Заседание секции 09/10. Секция библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования
XXVIII Ежегодная сессия Конференции РБА, Казань, 19.05.2024-24.05.2024
21.05.2024г.
Тема: «Кадровый ресурс библиотечного дела: взаимодействие педагогов и практиков» (доступны презентации)
21 мая в Концертном зале Казанского государственного института культуры прошло основное заседание Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА с ключевой темой «Кадровый ресурс библиотечного дела: взаимодействие педагогов и практиков». Секция работала более четырёх часов, было заслушано 21 выступление (и представлено для ознакомления три стендовых доклада), присутствовало более 70 участников. Царила непринужденная, но одновременно деловая атмосфера, позволившая обсудить много актуального.
Собравшихся приветствовала Роза Шайхайдаровна Ахмадиева, ректор Казанского государственного института культуры, доктор педагогических наук, профессор.
На двух тематических сессиях были рассмотрены различные аспекты заявленной темы: векторы развития базового библиотечно-информационного образования и отраслевая система дополнительного профессионального образования в контексте новых социальных реалий библиотечной практики.
Общий тон обсуждению предварительно задал общий постановочный доклад Светланы Дамировны Бородиной, профессора кафедры библиотечно-информационной деятельности и интеллектуальных систем Казанского государственного института культуры, доктора педагогических наук, доцента, с достаточно провокационным названием «Библиотекарь ХХI века: технологический или ценностный подход». Обращено внимание, что информатизация, технологии искусственного интеллекта, трансформация и расширение социальных функций библиотеки предоставляют широкие возможности для развития профессионализма современных библиотечно-информационных специалистов, но зачастую библиотечная профессия рассматривается прагматически — только как вспомогательная (технологическая). Констатирована серьёзная ситуация: профили подготовки в вузах и потребности практики не соотносятся, в результате происходит имитация актуальности профессионального образования и его отрыв от потребностей отраслевого рынка труда.
Первое сессионное заседание «Базовое библиотечно-информационное образование — векторы развития» открыл проблемный доклад «Входные компетенции как фактор эффективности библиотечно-информационного образования» Натальи Викторовны Лопатиной, заведующей кафедрой библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры, доктора педагогических наук, профессора. Рассматривались качественные характеристики студентов, сформированные на предыдущем этапе (уровне) образования, необходимые для освоения вузовских программ бакалавриата и магистратуры по направлению «Библиотечно-информационная деятельность», а также программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре по научной специальности «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение». Среди важнейших для обучающихся универсальных качеств выделены мотивация, понимание цели и приоритетов, а в числе «входных компетенций» / «переносных навыков» аргументированы гибкие навыки и междисциплинарность.
В развитие темы содержания профессионального образования прозвучал доклад «Чему обучать специалиста библиотечно-информационной деятельности?» Елены Валериевны Панковой, директора Санкт-Петербургского техникума библиотечных и информационных технологий, члена Постоянного комитета Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования, кандидата педагогических наук. Анализировалась структура проекта нового отраслевого Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, в котором формируемые профессиональные компетенции сформулированы с учетом трудовых функций действующего Профессионального стандарта «Специалист по библиотечно-информационной деятельности» (2022), поэтому актуальны и перспективны. Особо акцентировалась важность практикоориентированного обучения и межпредметной подготовки.
Следующий блок выступлений посвящался профориентационной работе.
В докладе «Профориентационная работа с абитуриентами и студентами: перспективы вовлечения в профессиональную деятельность» Валентины Владимировны Брежневой, декана библиотечно-информационного факультета Санкт-Петербургского государственного института культуры, члена Правления Российской библиотечной ассоциации, председателя Учебно-методического совета вузов России по библиотечно-информационному образованию, доктора педагогических наук, профессора, главным лейтмотивом прозвучала мысль о необходимости последовательного (начиная с абитуриентов) «выращивания» ориентированных на профессию библиотечных специалистов, постепенного «погружения» студентов в реальную профессиональную жизнь посредством их участия в самых различных мотивирующих акциях и проектах.
В развитие темы и продолжая традиции Секции убедительно прозвучал голос молодого участника Конгресса — с докладом «Студенческий фестиваль "Библиофест" как площадка для партнёрского взаимодействия вузов культуры» выступила Виктория Алексеевна Порукова, студент библиотечно-информационного факультета Санкт-Петербургского государственного института культуры. Рассматривались основные этапы развития международного студенческого фестиваля «БиблиоФест» под эгидой Санкт-Петербургского государственного института культуры, характеризовались основные жанры и форматы мероприятий, анализировался состав участников и партнеров. Констатировано, что фестиваль стал действенной площадкой для развития партнёрства вузов культуры и позволяет объединить студентов из разных регионов для установления профессиональных связей и проведении совместных мероприятий, в том числе с приглашением работодателей.
Взгляд на ту же проблему, но со стороны библиотек был представлен в выступлении «"Вакансия библиотекарь": проект вторичной профориентации студентов» Натальи Викторовны Третьяковой, заведующей отделом региональных связей и проектной деятельности Российской государственной библиотеки для молодёжи. Презентовался инициированный и реализуемый Российской государственной библиотекой для молодёжи проект вторичной профессиональной ориентации (в форме комплексной стажировки) студентов профильных факультетов в рамках производственной практики с целью развития профессиональной вовлечённости, осмысления возможностей современной библиотеки и ориентации на неё как актуальное и привлекательное место работы. В качестве инструмента обучения и взаимодействия студента с куратором и специалистами библиотеки используется специально разработанная рабочая тетрадь — «Навигатор практики. Маршрут построен».
В докладе «Учебник "Библиотековедение. Общий курс" как основа профессионализации библиотечного специалиста» Марины Николаевны Колесниковой, заведующей кафедрой библиотековедения и теории чтения Санкт-Петербургского государственного института культуры, члена Постоянного комитета Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования, доктора педагогических наук, профессора, характеризовались структура и наполнение нового фундаментального издания по вводной базовой профессиональной учебной дисциплине. Подчёркивалось, что главным при подготовке выпущенного в начале текущего года питерским издательством «Профессия» в серии «Специалист библиотечно-информационной сферы» учебника стало постепенное знаниевое погружение студентов, отталкиваясь от главного системообразующего понятия «библиотека», что позволяет формировать у студентов первого курса комплекс универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
Региональный опыт взаимодействия вузов культуры и библиотек раскрывался в выступлениях Любови Геннадиевны Тараненко, декана факультета информационных, библиотечных и музейных технологий Кемеровского государственного института культуры, члена Постоянного комитета Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования, доктора педагогических наук, доцента («Взаимодействие вузов культуры и библиотек в подготовке библиотечных кадров: опыт Кемеровского государственного института культуры»), Айслу Радифовны Мансуровой, заведующий кафедрой библиотечно-информационной деятельности и интеллектуальных систем Казанского государственного института культуры, доктора исторических наук, доцента («Казанской библиотечной школе — 55 лет»), и Екатерины Александровны Кучмуруковой, декана гуманитарно-информационного факультета Восточно-Сибирского государственного института культуры, кандидата исторических наук, доцента («Формирование кадрового потенциала библиотек Республики Бурятия»). Среди наиболее эффективных направлений взаимодействия вузов и библиотек в области подготовки кадров выделялись: разработка и реализация совместных образовательных программ, участие работодателей в образовательном процессе, организация практики и стажировок студентов, проведение научных исследований и реализации совместных научно-практических мероприятий, подготовка совместных учебных и научных изданий.
Во втором сессионном заседании «Отраслевая система дополнительного профессионального образования в контексте новых социальных реалий и задач библиотечной практики» заинтересованное обсуждение вызвал постановочный доклад «Партнёрство библиотек и образовательных организаций в профессионализации библиотечных кадров» Ирины Семёновны Пилко, профессора кафедры информационного менеджмента Санкт-Петербургского государственного института культуры, доктора педагогических наук, профессора. Акцентировалось, что основные направления и формы стратегического партнерства библиотек и образовательных организаций в настоящее время должны быть нацелены на реализацию требований Профессионального стандарта «Специалист по библиотечно-информационной деятельности» (2022) к содержанию профессионального образования и формируемым компетенциям, а также образовательному статусу сотрудников библиотек. Были аргументированы несколько предложений: централизовано (под эгидой РБА) разработать рекомендации по внедрению профессионального стандарта; осваивать механизмы и практики признания результатов обучения, в том числе полученных неформальным путем (учитывать результаты освоения открытых онлайн-курсов, краткосрочных программ корпоративного обучения, профессиональных стажировок и т.п.); развивать системы корпоративного обучения, включая дистанционные его формы, выстраивать партнерские отношения и сетевое взаимодействие между отдельными библиотеками, библиотеками и образовательными организациями при реализации обучающих мероприятий, осуществлении инициативных образовательных проектов.
Актуально прозвучал подготовленный Людмилой Ефимовной Савич, профессором кафедры библиотечно-информационной деятельности и интеллектуальных систем Казанского государственного института культуры, доктором педагогических наук, профессором, и Рамисом Рустамовичем Мухаметшиным, заведующим информационно-редакционным отделом Института археологии им. А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан, доклад «К вопросу об эффективности дистанционных образовательных технологий в подготовке библиотекарей». Сделан вывод о перспективности смешанного обучения, сочетающего разнообразные форматы очного и дистанционного взаимодействия между обучающимися, педагогами и образовательными ресурсами.
Разнообразная палитра образовательной деятельности (дополнительного профессионального образования — повышения квалификации и переподготовки библиотечных специалистов) была представлена пятью докладами коллег из разноуровневых библиотек Москвы и Санкт-Петербурга.
С основными направлениями учебной работы Российской национальной библиотеки познакомила Ирина Николаевна Вибе, директор Института дополнительного образования Российской национальной библиотеки, член Постоянного комитета Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования, кандидат исторических наук; о новом образовательном проекте для персонала библиотек стран постсоветского пространства по сохранности фондов рассказала Екатерина Борисовна Дударева, заместитель директора департамента — начальник научно-образовательного отдела Российской государственной библиотеки, член Постоянного комитета Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования, кандидат педагогических наук; опыт организации и проведения стажировок для сотрудников библиотек новых российских регионов представила Елена Александровна Серебрякова, заместитель руководителя Центра обслуживания читателей Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино.
Специалисты из городской библиотечной сети Санкт-Петербурга охарактеризовали «внешние» (курсы повышения квалификации, курсы профессиональной переподготовки, вебинары, методические семинары) и «внутренние» (методические семинары, часы персонала, обучающие курсы, школа наставничества) системы профессионального развития сотрудников библиотек мегаполиса. Обозначила насущные проблемы и перспективы взаимодействия Наталья Сергеевна Николаева, заместитель директора по библиотечной работе Специальной центральной детской библиотеки им. А. С. Пушкина, член Постоянного комитета Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА. Представила проект непрерывного повышения квалификации персонала централизованных библиотечных систем «Траектория развития» Виктория Андреевна Архипова, заведующая отделом культурных программ и выставочной работы Централизованной библиотечной системы Приморского района Санкт-Петербурга.
В заключение работы Секции была позиционирована новая актуализированная серия профильных учебников «Специалист библиотечно-информационной сферы», выпускаемая питерским издательством «Профессия». Четыре учебника этой серии вышли в свет в первой половине 2024 года — «Библиографоведение», «Библиотековедение. Общий курс», «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности», «Маркетинг библиотечно-информационной деятельности», до конца текущего года планируется выпустить также «Документоведение» и «Аналитико-синтетическая переработка информации».
Среди стендовых докладов особый интерес вызвал материал «Способы оценки и анализ мотивации слушателей по программам повышения квалификации в библиотечной сфере», подготовленный в соавторстве Татьяной Александровной Ульяновой, главным специалистом Центра непрерывного образования Российской государственной библиотеки, и Ириной Александровной Смелковой, ведущим специалистом Центра непрерывного образования Российской государственной библиотеки, кандидатом сельскохозяйственных наук. Участникам заседания Секции авторами были представлено для ознакомления не только несколько экземпляров текстового вариант, но и специально подготовленный визуализирующий флип-чарт.
По итогам работы Секции принято решение о необходимости развития системы отраслевого корпоративного взаимодействия — более тесного партнёрства руководителей библиотек как работодателей с разноуровневыми организациями профессионального образования, а также важности наличия методических рекомендаций по практическому применению профстандарта «Специалист библиотечно- информационной деятельности» как структурной и компетентностной нормативной модели профессии. На государственном уровне предложено внести в государственные задания федеральных и региональных библиотек-методических центров (при наличии соответствующих образовательных лицензий) услуги и работы по дополнительному профессиональному образованию.
Владимир Константинович Клюев,
председатель Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА
---------------------------------
Презентации:
«Входные компетенции» как фактор эффективности библиотечно-информационного образования
Лопатина Наталья Викторовна, доктор педагогических наук, профессор; заведующая кафедрой библиотечно-информационных наук, Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область
Чему обучать специалиста библиотечно-информационной деятельности? (К разработке нового ФГОС среднего профессионального образования)
Панкова Елена Валериевна, член постоянного комитета Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА; кандидат педагогических наук; директор Санкт-Петербургского техникума библиотечных и информационных технологий, Санкт-Петербург
«Вакансия библиотекарь»: проект вторичной профориентации студентов
Третьякова Наталья Викторовна, заведующая отделом региональных связей и проектной деятельности, Российская государственная библиотека для молодёжи, Москва
Учебник «Библиотековедение. Общий курс» как основа профессионализации библиотечного специалиста
Колесникова Марина Николаевна, член постоянного комитета Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА; доктор педагогических наук, профессор; заведующая кафедрой библиотековедения и теории чтения, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Санкт-Петербург
Взаимодействие вузов культуры и библиотек в подготовке библиотечных кадров: опыт Кемеровского государственного института культуры
Тараненко Любовь Геннадиевна, член постоянного комитета Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА; доктор педагогических наук, доцент; декан факультета информационных, библиотечных и музейных технологий, Кемеровская государственный институт культуры, Кемерово
Формирование кадрового потенциала библиотек Республики Бурятия
Кучмурукова Екатерина Александровна, кандидат исторических наук, доцент; декан гуманитарно-информационного факультета, Восточно-Сибирский государственный институт культуры, Улан-Удэ
Студенческий фестиваль «БиблиоФест» как площадка для партнёрского взаимодействия вузов культуры
Крымская Альбина Самиуловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры медиалогии и литературы, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Санкт-Петербург; Порукова Виктория Алексеевна, студент библиотечно-информационного факультета, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Санкт-Петербург
Партнёрство библиотек и образовательных организаций в профессионализации библиотечных кадров
Пилко Ирина Семёновна, доктор педагогических наук, профессор кафедры информационного менеджмента, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Санкт-Петербург
К вопросу об эффективности дистанционных образовательных технологий в подготовке библиотекарей
Савич Людмила Ефимовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотечно-информационной деятельности и интеллектуальных систем, Казанский государственный институт культуры, Казань; Мухаметшин Рамис Рустамович, заведующий информационно-редакционным отделом Института археологии им. А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан, Казань
К вопросу о кадровом обеспечении библиотечной отрасли: основные направления образовательной деятельности Российской национальной библиотеки
Вибе Ирина Николаевна, член постоянного комитета Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА; кандидат исторических наук; директор Института дополнительного образования, Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург
Новый образовательный проект Российской государственной библиотеки по сохранности фондов для персонала библиотек стран постсоветского пространства
Дударева Екатерина Борисовна, член постоянного комитета Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА; кандидат педагогических наук; заместитель директора департамента — начальник научно-образовательного отдела, Российская государственная библиотека, Москва
Опыт Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино по проведению стажировок для сотрудников библиотек из новых регионов
Серебрякова Елена Александровна, заместитель руководителя Центра обслуживания читателей, Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М. И. Рудомино, Москва
«Внешняя» и «внутренняя» системы профессионального развития сотрудников библиотек Санкт-Петербурга: проблемы и перспективы взаимодействия
Николаева Наталья Сергеевна, член постоянного комитета Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА; заместитель директора по библиотечной работе, Санкт-Петербургская центральная детская библиотека им. А. С. Пушкина, Санкт-Петербург
«Траектория развития» — внутрисистемный проект, направленный на непрерывное образование библиотечных специалистов
Архипова Виктория Андреевна, заведующая отделом культурных программ и выставочной работы, Централизованная библиотечная система Приморского района, Санкт-Петербург