Поздравляем Секцию музыкальных библиотек РБА с 20-летием!
16 мая 2018 года во Владимирской областной научной библиотеке, в рамках Всероссийского библиотечного конгресса: XXIII Ежегодной Конференции Российской библиотечной ассоциации, состоится заседание Секции музыкальных библиотек РБА, которое будет посвящено теме «Ресурсы специализированной библиотеки в пространстве культуры, науки и образования» и приурочено к 20-летию Секции – Российского национального комитета Международной ассоциации музыкальных библиотек, архивов и документальных центров (International Association of Music Libraries, Archives and Documentation Centres — IAML).
На заседании пойдет речь об основных вехах становления Секции и значении ее деятельности для российского музыкально-библиотечного сообщества, об участии Секции в российских и международных музыкально-информационных и научных проектах и т.д. Приглашаем всех заинтересованных участников Конгресса!
Экскурс в историю
Музыка как искусство понятна всем людям, так как отражает многие человеческие чувства и стремления.
Особый характер информации, межчеловеческий язык общения, выражающийся в ее системе записи и основанный на специальных нотных знаках, делают музыкальное искусство межнациональным. Соответственно поэтому велика и международная составляющаяв деятельности музыкальных библиотек, так как именно они собирают, хранят нотные документы, которые используются в любой стране мира людьми, умеющими читать нотный текст.
Все это было положено в основу при создании Международной ассоциации музыкальных библиотек, архивов и документальных центров (IAML) в 1951 г. IAML — высокопрофессиональное объединение, осуществляющее свою деятельность в трех направлениях: библиотечное дело, архивистика, информатика. Ключевым является то, что деятельность по всем этим направлениям, служит музыке, способствует сохранению музыкальных документов, раскрытию и введению в исполнительский и исследовательский оборот лучших образцов музыкального искусства. Комплексность подхода IAML в реализации своего служения музыкальному искусству обеспечила востребованность этой Ассоциации в информационно-библиотечных профессиональных кругах, а также среди музыкантов. Сегодня IAML объединяет более 2000 учреждений-нотодержателей, а также индивидуальных членов почти из 50 стран мира.
Научная музыкальная библиотека имени С. И. Танеева Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского по решению руководства СССР в 60-е годы вступает в IAML, являясь с 1969 по 1990-е гг. единственным постоянным членом от России. В 1990-е годы к работе в IAML подключился ряд крупнейших музыкальных библиотек и центров России — Нотно-музыкальные отделы Российской государственной и Российской национальной библиотек, Научная музыкальная библиотека Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. М. И. Глинки; в разное время членами российской группы были представители библиотек Большого театра, Санкт-Петербургской филармонии и некоторые другие.
К 90-м годам Научная музыкальная библиотека имени С. И. Танеева уже принимала участие в международных библиографических проектах RILM (Répertoire International de Littérature Musicale — Международный библиографический указатель литературы по музыке) и RISM (Répertoire International des Sources Musicales Международный репертуар музыкальных источников).
RILM основан в 1966 г. Национальные комитеты созданы в 60 странах-участницах. Они несут ответственность за качество и полноту информации о научных публикациях своей страны. В RILM представлены сотни тысяч документов более чем на 200 языках из 150 стран, вышедших в любом формате. НМБТ (с 1969), а позднее (с 1973 г.) совместно с РГБ представляют рефераты на книги, диссертации, научные статьи из сборников и журналов отечественных музыковедов на русском языке.
С 1973 года наша страна в лице Научной музыкальной библиотеки имени С. И. Танеева принимает участие в международном указателе RISM. С 2000-х гг. к участию примыкает Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. М. И. Глинки. Цель этого проекта — подробное описание сохранившихся в мире муз источников. Энциклопедия RISM является крупнейшим глобальным информационным проектом в области искусства.
С 1995по 2015 годы Московская государственная консерватория принимала участие еще в одном международном указателе — RIPM (Répertoire International dela Presse Musicale — Международный указатель музыкальной прессы). Цель данного указателя в доступе к музыкальной периодической печати XIX — начала XXI столетий. Впервые организован сбор ретроспективной информации в мировом масштабе. Российской рабочей группой было отобрано для представления в этом указателе 10 названий крупнейших основополагающих журналов, выходивших в России долгие годы. Предоставленные русские материалы вошли более чем в 20 российских томов и были изданы на всех носителях.
В середине 90-х гг. в нашей стране возникла парадоксальная ситуация: библиотеки, музыкальные центры, документальные и архивные учреждения России, являющейся одной из музыкальных держав мира, интегрировались и объединились за рубежом, хотя безусловно существовала большая необходимость в объединении в собственной стране. Надо отметить, что в СССР неоднократно предпринимались попытки объединить музыкальные библиотеки. Одна из них была удачной: методическое объединение высших музыкальных учебных заведений. Но этого было недостаточно.
Необходимо отметить как удачуначало издания по инициативе РГБ с 1974 года важного источника информации в области музыкального искусства библиографического указателя «Музыка». Уже с № 10 к подготовке указателя подключилась Научная музыкальная библиотека имени С. И. Танеева на правах генерального партнера. Проект, ставший фактически российским аналогом RILM, очень востребован так как представляет информацию о современном музыкознании, почерпнутой из отечественных источников (книг, диссертаций, периодических изданий и др.). С 1994 года совместная работа двух крупнейших организаций ведется в электронном виде, а общая база данных выставляется на их сайтах.
Сотрудничество российских музыкальных библиотек продолжилось при создании серии «Памятники музыкального искусства». Так, в 1988-1990 годы Российская государственная библиотека и Научная музыкальная библиотека имени С. И. Танеева подготовили сводный каталог «Отечественные нотные издания 1-й половины XIX века» (в 2-х частях), куда вошли сведения о фондах более десяти крупнейших библиотек страны.
В 1996 году две национальные библиотеки страны — РГБ и РНБ — в рамках Договора о сотрудничестве приступили к подготовке Сводного каталога отечественных нотных изданий периода с XVIII века по 1931 г. Главными партнерами в создании Сводного каталога являются Научные музыкальные библиотеки Московской и Санкт-Петербургской консерваторий. Под руководством Ирины Федотовны Безугловой (заведующая отделом нотных изданий и музыкальных звукозаписей РНБ), которая стоит во главе проекта от Российской национальной библиотеки, к настоящему времени вышли уже четыре тома общей хронологией XVIII–2-ой половины XIX в. Помимо сведений из упомянутого выше совместного издания РГБ и НМБТ в Сводный каталог вошла информация из фондов почти 60 библиотек. Благодаря инициативе И.Ф. Безугловой в подготовке приняли участие не только члены Секции; удалось объединить практически всех нотодержателей России. В ближайшее время будет готов к изданию первый том Сводного каталога отечественных нотных изданий периода с 1918 по 1931 гг. (руководитель проекта от РГБ — Алла Алексеевна Семенюк, заведующая отделом нотных изданий и звукозаписей РГБ). Информацию по этому периоду предоставили около 70-ти библиотек России. Значение Сводного каталога отечественных нотных изданий XVIII — 1931 гг. трудно переоценить для исследователей и музыкантов-исполнителей.
В 1998 г. по инициативе Научной музыкальной библиотеки имени С. И. Танеева (директор Эмилия Борисовна Рассина) была создана Секция музыкальных библиотек Российской библиотечной ассоциации.Большую поддержку этой инициативе оказала Российская библиотечная ассоциацияи ее президент Владимир Николаевич Зайцев. Был уточнен статус Секции музыкальных библиотек одновременно как Российского национального комитета IAML. Таким образом, произошло объединение музыкальных библиотек разных типов и видов, позволившее им войти как в российское, так и в международное профессиональное сообщество. Это позволило решить не только проблемы объединения учреждений, но и получить возможность через Бюллетень РБА и печатный орган IAML «Fontes Artis Musicae» информировать библиотечное сообщество о деятельности российских специализированных музыкальных библиотек и одновременно знакомить российских коллег с зарубежным опытом.
На страницах библиотечной прессы публиковались десятки докладов и выступлений членов Секции на конференциях РБА и IAML, а также материалы, посвященные этим конференциям и конгрессам, проводившимся в разных городах и странах. Безусловно план работы предусматривал российскую и международную деятельность Секции и всегда носил общий характер.
Участие в конференциях и конгрессах РБА и IAML сопровождалось презентациями фондов, коллекций, обменом опытом. В этой связи необходимо подчеркнуть особую роль IAML для всех участников: это настоящая профессиональная школа, дающая возможность соприкоснуться с опытом многих стран мира, позволяющая повысить свое профессиональное мастерство, а также увидеть ту планку, на которую стоит равняться. Это и возможность решения профессиональных проблем в области музыкальной культуры совместно с другими странами.
Несомненным достижением работы Секции за прошедшее время явилось выведение наших музыкальных библиотек из тени как российского, так и международного библиотечного дела. Именно это послужило основанием для международного сообщества созвать конгресс IAML в Москве в 2010 году.
Проведению конгресса предшествовала большая трудоемкая работа Секции (достаточно сказать, что переписка с организаторами IAML и участниками со всего мира включила более 6.000 писем на иностранных языках). Был создан оргкомитет (штаб-квартира — Научная музыкальная библиотека имени С. И. Танеева), членами оргкомитета стали РГБ, РНБ, ВМОМК им. М. И. Глинки, Санкт-Петербургская консерватория. Среди других — Дом-Музей П.И. Чайковского в Клину, Музей Архангельское и т.д. Подготовка шла более года. Конгресс проводился в формате в соответствии с международными требованиями, чтоосложняло его подготовку и проведение. Работа конгресса освещалась в российских и зарубежных СМИ, в том числе на каналах российского и зарубежного телевидения, радио. Специально для участников конгресса был создан фильм о российских музыкальных библиотеках, разработаны интересные профессиональные пост-конференционные маршруты. Президент IAML 2010 года Р. Флури отмечал: «… Конгресс имел огромный успех. Вы можете гордиться своими достижениями». Но главным итогом конгресса стала предоставленная возможность максимально большому количеству российских специалистов участвовать в его работе, заседаниях, профессиональных и иных встречах.
Одним из примеров объединения международных усилий в совместной работе явилась организация на базе МГК международной конференции «Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России», цель которой — поиск российских музыкальных источников в зарубежных странах, названия их и места хранения.
В этом же ряду заслуживает внимания составленные сотрудником Научной музыкальной библиотеки имени С. И. Танеева научные библиографические описания рукописей древнерусской духовной музыки, хранящихся в фондах Национальной библиотеки в Варшаве.
Разумеется, прошедшие 20 лет участия Секции в жизни РБА позволило музыкальным библиотекам, несмотря на их специфичность, использовать богатый опыт коллег-участников РБА, что трудно переоценить, и стать полноправными участниками общих информационно-библиотечных процессов, происходящих в нашей стране. Секция музыкальных библиотек всегда работала в соответствии с задачами и темами конгрессов и конференций, предлагаемыми для обсуждения РБА.
На заседаниях Секции был выработан формат: проведение совместных заседаний с нашими пользователями-музыкантами. Музыкальный библиотекарь всегда участник творческого процесса: именно в библиотеках хранятся ноты, по которым играет или поет на сцене исполнитель. Поэтому в выездных заседаниях Секции дополнительно к выступлениям, предусмотренными Программой, предоставляется разнообразная информация и ответы на задаваемые вопросы. В связи с этим заседания проходят не только в официальных стенах проведения конференции РБА, но и в конкретных музыкальных заведениях.
Необходимо отметить также ежегодные встречи музыкальных библиотекарей на всероссийских семинарах, конференциях, совещаниях, проходящие между конференциями РБА. Тематика встреч самая разнообразная. Во многих случаях она коррелируется с темами, которые предлагают для своих конференций РБА или IAML.
Чрезвычайно важно, как показали предыдущие 20 лет, присутствие Секции музыкальных библиотек в составе Российской библиотечной ассоциации, помощь и поддержку руководства которой Секция ощущала постоянно.
Мы поздравляем всех членов нашей секции с 20-летием!
Эмилия Борисовна Рассина, председатель Cекции музыкальных библиотек РБА в 1998–2014 гг.;
Алла Алексеевна Семенюк, председатель Cекции музыкальных библиотек РБА с 2015 г.