Секция музыкальных библиотек РБА выступила соорганизатором Всероссийской научно-практической конференции «Вторые Юргенсоновские чтения»
28–29 ноября 2018 года в Российской государственной библиотеке состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Вторые Юргенсоновские чтения», организованная при содействии Секции музыкальных библиотек РБА и при поддержке Благотворительного фонда Петра Юргенсона и Библиотеки-читальни им. И. С. Тургенева. Учрежденная в 2017 году, конференция получила свое название по имени одного из выдающихся нотоиздателей России второй половины XIX — начала ХХ вв. Петра Ивановича Юргенсона. Цель «Юргенсоновских чтений» — изучение русского нотоиздательского дела, деятельности его главных представителей и музыкально-эстетических традиций XIX — начала ХХ вв., формирование новых концепций и методов в раскрытии нотных фондов ведущих хранилищ страны, а также привлечение внимания к проблемам сохранности культурного наследия.
В конференции приняли участие более 40 представителей различных библиотек, научных, культурно-образовательных учреждений, среди которых — Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека, Санкт-Петербургский институт искусствознания, Союз композиторов Санкт-Петербурга, Московская государственная консерватория, Российская Академия музыки им. Гнесиных, Российский национальный музей музыки, Московский педагогический государственный университет, Московский государственный институт музыки им. А. Г. Шнитке, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Академия им. Маймонида), Российская государственная библиотека для слабовидящих, издательство «Музыка», Библиотека им. П.И. Юргенсона, Московский архитектурный институт, Радио «Орфей» и др. На конференции прозвучало 24 доклада.
С приветственными словами к участникам обратились Ирина Сергеевна Скрипкина, заместитель начальника Управления специализированных отделов Российской государственной библиотеки, Анастасия Борисовна Юргенсон, правнучка знаменитого издателя, президент Благотворительного фонда П. Юргенсона, Рамуальд Рамуальдович Крылов-Иодко, директор Библиотеки-читальни им. И. С. Тургенева, Александр Юрьевич Павлов, руководитель издательского центра Некоммерческого партнёрства «Общество купцов и промышленников» и Алла Алексеевна Семенюк, заведующий отделом нотных изданий и звукозаписей РГБ, председатель Секции музыкальных библиотек РБА. Все они подчеркнули важность темы конференции и пожелали участникам успехов в исследовательских работах. В частности И. С. Скрипкина отметила, что тема русского нотоиздания еще изучена недостаточно, в профессиональной литературе имеются лишь несколько трудов начала и середины ХХ в., следовательно она является актуальной в современную эпоху, когда параллельно с традиционными печатными изданиями развиваются электронные. Она также отметила, что в настоящее время «Юргенсоновские чтения» являются единственной в своем роде конференцией, поднимающей целенаправленно тему нотного печатного дела. А. А. Семенюк добавила, что русское нотопечатание не отделимо от книжного, поэтому важно изучать его в контексте книжной культуры конкретной эпохи.
Круг представленных докладов оказался широким и разносторонним. Значительная часть была связана с П. Юргенсоном. Подробно рассматривалась личность издателя, его семья, окружение, общественная деятельность, его печатня, издательство, современные тенденции сохранения наследия П. Юргенсона, дом Юргенсона: «П. И. Юргенсон — нотоиздатель и меценат второй половины XIX века» (Наталья Вячеславовна Логачёва, кандидат исторических наук, Российский университет дружбы народов), «Спустя 100 лет…» (Валентина Васильевна Рубцова, доктор искусствоведения, главный редактор издательств «Музыка»), «Дом Юргенсона» (Анастасия Борисовна Юргенсон, президент Благотворительного фонда П. Юргенсона), «Инновационные цифровые и интернет-технологии в сохранении и всемирном распространении наследия издателя Юргенсона» (Борис Игоревич Тараканов, создатель открытого нотного архива в русском интернете), «Нотные издания Юргенсона в единении профессионального и любительского музицировния. На примере библиотеки Ядвиги Шмидт» (Илья Евгеньевич Путятин, доктор искусствоведения, кандидат архитектуры, профессор Московского архитектурного института).
Другая немалая часть выступлений была направлена на представление нотных коллекций: «Нотные издания 2-й половины 19 — начала 20 веков в фондах библиотеки Московской консерватории» (Светлана Сергеевна Мартьянова, заместитель директора — заведующая отделом комплектования библиотеки консерватории), «Ноты музыкального издательства "А. Гутхейль" в коллекции Отдела редких книг библиотеки МПГУ» (Мария Николаевна Свирина, заведующая справочно-библиогоафическим отделом Библиотеки Московского педагогического государственного университета), «Нотная коллекция А. И. Широкова в фонде Российского национального музея музыки» (Александра Анатольевна Сафонова с коллегами, Отдел документов и личных архивов Российского национального музея музыки). В них в обзорном порядке были рассмотрены ноты издательств А. Гутхейля, В. Бесселя, В. Беляева, П. Юргенсона.
Впервые прозвучали темы, связанные с представителями купечества, общественно-городскими деятелями, сыгравшими заметную роль в музыкально-культурной жизни страны — это доклады Дмитрия Петровича Абрикосова, прямого потомка знаменитой «кондитерской» фамилии, «Купцы-вчерашние крестьяне — в развитии издательской и музыкальной культуры России», Натальи Александровны Добрыниной (Алексеевна), внучатой племянницы городского головы Н. А. Алексеева, «Директор ИРМО, Николай Алексеевич Алексеев», Вероники Алексеевны Россаль, архитектора, Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева.
Вопросам преломления элементов русской книжной культуры в оформлении нотных изданий был посвящен доклад Галины Владимировны Аксеновой, доктора исторических наук, профессора кафедры истории России Института истории и политики Московского педагогического государственного университета «Музыка и изобразительное искусство: к вопросу о художественном оформлении нотных изданий». Г. В. Аксенова уже традиционно представляет в «Юргенсоновских чтениях» направление, связанное с изучением художественного пласта в русских нотных изданиях.
Неожиданно современное звучание получило выступление Елены Марковны Шабшаевич, доктора искусствоведения, профессора Московского государственного института музыки им. А. Г. Шнитке на тему «Музыкальный магазин как социокультурный феномен». Здесь были рассмотрены традиции музыкальных магазинов 2-й половины XIX — начала ХХ века, игравших роль своеобразных культурных центров, где можно было купить ноты и книги по музыке, можно было проиграть на рояле понравившиеся произведения, подписаться на новинки, приобрести билеты на концерты и т.д. В наше время роль таких центров могли бы играть магазины-салоны при библиотеках, например.
Не меньший интерес вызвали темы меценатства и просветительства в среде промышленников, заводчиков, их отношение к художественной и музыкальной культуре, а также деятельности нотоиздателей как меценатов, что было чрезвычайно популярно в дореволюционной России — «Русское нотоиздательское дело: от коммерции к меценатству» Ольги Владимировны Радзецкой, доктора искусствоведения , профессора Российского государственного университета им. А. Н. Косыгина, Академии им. Маймонида, «Развитие просветительских традиций русских нотоиздателей в деятельности "Композитор-Санкт-Петербург"» Ларисы Владимировны Казанской, кандидата искусствоведения, члена Союза композиторов Санкт-Петербурга.
Во многих выступлениях звучали имена русских издателей обозначенного периода — А. Гутхейля, В. Бесселя, М. Беляева, которые не часто попадают в исследовательские потоки. В частности один из докладов познакомил присутствующих с деятельностью известного петербургского нотного издателя Василия Бесселя. В докладе Натальи Федоровны Фирсовой, кандидата искусствоведения, старшего научного сотрудника Отдела нотных изданий и музыкальных звукозаписей Российской национальной библиотеки «Источники к монографии В. В. Бесселя в фондах Российской национальной библиотеки» впервые поставлен вопрос о необходимости комплексного изучения издательского наследия Бесселя. Автор также перечислила круг материалов и документов, хранящихся в РНБ, раскрывающих детали работы издательства: переписка, мемуары, каталоги, отчеты о деятельности фирмы «В. Бессель и К°», биографические документы, денежные расписки, нотариальные договора, музыкальные рукописи, тексты публичных выступлений издателя на разные темы и другие.
Особый блок составили выступления, непосредственно связанные с именем московского издателя Александра Гутхейля, 200 лет со дня смерти которого будет в декабре этого года. В определенной степени «Вторые Юргенсоновские чтения» посвящены А. Гутхейлю. Доклады, подготовленные специалистами РГБ, раскрыли образ издателя с разных сторон. Были изучены его издательские каталоги (доклад Татьяны Ростиславовны Горшковой, кандидата педагогических наук, главного библиографа отдела нотных изданий и звукозаписей «Каталоги А. Б. Гутхейля»), издательский репертуар фирмы с акцентом на художественное оформление нотных обложек (доклад Людмилы Александровны Лейченко, главного библиотекаря отдела нотных изданий и звукозаписей «Репертуарные предпочтения публики конца XIX — начала ХХ вв. на примере изданий А. Гутхейля из фондов РГБ»). Л.А. Лейченко явилась куратором
Впервые на конференции прозвучал доклад «Особенности издания нот рельефно-точечного шрифта Брайля. Электронная библиотека», подготовленный Аллой Дмитриевной Семенихиной, заведующей нотно-музыкальным отделом Российской государственной библиотеки для слепых. Участники конференции познакомились со спецификой издания нот для специфичного музыканта, со всеми трудностями и сложностями этого процесса, но приносящего радость слабовидящим музыкантам. Благодаря издательской деятельности библиотеки для слепых многие из них имеют возможность познать музыку великих и знаменитых композиторов, прикоснуться к мировому наследию музыкальной культуры. Сборник «Фортепианные пьесы» (для детских музыкальных школ), изданный рельефно-точечным шрифтом Брайля в библиотеке для слепых, был передан в дар Российской государственной библиотеке.
Доклады, озвученные на конференции представляли не просто результаты уже проведенных исследований и разработок, напротив, выступающие ставили все новые и новые вопросы, проблемы. Практически каждое выступление сопровождалось живой дискуссией, обсуждением. Конференция подтвердила необходимость продолжения работы в области исследования темы русского нотоиздательского дела. По результатам конференции будет подготовлен сборник «Юргенсоновские чтения», часть докладов будет опубликована в журнале «Обсерватория культуры».
Алла Алексеевна Семенюк,
председатель Секции музыкальных библиотек РБА,
заведующая отделом нотных изданий и звукозаписей
Источник фото: сайт Российской государственной библиотеки (автор — Мария Говтвань)