Главная / Новости / Президентская библиотека представила тематический вебинар «Театр в России»
Президентская библиотека представила тематический вебинар «Театр в России»
16 января 2019 года в Президентской библиотеке имени Б. Н. Ельцина состоялся вебинар «Театр в России», который был посвящён объявленному в России Году театра и объединил слушателей из Тюменской, Саратовской, Московской областей, Хакасии, Алтайского края и других регионов. Подписанный Президентом Российской Федерации указ «О проведении в Российской Федерации Года театра», как и многие другие нормативно-правовые акты, представлен в фонде Президентской библиотеки.
Основным этапам развития театрального искусства в России посвящён целый ряд работ в фонде учреждения. Это, например, фундаментальное издание «История русскаго театра» (1914) под редакцией В. Каллаша и Н. Эфроса, в котором отмечено коренное отличие русского театра от прочих: «Ни в одной стране театр не играл такой роли, как в России. Если для „тишайшего царя“ театральныя представления были только придворной забавой, „жалостной“ или „прохладной“, то для его сына, великаго Преобразователя, они уже сделались могучим средством проведения европейскаго просвещения в некультурную русскую среду». Театр по-русски в высшем своём проявлении – это театр-школа, театр-кафедра.
В книге В. Всеволодского-Гернгросса «Краткий курс истории русского театра» (1936), которую также можно найти на портале Президентской библиотеки, рассказывается о первых «профессиональных» актёрах – скоморохах. В книге говорится о влиянии византийского, польского, немецкого, итальянского, французского театра на развитие театрального искусства в России. Автор выделяет такие этапы развития театра, как театр семейно-племенной общины, театр эпохи феодализма, буржуазный театр, придворно-аристократический и дворянский.
Раннему периоду в истории русского театра посвящена работа историка русской литературы и театра, доктора русской словесности А. Архангельского «Театр до-Петровской Руси» (1884). Автор рассказывает о возникновении в 1672 году придворного театра царя Алексея Михайловича, театральном репертуаре, который ограничивался в основном духовными южнорусскими драмами и англо-немецкими комедиями, а также о подготовке актёров и устройстве сцены.
Этот же период оказался в центре внимания историка русской литературы и театроведа П. Морозова, оставившего исследовательский труд«История русскаго театра до половины XVIII столетия» (1889). В своей работе автор анализирует рассказы русских путешественников периода Средневековья о западноевропейском театре, церковных действах в Византии, о школьной драме в Европе, возникновении московского придворного театра при царе Алексее Михайловиче. Специальные главы посвящены театру и духовной драме при Петре I и южнорусской школьной драме первой половины XVIII века.
Среди разнообразия открыток и фотографий фонда можно увидеть Тамару Карсавину во время исполнения роли в балете «Жизель» или открытку с изображением знаменитой балерины Галины Улановой. В комплекте открыток «Советский балет» 1970 года собраны фотографии артистов, запечатлённых во время танца: например, па-де-де из балета «Спящая красавица» в исполнении Майи Плисецкой и Николая Фадеечева.
Заведующая сектором Санкт-Петербургской театральной библиотеки Елена Федяхина в свою очередь раскрыла тему создания и становления книгохранилища, изначально называвшегося «Библиотека русской драмы». В уникальном собрании библиотеки представлены пьесы на русском, французском и немецком языках, ставшие репертуарной основой русского театра в период его зарождения, эскизы костюмов и декораций Головина, Бакста, Коровина и современных художников, таких как Кочергин, Янович...
В вебинаре приняли участие слушатели из Тюменской, Саратовской, Московской областей, из Хакасии, Алтайского края и других регионов.