Совместное заседание секций 16. Секция детских библиотек, 19. Секция школьных библиотек, 33. Секция по библиотечному обслуживанию молодёжи
VIII Ежегодная сессия Конференции РБА, Псков, 12.05.2003-17.05.2003
15.05.2003г.
15 мая в рамках VIII Ежегодной конференции РБА состоялось совместное заседание секций детских, юношеских и школьных библиотек. Заседание проходило в помещении Центра Российской кинематографии. В работе заседания приняли участие специалисты и руководители 150 библиотек России, учреждений образования области, доцент Санкт-Петербургского университета культуры и искусств И.И. Тихомирова, профессор университета Северной Каролины (США) Дэниэл Эвелин. Тема совместного заседания - "Современное библиотечное пространство для детей. Ресурсы. Обновление. Развитие." Заседание вели руководители секций А.П. Капишникова (Cекция детских библиотек), В.В. Суровова (Cекция юношеских библиотек) и О.В. Козлова (Секция школьных библиотек).
В докладе члена Совета РБА Н.В. Бубекиной отмечена важность заявленной темы для деятельности всех библиотек, работающих с детьми и молодежью. Детские, школьные, юношеские библиотеки проводят огромную работу по приобщению к чтению как источнику национальной и мировой духовной культуры. Для этого необходима среда, которая позволяет проводить работу с учетом возрастных, психологических особенностей детей и юношества. Знание этого должно лежать в основе всей организации библиотечного обслуживания. Гарантом такого обслуживания и являются школьные, детские, юношеские библиотеки, основа работы которых не только фонд материалов, предназначенных для детей и юношества, но и специально обученный персонал, знающий педагогику, психологию, особенности организации библиотечного дела применительно к нуждам подрастающего поколения. Н.В. Бубекина отметила, что Министерством образования РФ не в полной мере используется мощный потенциал детских и школьных библиотек и подчеркнула необходимость включения библиотек в реализацию всех программ Министерства образования России.
В докладе директора Пермской областной детской библиотеки им. Л.И. Кузьмина Д.И. Горобца были обозначены векторы региональной политики Пермской области по развитию и совершенствованию библиотечного обслуживания детей области. Докладчик отметил важность позиционирования детских библиотек как важнейших социокультурных институтов Детства в глазах общественности, органов власти.
Большой интерес вызвал доклад профессора университета Северной Каролины Дэниэл Эвелин "Власть стандартов: Американские стандарты для школьных библиотек. Их создание и применение". Докладчик рассказала о этапах развития и изменения стандартов деятельности школьных библиотек США с 20 - х годов XX века по настоящее время; обозначил этапы их развития и место, которое занимают в них проблемы влияния школьной библиотеки на обучение и социализацию юных американцев.
В содокладе В.Б. Антиповой, заведующего Центром научно-педагогической информации Псковского института повышения квалификации работников образования, были представлены возможные направления деятельности и содержание стандартов школьных библиотек России
Н.С. Волкова, директор Псковской областной детской библиотеки им. В.А. Каверина, в докладе "Алгоритмы сотрудничества" рассказала об опыте межведомственного взаимодействия учреждений образования Псковской области и библиотек сети Министерства культуры РФ. Его результатом стало создание при Администрации Псковской области Межведомственного библиотечного Совета во главе с заместителем губернатора области по социальным вопросам. В состав Совета входят представители всех ведомств, имеющие библиотечную сеть. Это позволило добиться значительных успехов в продвижении чтения как важнейшего инструмента воспитания и формирования личности детей и юношества, внедрить в школах области программы информационной культуры учащихся, совместно определять стратегию развития школьных, детских и юношеских библиотек региона.
Большой интерес вызвало выступление директора Липецкой областной юношеской библиотеки Н.Н. Цыгановой "Новая парадигма культуры: педагогика сотрудничества в библиотеке", в котором она отметила огромный интерес специалистов Америки к опыту работы российских детских и юношеских библиотек. Мир многообразен, поэтому, по убеждению докладчика, не стоит отказываться от принятой в России системы библиотек, призванных обслуживать детей и юношество, как бы не был высок научный авторитет тех, кто этот вариант предлагает.
Л.И. Безденежных, заведующий филиалом Свердловской областной детско-юношеской библиотеки, в выступлении "Модернизация детско-юношеской библиотеки" представила участникам совместного заседания опыт функционирования библиотеки как медиацентра с информационным обеспечением на разных носителях информации.
Ученый секретарь Российской государственной юношеской библиотеки Л.М. Инькова выступая по теме "Экологическое просвещение в библиотеках", призвала собравшихся принимать активное участие в программах, конкурсах по экологическому просвещению, рассматривая его как элемент воспитания гражданственности и важный организационный потенциал развития библиотеки
В рамках Свободной трибуны прозвучали выступления специалистов библиотек, в которых освещался опыт сетевого партнерства по продвижению Чтения как инструмента формирования и сохранения духовной культуры нации. Участники совместного заседания подчеркивали, что опыт российских специализированных библиотек для детей и юношества интересен нашим коллегам за рубежом и оценивается как уникальный. В связи с этим прозвучали следующие предложения в адрес Постоянных комитетов секций:
Продолжить практику проведения совместных заседаний секций по обсуждению проблем организации обслуживания детей и молодежи.
Консолидировать усилия и подготовить для обсуждения и внедрения совместные программы и модели по продвижению детского и юношеского чтения
Развивать партнерские отношения с международными организациями, занимающимися проблемами чтения детей и молодежи.
Рекомендовать руководителям Псковской областной детской библиотеки им. В.А.Каверина (Н.С. Волкова) и Псковской областной юношеской библиотеки (И.В. Осадчая) подготовить сборник выступлений участников совместного заседания для дальнейшего распространения.
Направить доклад Н.Н. Цыгановой, директора Липецкой областной юношеской библиотеки "Новая парадигма культуры: педагогика сотрудничества с читателями в библиотеке" на порталы Министерства Культуры РФ, Российской библиотечной Ассоциации и журнала "Библиотека".
Н. С. Петрова,
Председатель Секции детских библиотек
В докладе члена Совета РБА Н.В. Бубекиной отмечена важность заявленной темы для деятельности всех библиотек, работающих с детьми и молодежью. Детские, школьные, юношеские библиотеки проводят огромную работу по приобщению к чтению как источнику национальной и мировой духовной культуры. Для этого необходима среда, которая позволяет проводить работу с учетом возрастных, психологических особенностей детей и юношества. Знание этого должно лежать в основе всей организации библиотечного обслуживания. Гарантом такого обслуживания и являются школьные, детские, юношеские библиотеки, основа работы которых не только фонд материалов, предназначенных для детей и юношества, но и специально обученный персонал, знающий педагогику, психологию, особенности организации библиотечного дела применительно к нуждам подрастающего поколения. Н.В. Бубекина отметила, что Министерством образования РФ не в полной мере используется мощный потенциал детских и школьных библиотек и подчеркнула необходимость включения библиотек в реализацию всех программ Министерства образования России.
В докладе директора Пермской областной детской библиотеки им. Л.И. Кузьмина Д.И. Горобца были обозначены векторы региональной политики Пермской области по развитию и совершенствованию библиотечного обслуживания детей области. Докладчик отметил важность позиционирования детских библиотек как важнейших социокультурных институтов Детства в глазах общественности, органов власти.
Большой интерес вызвал доклад профессора университета Северной Каролины Дэниэл Эвелин "Власть стандартов: Американские стандарты для школьных библиотек. Их создание и применение". Докладчик рассказала о этапах развития и изменения стандартов деятельности школьных библиотек США с 20 - х годов XX века по настоящее время; обозначил этапы их развития и место, которое занимают в них проблемы влияния школьной библиотеки на обучение и социализацию юных американцев.
В содокладе В.Б. Антиповой, заведующего Центром научно-педагогической информации Псковского института повышения квалификации работников образования, были представлены возможные направления деятельности и содержание стандартов школьных библиотек России
Н.С. Волкова, директор Псковской областной детской библиотеки им. В.А. Каверина, в докладе "Алгоритмы сотрудничества" рассказала об опыте межведомственного взаимодействия учреждений образования Псковской области и библиотек сети Министерства культуры РФ. Его результатом стало создание при Администрации Псковской области Межведомственного библиотечного Совета во главе с заместителем губернатора области по социальным вопросам. В состав Совета входят представители всех ведомств, имеющие библиотечную сеть. Это позволило добиться значительных успехов в продвижении чтения как важнейшего инструмента воспитания и формирования личности детей и юношества, внедрить в школах области программы информационной культуры учащихся, совместно определять стратегию развития школьных, детских и юношеских библиотек региона.
Большой интерес вызвало выступление директора Липецкой областной юношеской библиотеки Н.Н. Цыгановой "Новая парадигма культуры: педагогика сотрудничества в библиотеке", в котором она отметила огромный интерес специалистов Америки к опыту работы российских детских и юношеских библиотек. Мир многообразен, поэтому, по убеждению докладчика, не стоит отказываться от принятой в России системы библиотек, призванных обслуживать детей и юношество, как бы не был высок научный авторитет тех, кто этот вариант предлагает.
Л.И. Безденежных, заведующий филиалом Свердловской областной детско-юношеской библиотеки, в выступлении "Модернизация детско-юношеской библиотеки" представила участникам совместного заседания опыт функционирования библиотеки как медиацентра с информационным обеспечением на разных носителях информации.
Ученый секретарь Российской государственной юношеской библиотеки Л.М. Инькова выступая по теме "Экологическое просвещение в библиотеках", призвала собравшихся принимать активное участие в программах, конкурсах по экологическому просвещению, рассматривая его как элемент воспитания гражданственности и важный организационный потенциал развития библиотеки
В рамках Свободной трибуны прозвучали выступления специалистов библиотек, в которых освещался опыт сетевого партнерства по продвижению Чтения как инструмента формирования и сохранения духовной культуры нации. Участники совместного заседания подчеркивали, что опыт российских специализированных библиотек для детей и юношества интересен нашим коллегам за рубежом и оценивается как уникальный. В связи с этим прозвучали следующие предложения в адрес Постоянных комитетов секций:
Продолжить практику проведения совместных заседаний секций по обсуждению проблем организации обслуживания детей и молодежи.
Консолидировать усилия и подготовить для обсуждения и внедрения совместные программы и модели по продвижению детского и юношеского чтения
Развивать партнерские отношения с международными организациями, занимающимися проблемами чтения детей и молодежи.
Рекомендовать руководителям Псковской областной детской библиотеки им. В.А.Каверина (Н.С. Волкова) и Псковской областной юношеской библиотеки (И.В. Осадчая) подготовить сборник выступлений участников совместного заседания для дальнейшего распространения.
Направить доклад Н.Н. Цыгановой, директора Липецкой областной юношеской библиотеки "Новая парадигма культуры: педагогика сотрудничества с читателями в библиотеке" на порталы Министерства Культуры РФ, Российской библиотечной Ассоциации и журнала "Библиотека".
Н. С. Петрова,
Председатель Секции детских библиотек