Главная / Деятельность / Секции и круглые столы / Ежегодные отчеты Конференции РБА

Совместное заседание секций 29-A. Рабочая группа «Библиотеки и социальные медиа», 29. Секция издательской и книгораспространительской деятельности, 30. Секция по чтению

XXVII Ежегодная сессия Конференции РБА, Мурманск, 10.06.2023-17.06.2023

13.06.2023г.

Тема: Специальное мероприятие «Медленное чтение в современной библиотеке: теория, методика, практика» (доступны презентации)

13–14 июня в Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеке Секция по чтению РБА, Секция издательской и книгораспространительской деятельности РБА и Рабочая группа «Библиотеки и социальные медиа» РБА провели специальное тематическое мероприятие «Медленное чтение в современной библиотеке: теория, методика, практика».

Подобное мероприятие в истории Конгрессов РБА состоялось впервые. Оно включало в себя круглый стол по медленному чтению и два мастер-класса, на которых были продемонстрированы разные методики медленного чтения. 42 специалиста из 13 регионов России представляли библиотеки Мурманска, Североморска, Колы, Апатитов, Москвы, Санкт-Петербурга, Отрадного, Орла, Донецка, Краснодара, Ставрополя, Чебоксар, Уфы, Новосибирска и Новосибирской области, Красноярска и Якутска.

13 июня в Центре современного искусства Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки состоялся круглый стол, на котором были рассмотрены теоретические и практические аспекты применения метода медленного чтения в работе современной библиотеки. Ведущими круглого стола стали Анастасия Георгиевна Гачева, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН, главный библиотекарь Библиотеки № 180 им. Н. Ф. Фёдорова Объединения культурных центров Юго-Западного административного округа города Москвы, и Юрий Юрьевич Чёрный, кандидат философских наук, руководитель Центра по изучению проблем информатики Института научной информации по общественным наукам РАН, куратор научно-просветительского проекта «TechnoScience» Объединения культурных центров Северо-Западного административного округа города Москвы, и Вера Викторовна Ялышева, кандидат педагогических наук, председатель Секции по чтению РБА, заведующая Центром чтения Научно-методического отдела Российской национальной библиотеки.

В начале заседания ведущие представили собравшимся две коллективные монографии, подготовленные в Институте мировой литературы имени А. М. Горького РАН под редакцией доктора филологических наук Натальи Николаевны Смирновой. Первая книга «Искусство медленного чтения: История, традиция, современность» (Искусство медленного чтения: История, традиция, современность: коллективная монография / Отв. ред. Н.Н. Смирнова. – М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2020. – 368 с.) посвящена разным аспектам теории медленного чтения, вторая — «Опыты медленного чтения» (Опыты медленного чтения: коллективная монография / отв. ред. Н.Н. Смирнова. – М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2021. – 368 с.) содержит не только теоретические подходы, но и исследования практики медленного чтения в истории и современности. Было отмечено, что несмотря на разнообразие теоретических представлений и практик, о единой теории и методике (или методиках) медленного чтения пока говорить рано, и это добавило теме круглого стола особую актуальность и значимость.

На круглом столе был рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с историей медленного чтения, особенностями его понимания и бытования в мировой и российской культурной традиции, принципами медленного чтения, возможностями и перспективами его применения в библиотечной практике. Теоретические аспекты чтения в целом и медленного чтения в частности были представлены в докладах Е. В. Никоноровой (Москва), А. Г. Гачевой (Москва), Ю. Ю. Чёрного (Москва), практические аспекты — в докладах А. Г. Гачевой, Ю. Ю. Чёрного, М. Е. Шубниковой (Чебоксары), Н. Е. Олендаря (Донецк), Ю. Ф. Андреевой (г. Отрадное Ленинградской области) и Ю. Н. Солнцевой (Североморск).

Ценными в теоретическом плане оказались рассуждения докладчиков об исторических изменениях подходов к чтению в контексте классической, неклассической и постнеклассической рациональности, опыт описания принципов медленного чтения, характеристика чтения как рецептивного вида письменной речевой деятельности, указание на генетическую связь медленного чтения с сакральным чтением (чтением священных текстов) и понимание медленного чтения как изучающего вида чтения согласно типологии чтения профессора, теоретика обучения чтению на иностранном языке Софьи Кирилловны Фоломкиной (чтение ознакомительное, просмотровое, поисковое и изучающее).

Взяв за основу предложенное философом, историком культуры Михаилом Осиповичем Гершензоном (1869–1925) понятие «искусство медленного чтения», участники заседания наметили ряд характеристик этого типа чтения, подчеркивая, что оно носит аксиологический характер, направлено на раскрытие идеала автора книги, его «образа совершенства», является нравственной миссией, направленной на собирание себя и мира, представляет собой творческий акт. В практике медленного чтения важна не только позиция автора, но и позиция читателя, его личностный взгляд. Это субъект-субъектный, а не субъект-объектный тип чтения. При медленном чтении творчество писателя неотделимо от его биографии, ситуация «смерти автора» здесь невозможна. Наконец, в медленном чтении работает принцип герменевтического круга, когда каждая деталь, каждый элемент текста могут быть по-настоящему поняты лишь в перспективе целого произведения и, напротив, целое понимается и реконструируется из анализа его частей.

Были приведены успешные примеры использования метода медленного чтения в работе современных библиотек: Библиотеки № 180 им. Н. Ф. Фёдорова Объединения культурных центров Юго-Западного административного округа города Москвы, Библиотеки № 240 «TechnoScience» Объединения культурных центров Северо-Западного административного округа города Москвы, Института научной информации по общественным наукам РАН, Национальной библиотеки Чувашской Республики, Донецкой республиканской библиотеки для молодежи, Отрадненской городской библиотеки Ленинградской области, Центральной городской библиотеки имени Л. А. Крейна г. Североморска Мурманской области.

Докладчикам были заданы вопросы о возможности применения практики медленного чтения при работе с детьми, о том, как такая не яркая и не массовая практика может сочетаться с требованием учредителей работать на увеличение посещаемости мероприятий, является ли медленное чтение библиотечной технологией или же оно принесено в библиотеку извне.

В результате оживлённых и плодотворных дискуссий участники круглого стола пришли к выводу о перспективности развития практики медленного чтения в российских библиотеках, о широкой возможности применения элементов медленного чтения в мероприятиях разных форматов, о значимости медленного чтения для приобщения читателей, детей, подростков и молодежи к книге и чтению, для развития способности понимания, навыков вдумчивого, серьезного чтения. Кроме того, был отмечен коммуникативный потенциал практики медленного чтения, ее значение для преодоления разобщенности и атомарности современного общества, выработки навыков общения и конструктивного взаимодействия.

14 июня в зале «Non-fiction» Мурманской областной детско-юношеской библиотеки имени В. П. Махаевой состоялось два мастер-класса по медленному чтению с разбором текстов авторов из Заполярья.

Ведущей первого мастер-класса «Чтение как воскрешение автора в культуре» была Анастасия Георгиевна Гачева. Участники мероприятия читали и разбирали первую главу повести Леонида Александровича Крейна (1935–1995) «Дуга большого круга» (1980).

Чтение предварялось краткой характеристикой биографии и личности Л. А. Крейна, с текстом которого читателям предстояло вступить в диалог. Первая глава книги была разбита на 23 фрагмента разного объема, каждый из которых представлял смысловую и содержательную целостность. Участники мастер-класса читали и обсуждали фрагменты один за другим, стремясь понять не только сюжет и характеристики основных героев, но и реконструировать, исходя из наполнения главы, образ мира писателя, его взгляды на историю и человека. В мастер-классе активно использовались филологические методы анализа текста, восстанавливался контекст произведения, давался реальный комментарий, при этом методика анализа была построена так, чтобы быть доступной каждому участнику, вне зависимости от уровня его гуманитарных знаний и практики. Участники не только активно выражали собственное отношение к прочитанному, но и подчеркивали экзистенциальную значимость встречи с текстом Л. А. Крейна для них самих.

Ведущим второго мастер-класса «Чтение как самоактуализация личности читателя» был Юрий Юрьевич Чёрный. Участники мероприятия читали и разбирали третью главу «Летчиков в рай не пускают» романа «Мурманцы. 1942» (Мурманск, 2011) из трилогии «Мурманцы» Дмитрия Валерьевича Коржова (р. в 1971 г.). Одним из участников чтений стал сам автор книги Д. В. Коржов.

Мастер-класс состоял из трёх частей: рассказа ведущего с презентацией продолжительностью 0,5 часа, чтением отрывка произведения вслух по очереди продолжительностью 1 час и обсуждением прочитанного продолжительностью 0,5 часа. Авторская методика предполагает работу в малой группе, чтение вслух, чтение с остановками и обсуждение прочитанного. Этот подход соответствует закономерности герменевтического круга в понимании, когда вначале создаётся предпонимание смысла целого текста на уровне гипотезы, за ним следует работа с частями, после чего следует возвращение к смыслу целого и корректировка исходной гипотезы предпонимания. Эффекты, характерные для такого типа медленного чтения — постепенное формирование единого ритма при чтении вслух, смена акцентов восприятия с читающего человека на читаемый текст (в гештальтпсихологии она называется обращением фигуры в фон) на 7–9-м читающем, «вызов» произведения для аудитории и последующая связь смыслов произведения с жизненным опытом читателей — проявились и в этот раз.

Чтение текста вместе с автором в русле данной конкретной методики проводилось впервые. Всеми участниками было отмечено отсутствие барьера между писателем, библиотекарем и читателем, который нередко сохраняется во время библиотечных мероприятий в формате презентации книги или творческой встречи.

Расчет организаторов специального тематического мероприятия — не только обсудить проблематику медленного чтения на круглом столе, но и продемонстрировать две разные методики медленного чтения в действии, чтобы коллеги смогли ощутить на себе влияние этой технологии, оказался верным. Многие участники выразили желание попробовать читать медленно в собственных учреждениях. Особенный интерес эта практика вызвала у руководителей библиотек для слепых и слабовидящих из Уфы (кандидат педагогических наук А. Р. Аминева), Ставрополя (Е. С. Захарова) и Новосибирска (Ю. Ю. Лесневский).

Опыт обсуждения теории и практики медленного чтения и возможностей его использования в современной библиотеке оказался актуальным и востребованным. Организаторы и участники специального мероприятия пришли к выводу о необходимости продолжения этой работы.
 

Анастасия Георгиевна Гачева,

ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН;

Юрий Юрьевич Чёрный, руководитель Центра по изучению проблем информатики

Института научной информации по общественным наукам РАН

---------------------------------
Презентации:

Теория и практика медленного чтения в работе публичной библиотеки (из опыта работы Библиотеки № 180 им. Н. Ф. Фёдорова ОКЦ ЮЗАО г. Москвы)
Гачева Анастасия Георгиевна, ведущий научный сотрудник Отдела Новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья, Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук (ИМЛИ РАН), главный библиотекарь Библиотеки № 180 им. Н. Ф. Фёдорова, «Объединение культурных центров Юго-Западного административного округа» города Москвы

«Медленные чтения» — новый формат интеллектуального досуга для детей
Солнцева Юлия Николаевна, заведующая информационно-библиографическим отделом Центральной городской библиотеки имени Л. Крейна, Североморская централизованная библиотечная система, Североморск, Мурманская область

Проблема герменевтического круга — основа методики медленного чтения
Чёрный Юрий Юрьевич, руководитель Центра по изучению проблем информатики, Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН), Москва





Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2024 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru