Заседание секции 27. Молодёжная секция
VIII Ежегодная сессия Конференции РБА, Псков, 12.05.2003-17.05.2003
14.05.2003г.
Работа Секции состояла из двух самостоятельных блоков: 1. заседание Секции с докладами, обсуждениями, дискуссиями; 2. мероприятие, которое проводит Секция для участников Конференции и молодых библиотекарей принимающего города.
Доклады, представленные на заседании Секции отразили мероприятия, проведенные за прошедший год, образовательные структуры, разработанные за этот период.
В докладе Л.Ф. Игнатовой, директора Ставропольской краевой юношеской библиотеки, "Поддержка молодых библиотекарей - основа их жизненного успеха" была представлена I межрегиональная конференция молодых библиотекарей Юга России, прошедшая в апреле 2003г. в г.Ставрополе, а Т.В. Артемьева, ученый секретарь Центральной муниципальной библиотеки им. Н.А. Некрасова г. Ижевска, рассказала о II международной конференции "Молодые в библиотечном деле: профессиональное творчество".
В последнее время активно развиваются нетрадиционные формы непрерывного, последипломного образования, повышения квалификации, помогающие не только совершенствованию библиотекаря, но и становлению библиотеки нового типа. Этим направлениям были посвящены доклады Т.Н. Сергеевой, ведущего психолога Ставропольской краевой юношеской библиотеки, "Тренинг-центр "Карьера" в г.Ставрополе - взгляд заинтересованного лица" и А.Г. Акимовой, заместителя директора Новосибирской юношеской библиотеки, "Программа "Организационного развития библиотек" - альтернатива традиционной системы повышения квалификации".
Стратегию работы с молодыми специалистами в Государственной юношеской библиотеки Республики Бурятии им. Д. Батожбая представила Е.Ю. Рябушева, директор библиотеки, в докладе "Молодежь - устойчивому развитию".
О роли и месте, а также о стиле поведения молодого библиотекаря в коллективе рассказала в своем докладе "Молодой специалист в библиотеке - дочь полка или рабыня Изаура?" Е.В. Нипорка, главный методист Муниципального учреждения культуры "Централизованная библиотечная система г. Ижевска".
Начиная с 2002 г. на стажировку по программе "Открытый мир" были отобраны и молодые специалисты активно работающие по программе "Молодые в библиотечном деле". В январе 2002 г. М.П. Захаренко, начальник отдела информационной деятельности Центральной городской библиотеки г.Омска, побывала в США как участник программы. Свои впечатления и материалы по проблеме интересующей всех членов секции она представила в своем докладе "Некоторые особенности работы с кадрами в публичных библиотеках США".
Н.О. Таранцева, сотрудник Российской национальной библиотеки, рассказала о инициативе молодых специалистов по созданию Совета молодых специалистов РНБ, его печатного органа молодежной газеты РНБ и первого мероприятия Совета конкурса "Мисс Российская национальная библиотека-2003".
Специалистами "Службы психолога" Ставропольской краевой юношеской библиотеки И.Г. Кононовой и Т.Н. Сергеевой был проведён тренинг "Карьера".
Для того чтобы не нарушить логику тренинга как обучающего мероприятия и достичь реального, результата решено было показать именно вводный блок "Тренинг профессионального роста" из цикла "Карьера".
Тренинг построен по классической схеме и разбит на 3 смысловых блока:
1. знакомство, введение в ситуацию тренинга;
2. основная часть, проработка заявленной проблематики;
3. заключение, подведение итогов.
Целевая аудитория, на которую рассчитан данный тренинг - молодые и начинающие специалисты, руководители среднего звена, специалисты, работающие с молодёжью.
Цель: успешная профессиональная адаптация молодых специалистов как необходимое условие планирования и реализации профессиональной карьеры.
Задачами является создание предпосылок для:
максимального самораскрытия, ощущения собственной значимости;
формирования активной творческой позиции, направленной на развитие своей организации, психологической гибкости и способности к быстрой адаптации в изменяющихся условиях и обстоятельствах профессионального взаимодействия;
умения строить партнёрские взаимоотношения в профессиональном коллективе вне зависимости от того, кто какую должность занимает в структуре организации; самостоятельно принимать жизненно важные решения и нести ответственность за их последствия.
В тренинге участвовало свыше 30 человек: от совсем юных и неопытных (учащиеся Ш курса Псковского колледжа культуры и искусств) до корифеев библиотечного дела (директора, заместители директоров и ведущие специалисты областных и вузовских библиотек). Участниками также широко представлена и география России - Москва, Санкт-Петербург, Псков, Екатеринбург, Владимир, Великие Луки, Ижевск, Омск, Беломорск, Ставрополь, Йошкар-Ола, Новгород, Остров Псковской области. Всё это, несомненно, обогатило тренинг.
Тренинг длился 5 часов и прошёл в интенсивном режиме. Наверное, было бы лучше, если бы у участников была возможность поработать 7-8 часов, имея при этом, полноценные перерывы. Но и то время, которое мы имели возможность использовать, хочется верить, прошло не зря как для учащихся колледжа, начинающих в ближайшее время свой профессиональный путь, так и для тех чей путь начат уже давно.
По окончании тренинга было проведено анкетирование, результаты которого дают большой материал для анализа изменений состояния участников, совершенствования содержательных основ тренинга, стиля и формы ведения подобных мероприятий. Представляем Вам лишь несколько вопросов и ответы на них участников тренинга:
1. Что нового Вы сегодня узнали?
психологический опыт работы с группой - 11;
новые знакомства - 9;
новая форма общения - 5;
знания - 3;
"самого себя" - 1;
"что все библиотекари похожи друг на друга" - 1;
"мотивация к развитию" - 1;
"творческий подход к работе секции" - 1;
"всё" - 1;
"ничего" - 1.
2. Каковы Ваши ожидания от библиотечной профессии?
признание в обществе важности профессии библиотекаря - 8;
достойной оплаты труда - 7;
перспективность - 6;
огромный спектр знаний - 5;
общения - 4;
"активное использование новых информационных технологий" - 1;
"спокойствие, творчество" - 1;
"библиотекари - не серые мышки!" - 1.
3. Как Вы видите развитие своей карьеры?
Отметили как необходимые условия развития карьеры:
"образование" - 11;
"желание", "личная инициатива" - 8;
"опыт", "много работать" - 7;
"творческий подход" - 2;
"деньги" - 2;
"дальнейшее развитие" - 1;
"умение владеть собой" - 1;
"хорошее место работы" - 1.
Некоторые участники отметили, что:
"карьера уже практически завершена" - 3;
"уже есть знания и опыт" - 1.
Кроме того, проявились и конкретные планы:
"стать директором библиотеки" -2;
"до зам. директора" - 1.
4. Оцените работу тренеров. Какие у Вас есть замечания, предложения?
"всё было классно" - 15;
"ведущие - супер" - 8;
"такие тренинги очень важны" - 6;
"больше давать времени для творчества" - 2;
"профессиональная работа ведущих" - 2;
"два тренера отвлекают внимание" -2;
"должно быть меньше участников" - 1;
"очень чётко виделся план тренинга" - 1;
"хотелось больше комментариев психологов" - 1;
"понравилась открытость тренеров" - 1;
"хотелось больше ролевых игр" - 1;
"очень интересно" - 1;
"задания интересные" - 1;
"немного затянуто" - 1.
5. Ваши дополнительные комментарии:
"большое спасибо" - 5;
"побольше проводить такие тренинги" - 4;
"буду использовать ваш опыт работы" - 1;
"хотелось бы, что бы и другие библиотекари могли принять участие в таком тренинге"-1;
"ведущие работали как единое целое, слаженно" - 1;
"было прикольно" - 1;
"очень большая группа" - 1;
"всё было super!" - 1;
"приезжайте во Псков ещё!" - 1.
Даже простое прочтение суммированных ответов дает информацию для размышления и тем, кто работает с молодыми специалистами у себя в библиотеках и тем, кто проводит подобные тренинги. Организаторы еще раз убедились, что подобные мероприятия приносят пользу для всех, кто принимает в них участие, продолжать организацию подобных мероприятий необходимо, несмотря на ряд возникающих сложностей.
Еще один результат проведения активных обучающих форм в том, что даже у тех, у кого не было в планах посетить заседание Секции, заинтересовавшись, остаются и активно участвуют в обсуждении докладов. Некоторые специалисты пришли именно на заседание секции - расширилась география участников: Улан-Удэ, Новосибирск, Иркутск.
Т.С. Макаренко,
председатель Секции
Доклады, представленные на заседании Секции отразили мероприятия, проведенные за прошедший год, образовательные структуры, разработанные за этот период.
В докладе Л.Ф. Игнатовой, директора Ставропольской краевой юношеской библиотеки, "Поддержка молодых библиотекарей - основа их жизненного успеха" была представлена I межрегиональная конференция молодых библиотекарей Юга России, прошедшая в апреле 2003г. в г.Ставрополе, а Т.В. Артемьева, ученый секретарь Центральной муниципальной библиотеки им. Н.А. Некрасова г. Ижевска, рассказала о II международной конференции "Молодые в библиотечном деле: профессиональное творчество".
В последнее время активно развиваются нетрадиционные формы непрерывного, последипломного образования, повышения квалификации, помогающие не только совершенствованию библиотекаря, но и становлению библиотеки нового типа. Этим направлениям были посвящены доклады Т.Н. Сергеевой, ведущего психолога Ставропольской краевой юношеской библиотеки, "Тренинг-центр "Карьера" в г.Ставрополе - взгляд заинтересованного лица" и А.Г. Акимовой, заместителя директора Новосибирской юношеской библиотеки, "Программа "Организационного развития библиотек" - альтернатива традиционной системы повышения квалификации".
Стратегию работы с молодыми специалистами в Государственной юношеской библиотеки Республики Бурятии им. Д. Батожбая представила Е.Ю. Рябушева, директор библиотеки, в докладе "Молодежь - устойчивому развитию".
О роли и месте, а также о стиле поведения молодого библиотекаря в коллективе рассказала в своем докладе "Молодой специалист в библиотеке - дочь полка или рабыня Изаура?" Е.В. Нипорка, главный методист Муниципального учреждения культуры "Централизованная библиотечная система г. Ижевска".
Начиная с 2002 г. на стажировку по программе "Открытый мир" были отобраны и молодые специалисты активно работающие по программе "Молодые в библиотечном деле". В январе 2002 г. М.П. Захаренко, начальник отдела информационной деятельности Центральной городской библиотеки г.Омска, побывала в США как участник программы. Свои впечатления и материалы по проблеме интересующей всех членов секции она представила в своем докладе "Некоторые особенности работы с кадрами в публичных библиотеках США".
Н.О. Таранцева, сотрудник Российской национальной библиотеки, рассказала о инициативе молодых специалистов по созданию Совета молодых специалистов РНБ, его печатного органа молодежной газеты РНБ и первого мероприятия Совета конкурса "Мисс Российская национальная библиотека-2003".
Специалистами "Службы психолога" Ставропольской краевой юношеской библиотеки И.Г. Кононовой и Т.Н. Сергеевой был проведён тренинг "Карьера".
Для того чтобы не нарушить логику тренинга как обучающего мероприятия и достичь реального, результата решено было показать именно вводный блок "Тренинг профессионального роста" из цикла "Карьера".
Тренинг построен по классической схеме и разбит на 3 смысловых блока:
1. знакомство, введение в ситуацию тренинга;
2. основная часть, проработка заявленной проблематики;
3. заключение, подведение итогов.
Целевая аудитория, на которую рассчитан данный тренинг - молодые и начинающие специалисты, руководители среднего звена, специалисты, работающие с молодёжью.
Цель: успешная профессиональная адаптация молодых специалистов как необходимое условие планирования и реализации профессиональной карьеры.
Задачами является создание предпосылок для:
максимального самораскрытия, ощущения собственной значимости;
формирования активной творческой позиции, направленной на развитие своей организации, психологической гибкости и способности к быстрой адаптации в изменяющихся условиях и обстоятельствах профессионального взаимодействия;
умения строить партнёрские взаимоотношения в профессиональном коллективе вне зависимости от того, кто какую должность занимает в структуре организации; самостоятельно принимать жизненно важные решения и нести ответственность за их последствия.
В тренинге участвовало свыше 30 человек: от совсем юных и неопытных (учащиеся Ш курса Псковского колледжа культуры и искусств) до корифеев библиотечного дела (директора, заместители директоров и ведущие специалисты областных и вузовских библиотек). Участниками также широко представлена и география России - Москва, Санкт-Петербург, Псков, Екатеринбург, Владимир, Великие Луки, Ижевск, Омск, Беломорск, Ставрополь, Йошкар-Ола, Новгород, Остров Псковской области. Всё это, несомненно, обогатило тренинг.
Тренинг длился 5 часов и прошёл в интенсивном режиме. Наверное, было бы лучше, если бы у участников была возможность поработать 7-8 часов, имея при этом, полноценные перерывы. Но и то время, которое мы имели возможность использовать, хочется верить, прошло не зря как для учащихся колледжа, начинающих в ближайшее время свой профессиональный путь, так и для тех чей путь начат уже давно.
По окончании тренинга было проведено анкетирование, результаты которого дают большой материал для анализа изменений состояния участников, совершенствования содержательных основ тренинга, стиля и формы ведения подобных мероприятий. Представляем Вам лишь несколько вопросов и ответы на них участников тренинга:
1. Что нового Вы сегодня узнали?
психологический опыт работы с группой - 11;
новые знакомства - 9;
новая форма общения - 5;
знания - 3;
"самого себя" - 1;
"что все библиотекари похожи друг на друга" - 1;
"мотивация к развитию" - 1;
"творческий подход к работе секции" - 1;
"всё" - 1;
"ничего" - 1.
2. Каковы Ваши ожидания от библиотечной профессии?
признание в обществе важности профессии библиотекаря - 8;
достойной оплаты труда - 7;
перспективность - 6;
огромный спектр знаний - 5;
общения - 4;
"активное использование новых информационных технологий" - 1;
"спокойствие, творчество" - 1;
"библиотекари - не серые мышки!" - 1.
3. Как Вы видите развитие своей карьеры?
Отметили как необходимые условия развития карьеры:
"образование" - 11;
"желание", "личная инициатива" - 8;
"опыт", "много работать" - 7;
"творческий подход" - 2;
"деньги" - 2;
"дальнейшее развитие" - 1;
"умение владеть собой" - 1;
"хорошее место работы" - 1.
Некоторые участники отметили, что:
"карьера уже практически завершена" - 3;
"уже есть знания и опыт" - 1.
Кроме того, проявились и конкретные планы:
"стать директором библиотеки" -2;
"до зам. директора" - 1.
4. Оцените работу тренеров. Какие у Вас есть замечания, предложения?
"всё было классно" - 15;
"ведущие - супер" - 8;
"такие тренинги очень важны" - 6;
"больше давать времени для творчества" - 2;
"профессиональная работа ведущих" - 2;
"два тренера отвлекают внимание" -2;
"должно быть меньше участников" - 1;
"очень чётко виделся план тренинга" - 1;
"хотелось больше комментариев психологов" - 1;
"понравилась открытость тренеров" - 1;
"хотелось больше ролевых игр" - 1;
"очень интересно" - 1;
"задания интересные" - 1;
"немного затянуто" - 1.
5. Ваши дополнительные комментарии:
"большое спасибо" - 5;
"побольше проводить такие тренинги" - 4;
"буду использовать ваш опыт работы" - 1;
"хотелось бы, что бы и другие библиотекари могли принять участие в таком тренинге"-1;
"ведущие работали как единое целое, слаженно" - 1;
"было прикольно" - 1;
"очень большая группа" - 1;
"всё было super!" - 1;
"приезжайте во Псков ещё!" - 1.
Даже простое прочтение суммированных ответов дает информацию для размышления и тем, кто работает с молодыми специалистами у себя в библиотеках и тем, кто проводит подобные тренинги. Организаторы еще раз убедились, что подобные мероприятия приносят пользу для всех, кто принимает в них участие, продолжать организацию подобных мероприятий необходимо, несмотря на ряд возникающих сложностей.
Еще один результат проведения активных обучающих форм в том, что даже у тех, у кого не было в планах посетить заседание Секции, заинтересовавшись, остаются и активно участвуют в обсуждении докладов. Некоторые специалисты пришли именно на заседание секции - расширилась география участников: Улан-Удэ, Новосибирск, Иркутск.
Т.С. Макаренко,
председатель Секции