Владимирская областная библиотека для детей и молодёжи подвела итоги конференции о роли чтения в формировании мировоззрения и образа жизни подрастающего поколения
23–25 октября 2018 года во Владимирской областной библиотеке для детей и молодёжи состоялась Межрегиональная конференция «Роль литературы и чтения в формировании мировоззрения и образа жизни подрастающего поколения», которая была организована в партнёрстве с Ассоциацией деятелей культуры, искусства и просвещения по приобщению детей к чтению «Растим читателя» при поддержке Министерства культуры РФ и Департамента культуры администрации региона.
Основными вопросами для обсуждения стали: роль библиотек, обслуживающих детей, в продвижении и развитии чтения, в создании пространства для интеллектуального и нравственного развития личности ребенка, современные технологии, эффективные модели деятельности библиотек, работающих с детьми, организация работы по продвижению чтения в виртуальном пространстве, особенности проведения социологических исследований в библиотеках, обслуживающих детей, развитие интереса к чтению через активное участие детей в творческих проектах библиотек, сотрудничество библиотек, образовательных учреждений, музеев как одно из условий успеха воспитательной работы с детьми.
В конференции приняли участие свыше 120 человек — руководители и ведущие сотрудники библиотек из 18 муниципальных образований Владимирской области, 10 регионов РФ, представители законодательной и исполнительной власти, органов и учреждений образования, общественных организаций.
Торжественная церемония открытия конференции, пленарное заседание прошли 23 октября в Конгресс-холле «Станции юных натуралистов «Патриарший сад». В адрес участников конференции поступило приветствие Министра культуры РФ Владимира Ростиславовича Мединского, которое зачитала заместитель начальника отдела библиотек департамента информации и цифрового развития Министерства культуры РФ Наталья Викторовна Яйцова.
Участников конференции приветствовали Алиса Михайловна Бирюкова, директор Департамента культуры администрации Владимирской области; Вячеслав Юрьевич Картухин, заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области; Оксана Валентиновна Ерашова, заместитель главы Администрации города Владимира; Наталья Владимировна Юдина, председатель Общественной палаты Владимирской области; Мария Александровна Веденяпина, директор Российской государственной детской библиотеки, президент Ассоциации деятелей культуры, искусства и просвещения по приобщению детей к чтению «Растим читателя»; Елена Вячеславовна Запруднова, заместитель директора Департамента образования администрации Владимирской области; Геннадий Леонардович Прохорычев, уполномоченный по правам ребенка во Владимирской области; Валентина Дмитриевна Бородина, председатель общественной организации «Владимирский областной Союз женщин».
Украшением торжественной церемонии открытия стали выступление Детской студии «Русь», солиста образцового коллектива «Детской эстрадной студии «Шанс» Кирилла Еропова, воспитанников театра моды «Глория» Дворца детского и юношеского творчества, детского эстрадного проекта «МАХIМА».
На пленарном заседании с докладом о роли языка и литературы в жизни современного читателя выступила доктор филологических наук, профессор, директор Владимирского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, председатель Общественной палаты Владимирской области Наталья Владимировна Юдина. Юный докладчик, учащийся «Лингвистической гимназии № 23 имени А. Г. Столетова г. Владимира», вице-мэр детского общественного объединения «Солнечный город» Герман Юдин рассказал о роли библиотеки и книги в его жизни и жизни его семьи. Заместитель директора по науке и издательской деятельности Российской государственной детской библиотеки, кандидат педагогических наук Ольга Петровна Мезенцева осветила в своем докладе региональный ракурс Программы поддержки детского и юношеского чтения. Ведущий научный сотрудник Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля, заслуженный работник культуры РФ Галина Викторовна Великовская рассказала о проектах Литературного музея, в которых школьники могут принять участие. Исполнительный директор Ассоциации «Растим читателя», кандидат педагогических наук Анжела Эдуардовна Лебедева познакомила участников конференции с ходом подготовки 37-го конгресса Международного совета по детской книге — 2020.
После пленарного заседания началась активная работа секции «Нравственно-патриотическое воспитание детей на основе краеведческой литературы». Прошли познавательный и полезный мастер-класс «Каталог „100 лучших новых книг для детей и подростков“ как инструмент комплектования библиотеки, развития литературного вкуса и рекомендации книжных новинок» и тренинг «Обзор книги. Говорим „вкусно“ и грамотно» Татьяны Валерьевны Рудишиной, главного библиотекаря Центральной городской библиотеки им. А. П. Гайдара г. Москвы.
Живой интерес вызвали мастер-класс «Школьная библиотека: продвижение чтения и внеурочная деятельность» от Елены Ивановой, главного редактора журнала «Библиотека в школе» (Издательский дом «Первое сентября»); «Растим читателя — растим гражданина. Проект в пространстве школы и библиотеки: подходы и решения», который представили Людмила Фёдоровна Сухова, заведующая библиотекой гимназии № 5, г. Сергиев Посад.
Во второй день работы конференции участники познакомились с опытом работы одной из лучших библиотек Владимирской области — модельной Боголюбовской поселковой библиотеки. После экскурсии по залам, там успешно прошла работа секции «Роль семьи и библиотеки в формировании и развитии интереса к чтению у подрастающего поколения».
В корпусе библиотеки на ул. Мира, 51 прошел круглый стол «Эмоциональный интеллект и детская библиотека». К обсуждению важных проблем подключились и коллеги из Донецка.
В корпусе библиотеки на пр. Строителей, 23 тоже весь день активно шла работа. Мастер-класс «День Чтения – круглый год. Как создать интерактивную встречу с читателями на основе художественной литературы для дошкольников и младших школьников», его сменил семинар «Деятельность современных библиотек, обслуживающих детей: механизмы, инструменты, эффективные практики».
Заключительный день работы конференции был очень насыщенным. В корпусе на пр. Строителей, 23 прошел круглый стол «Молодежь в библиотеке: формируем мировоззрение вместе», где обсуждались проблемы престижа профессии библиотекаря, образование и самообразование молодых сотрудников библиотек как фактор их профессиональной успешности, роль библиотечной молодёжи в формировании мировоззрения юного читателя.
На семинаре «Чтение как средство социализации личности» подробно рассматривались такие проблемы как социально-культурная адаптация детей мигрантов – неотъемлемая часть просветительской работы библиотеки, как библиотека становится лидером мнения в формировании читательских интересов и многие другие. Аудитории был предложен мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство привлечения детей к художественной литературе (с показом спектакля театра теней «Щелкунчик»), проведенный сотрудником Российской государственной детской библиотеки Надеждой Андреевной Графовой. На Круглом столе «Молодежь в библиотеке: формируем мировоззрение вместе» обсуждались вопросы роли молодежи в кадровом ресурсе библиотек, образования и самообразования молодых сотрудников как фактора их профессиональной деятельности и др.
Особый интерес вызвала и работа секции «Чтение в социальных сетях и библиотека» в корпусе на ул. Мира, 51, а также мастер-класс «Про чтение в социальных сетях: как построить разговор с молодым поколением на его территории» от преподавателя учебного центра Российской государственной библиотеки Анны Алексеевны Титовой.
На торжественной церемонии закрытия конференции состоялась творческая встреча с писателем Ладой Кутузовой. Были подведены итоги конференции. Директор Владимирской областной библиотеки для детей и молодежи Татьяна Алексеевна Сдобникова призвала коллег вступать в ассоциацию «Растим читателя», поскольку профессиональное сотрудничество в рамках ассоциации позволит поднять работу библиотек с подрастающим поколением на более высокий уровень, станет намного эффективнее.
Отдел инновационно-методической работы