «Возрождаем наследие русских композиторов». Проект начал свою историю в 2014 году и уже представил за эти годы широкой публике имена незаслуженно забытых русских композиторов и их творчество — Антона Степановича Аренского (1861–1906), Николая Семёновича Голованова (1891–1953), Александра Васильевича Мосолова (1900–1973). Отметила, что с 2020 года данный проект вышел на уровень Международного музыкального фестиваля «Энергия открытий». Кроме этого были представлены и другие мультимедийные проекты.
Особое внимание на секции было уделено сохранности звукового наследия.
В докладе «Роль фонотеки Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки в культурном пространстве Мурманска» Ольги Викторовны Плюсниной, главного библиотекаря отдела информации по культуре и искусству Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки, была подробно рассмотрена работа отдела со звуковыми носителями, с их хранением, оцифровкой; большое внимание в докладе было уделено пользователям отдела изучение их спроса звукозаписей на виниловых грампластинках.
В докладе была представлена анкета для пользователей, где вопросы касались цели посещения Отдела информации по культуре и искусству, интересов к тем или иным музыкальным жанрам, предпочтение того или иного звукового носителя, представления развития фонотеки будущего и др. Проведенный специалистами отдела анализ полученных сведений наглядно показал, что при всех новых технических средствах приоритет остается за виниловой пластинкой. В презентации доклада приведены высказывания пользователей-участников анкеты в пользу винила. Ольга Викторовна также познакомила с большой просветительской работой, которую ведет Отдел информации по культуре и искусству: различные мероприятия к датам, мастер-классы с привлечением молодежи (профессиональные игры «Музыкальный алфавит», «Я библиотекарь» и др.).
В докладе «Сохранение звукового наследия: о владельческих коллекциях грампластинок в Российской государственной библиотеке», представленном Аллой Алексеевной Семенюк, заведующей отделом нотных изданий и звукозаписей Российской государственной библиотеки (Москва), была кратко изложена история фонотеки Ленинки с характеристикой фонда. Особое внимание уделено владельческим коллекциям звукозаписей, поступивших в Российскую государственную библиотеку в разное время. Среди владельцев — композиторы, музыковеды, исполнители: Юрий Николаевич Хохлов (1922–2010), Александр Николаевич Атаров, Бернард Борисович Грановский (1922–2003), Оксана Тимофеевна Леонтьева (1932–2005), Игорь Андреевич Журавленко (1943–2018), Ирина Константиновна Архипова (1925–2010) и многие другие. Особенности каждой коллекции зафиксированы в своеобразном паспорте, где наряду со сведениями о владельце, дате поступления в библиотеку, объёме приводится тематический обзор коллекции, список звукозаписывающих фирм. Кроме того, при внешнем осмотре определяется физическое состояние грампластинок, упаковочного материла (конвертов, коробок), а также дается заключение о возможности функционального использования (выдача для прослушивания в зал (трансляция через наушники), использование на выставках.
В связи с темой заседания Секции Алла Алексеевна рассказала также о проекте, посвящённом оцифровке звукозаписей фонда Российской государственной библиотеки, который стартовал осенью 2022 года. В первую очередь это коснулось владельческих коллекций. Цели проекта — сохранность фонда и создание образовательного и репертуарного контента для студентов музыкальных колледжей и вузов и музыкантов-специалистов; расширение возможностей раскрытия фонда фонотеки Российской государственной библиотеки. К настоящему времени в библиотеке уже имеется около 3 000 музыкальных треков, частично уже отраженных в электронном каталоге. Формируется пользовательский интерфейс для удобства поиска оцифрованных звукозаписей. Речь шла также о привлечении специализированных отделов искусств, имеющих фонотеки, для участия в совместном проекте создания единого музыкально-звукового пространства для широкого круга пользователей.
Все доклады и сообщения сопровождались презентациями, активным обсуждением, обменом мнениями.
После официальной части работы секции состоялась экскурсия по Отделу информации по культуре и искусству, которую провела Ольга Викторовна Плюснина. Был представлен зал со свободным доступом к выставочным витринам и книжным полкам, экспозиции с аппаратурой и грампластинками, комната индивидуальных занятий, читательские места, оснащенные компьютером и звуковоспроизводящей аппаратурой для прослушивания записей; Также интересно было увидеть фонды отдела, приближенные к читальному залу.
По итогам заседания вынесены решения:
- привлечь специализированные отделы искусств, имеющие фонотеки, к участию в совместном проекте создания единого звукового пространства;
- изучить спрос пользователей в библиотеках звукозаписей на виниловых грампластинках (анкета, личное общение и т. д.);
- рекомендовать к публикации в Бюллетене РБА доклады Ольги Викторовны Плюсниной (Мурманск), Олеси Павловны Гамидовой (Сыктывкар), Алевтины Игоревны Кравченко и Аллы Алексеевны Семенюк (Москва);
- заслушать доклады участников, которые не смогли принять участие в заседании Секции на Конгрессе, на ежегодном семинаре музыкальных библиотек, проходящем в октябре на площадке Российской государственной библиотеки.
Алла Алексеевна Семенюк,
председатель Секции музыкальных библиотек РБА;
автор фотографий: Владислав Захаров
---------------------------------
Презентации докладчиков:
Роль фонотеки Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки в культурном пространстве Мурманска
Плюснина Ольга Викторовна, главный библиотекарь отдела информации по культуре и искусству, Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека, Мурманск
Новая стратегия развития библиотечно-нотного фонда телерадиоцентра
Кравченко Алевтина Игоревна, главный специалист, Нотный архив Российского государственного музыкального телерадиоцентра, Москва
Центр музыкального наследия им. А. Г. Осипова Национальной библиотеки Республики Коми как действующая система сохранения наследия коми композиторов и популяризации музыкальной культуры региона
Гамидова Олеся Павловна, ведущий библиотекарь отдела литературы по искусству, Национальная библиотека Республики Коми