Заседание секции 19. Секция школьных библиотек
VIII Ежегодная сессия Конференции РБА, Псков, 12.05.2003-17.05.2003
15.05.2003г.
На заседании Секции школьных библиотек были заслушаны 18 докладов и сообщений. В заседании приняли участие 63 человека.
Основные проблемы, обсуждавшиеся на заседании секции:школьная библиотека и духовная культура учащихся;модернизация школьных библиотек в условиях информатизации образования;значимость методических служб в деле обеспечения учебной литературой образовательного процесса;инновационные формы и методы в работе школьных библиотек.
Заседание проходило на базе Псковского педагогического комплекса.
С состоянием, проблемами, перспективами развития школьных библиотек Псковской области ознакомила участников заседания Л.П Ильина, заместитель начальника Главного управления образования Администрации Псковской области.
В докладе прозвучала озабоченность слабым пополнением книжных фондов библиотек области, в связи с недофинансированием образовательных учреждений,
Отмечалось, что Администрация области изыскивает возможности для того, чтобы образовательные учреждения области были в русле инновационных процессов, происходящим в образовании.
Об опыте аналитической работы методической службы наглядно, с использованием массива конкретной информации, рассказала В.А. Шилова, методист Управления образования города Пскова. Школьные библиотекари Пскова постоянно работают в тесном контакте с родителями, оказывая им помощь в приобретении учебников. В школах города проводятся ярмарки-перепродажи учебников, организуется продажа учебников книготорговыми организациями, передаются учебники из класса в класс. Популярностью пользуется акция " Книга - в дар школе". В докладе были обозначены основные проблемы школьных библиотек в связи с компьютеризацией школ.
В.В. Елтышева, заведующий библиотекой школы № 45 города Новоуральска, раскрыла в своем в докладе потенциал школьных библиотек города в деле нравственного воспитания детей и юношества. Важнейшую задачу своей работы библиотекари видят в воспитании привычки у учащихся к качественному чтению, поддержание интереса к книге на протяжении всей жизни. Для привлечения к чтению библиотекари используют различные формы и методы работы, хорошо воспринимается детьми активное, игровое знакомство с книгой.
Особенности работы школьных библиотек в межнациональном и духовном воспитании детей обрисовала С.Д. Шиткова, специалист Управления образования Печорского района Псковской области. Совместная работа библиотек со священнослужителями Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря особенно актуальна в связи с возможностью введения предмета "Основы православной культуры".
Воспитание духовной культуры учащихся соприкасается с работой по краеведению, с которой ознакомила слушателей Л.Ф. Сухова, заведующий библиотекой гимназии № 5 города Сергиева Посада. Реализация проекта "Улицы моего города" позволила учащимся гимназии лучше изучить местную историю.
В.Б. Антипова, заведующая центром научно-педагогической информации Псковского областного института повышения квалификации работников образования, насыщенно, органично и систематизированно осветила реализацию образовательной функции школьной библиотеки через формирование информационной грамотности учащихся. Расширение знаний об информационных ресурсах, формирование умений и практических навыков оперировать современными и традиционными технологиями должны стать, по мнению докладчика, приоритетными в работе школьных библиотек.
Информационно-ресурсный центр как средство развития учебного заведения было наглядно продемонстрировано в выступлении Л.Н. Тимофеевой, заместителя директора, руководителя информационным центром Лингвистической гимназии г. Пскова. Главная цель центра - создание единой образовательной информационной среды. Педагог в гимназии выступает прежде всего организатором познавательной деятельности школьников. Практикуется ориентация на творческое познание учащихся. Библиотека является органической составной частью ресурсного центра.
И.В. Коткина, заведующий библиотекой школы-интерната для детей-сирот, наглядно продемонстрировала в своем докладе опыт работы медиатеки как информационного центра школы и эффективность ее работы со всеми участниками образовательного процесса.
Псковские школьные библиотекари поделились опытом работы по патриотическому, экологическому и нравственному воспитанию учащихся.
Большой профессиональный интерес вызвало выступление Г.П. Калининой, заместителя заведующего НИО государственной библиографии Российской книжной палаты "Современное состояние нормативной базы каталогизации".
По итогам выборов, проходившим в январе-апреле 2003 г. согласно принятой в РБА процедуре (голосование по почте), председателем Секции на период 2003-2006 гг. стала Ольга Викторовна Козлова, старший научный сотрудник научно-методического отдела Государственной научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского, которая являлась сопредседателем Секции с момента ее основания в 2000 году.
Пожелание участников секции об экскурсиях в школьные библиотеки города Пскова было реализовано посещением лингвистической гимназии, школы № 2, специальной школы 6 вида, библиотеки педагогического комплекса, погранично-таможенного правового лицея. Директора этих учреждений знакомили участников с особенностями обучения в их образовательных учреждениях, заведующие библиотеками на месте знакомили со своими достижениями.
Основные проблемы, обсуждавшиеся на заседании секции:школьная библиотека и духовная культура учащихся;модернизация школьных библиотек в условиях информатизации образования;значимость методических служб в деле обеспечения учебной литературой образовательного процесса;инновационные формы и методы в работе школьных библиотек.
Заседание проходило на базе Псковского педагогического комплекса.
С состоянием, проблемами, перспективами развития школьных библиотек Псковской области ознакомила участников заседания Л.П Ильина, заместитель начальника Главного управления образования Администрации Псковской области.
В докладе прозвучала озабоченность слабым пополнением книжных фондов библиотек области, в связи с недофинансированием образовательных учреждений,
Отмечалось, что Администрация области изыскивает возможности для того, чтобы образовательные учреждения области были в русле инновационных процессов, происходящим в образовании.
Об опыте аналитической работы методической службы наглядно, с использованием массива конкретной информации, рассказала В.А. Шилова, методист Управления образования города Пскова. Школьные библиотекари Пскова постоянно работают в тесном контакте с родителями, оказывая им помощь в приобретении учебников. В школах города проводятся ярмарки-перепродажи учебников, организуется продажа учебников книготорговыми организациями, передаются учебники из класса в класс. Популярностью пользуется акция " Книга - в дар школе". В докладе были обозначены основные проблемы школьных библиотек в связи с компьютеризацией школ.
В.В. Елтышева, заведующий библиотекой школы № 45 города Новоуральска, раскрыла в своем в докладе потенциал школьных библиотек города в деле нравственного воспитания детей и юношества. Важнейшую задачу своей работы библиотекари видят в воспитании привычки у учащихся к качественному чтению, поддержание интереса к книге на протяжении всей жизни. Для привлечения к чтению библиотекари используют различные формы и методы работы, хорошо воспринимается детьми активное, игровое знакомство с книгой.
Особенности работы школьных библиотек в межнациональном и духовном воспитании детей обрисовала С.Д. Шиткова, специалист Управления образования Печорского района Псковской области. Совместная работа библиотек со священнослужителями Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря особенно актуальна в связи с возможностью введения предмета "Основы православной культуры".
Воспитание духовной культуры учащихся соприкасается с работой по краеведению, с которой ознакомила слушателей Л.Ф. Сухова, заведующий библиотекой гимназии № 5 города Сергиева Посада. Реализация проекта "Улицы моего города" позволила учащимся гимназии лучше изучить местную историю.
В.Б. Антипова, заведующая центром научно-педагогической информации Псковского областного института повышения квалификации работников образования, насыщенно, органично и систематизированно осветила реализацию образовательной функции школьной библиотеки через формирование информационной грамотности учащихся. Расширение знаний об информационных ресурсах, формирование умений и практических навыков оперировать современными и традиционными технологиями должны стать, по мнению докладчика, приоритетными в работе школьных библиотек.
Информационно-ресурсный центр как средство развития учебного заведения было наглядно продемонстрировано в выступлении Л.Н. Тимофеевой, заместителя директора, руководителя информационным центром Лингвистической гимназии г. Пскова. Главная цель центра - создание единой образовательной информационной среды. Педагог в гимназии выступает прежде всего организатором познавательной деятельности школьников. Практикуется ориентация на творческое познание учащихся. Библиотека является органической составной частью ресурсного центра.
И.В. Коткина, заведующий библиотекой школы-интерната для детей-сирот, наглядно продемонстрировала в своем докладе опыт работы медиатеки как информационного центра школы и эффективность ее работы со всеми участниками образовательного процесса.
Псковские школьные библиотекари поделились опытом работы по патриотическому, экологическому и нравственному воспитанию учащихся.
Большой профессиональный интерес вызвало выступление Г.П. Калининой, заместителя заведующего НИО государственной библиографии Российской книжной палаты "Современное состояние нормативной базы каталогизации".
По итогам выборов, проходившим в январе-апреле 2003 г. согласно принятой в РБА процедуре (голосование по почте), председателем Секции на период 2003-2006 гг. стала Ольга Викторовна Козлова, старший научный сотрудник научно-методического отдела Государственной научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского, которая являлась сопредседателем Секции с момента ее основания в 2000 году.
Пожелание участников секции об экскурсиях в школьные библиотеки города Пскова было реализовано посещением лингвистической гимназии, школы № 2, специальной школы 6 вида, библиотеки педагогического комплекса, погранично-таможенного правового лицея. Директора этих учреждений знакомили участников с особенностями обучения в их образовательных учреждениях, заведующие библиотеками на месте знакомили со своими достижениями.