Российская государственная детская библиотека подвела итоги Всероссийского семинара «Библиотека для детей в современном медиапространстве»
9–10 апреля 2019 года в Российской государственной детской библиотеке работал Всероссийский семинар «Библиотека для детей в современном медиапространстве» для специалистов библиотек России, обслуживающих детей. Профессиональный форум, организованный при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, объединил пленарное заседание, тематические круглые столы и мастер-классы.
«На детских библиотеках лежит большая ответственность, — обратилась к участникам семинара «Библиотека для детей в современном медиапространстве» заместитель министра культуры РФ Ольга Сергеевна Ярилова. — Вы должны не только привлекать детей к чтению, что очень важно, но и попытаться создать безопасную информационную среду вокруг ребенка. Мы живем в цифровую эпоху, и современного ребенка невозможно изолировать от гаджетов или компьютеров, но мы можем взять под контроль то, что дети читают в живых книгах и в Сети, и направить их в нужное русло». Ольга Сергеевна призвала библиотекарей активнее использовать современные технологии в библиотеках и придумывать новые познавательные проекты для детей и подростков. Лучшие проекты будут поддержаны на федеральном уровне.
Директор Российской государственной детской библиотеки Мария Александровна Веденяпина говорила о том, что пока работа библиотек не сильно заметна в медиапространстве. «Это нужно срочно исправлять. Да, мы пока не очень умеем работать с медиа, но, если мы быстро не научимся, СМИ и дальше будут не замечать нашу работу. А нам есть, что показать и о чем рассказать. Собственно, для этого мы и организовали этот семинар», — сказала она.
Доцент кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова Анна Владимировна Толоконникова отметила, что сайты библиотеки постепенно превращаются в информационно-познавательные ресурсы. «100 процентов современных детей к 12-14 годам становятся активными и самостоятельными пользователями интернета. Но это не значит, что Интернет и телевидение, которое тоже весьма популярно среди подрастающего поколения, скоро полностью вытеснят книгу. Дети читают, более того, чтение становится все более модным увлечением», — объяснила она и предложила библиотекарям этим воспользоваться. — «Можно создавать сообщества книголюбов в социальных сетях и приглашать детей обсуждать любимые книги».
Помочь библиотекам готовы и популярные детские телеканалы. Так, телеканал «Карусель» на своем сайте запустил новую рубрику «Читалка», где советует своим маленьким зрителям хорошие книги. Об этом рассказал директор по специальным проектам Института исследований Интернета Дмитрий Михайлович Чистов. Он также напомнил, что сегодня детским русскоязычным контентом в мире пользуются более 53 миллионов человек. Но качественных интернет-ресурсов катастрофически не хватает, и библиотеки могли бы занять эту нишу.
По словам директора Муниципальной информационный библиотечной системы Томска Александра Сергеевича Карауша активному продвижению библиотек в Интернете мешают стереотипы — многие до сих пор относятся к библиотекарям как к ретроградам. «Поэтому некоторые библиотеки придумывают для своих сайтов говорящие названия, чтобы пользователи объективнее оценивали имеющийся контент», — подчеркнул он.
А вот с грамотным поведением в Сети и умением находить нужную информацию, отсеивая все ненужное и опасное, у детей и у взрослых пока большие проблемы. Согласно данным последних исследований, которые представила главный научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ Вера Петровна Чудинова, общий индекс медиаграмотности населения страны — 4,52 из 10 возможных. «При этом 80 процентов подростков и 50 процентов родителей думают, что они уверенные пользователи Интернета, — отметила она одно из самых больших заблуждений и обратилась к библиотекарям. – Не забывайте, что мы являемся навигаторами для детей и родителей в информационном пространстве».
Когда речь идет об Интернете и контенте, неизбежно возникает вопрос об авторском праве. О новом проекте «Ноосфера», свободном доступе к информации и авторском праве говорил заведующий кафедрой новых медиа теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова Иван Иванович Засурский. «Если информации нет онлайн, наши дети всерьез полагают, что ее не существует. Поэтому важно, чтобы все накопленное за столетия знание, а это и книги, и научные работы, и студенческие дипломы были оцифрованы и доступны для использования», — подчеркнул он.
Шеф-редактор портала ГодЛитературы.РФ Михаил Яковлевич Визель, главный редактор издания «Горький» Константин Аркадьевич Мильчин, главный редактор журнала «Современная библиотека» Любовь Александровна Казаченкова и пресс-секретарь РГДБ Наталья Александровна Васильчикова рассказали о типичных ошибках, которые библиотекари допускают при общении со СМИ.
Полученные знания библиотекари смогли закрепить на мастер-классе «Если тебя нет в Интернете, то ты не существуешь: от события к новостному поводу», которые провели создатели регионального научно-просветительского проекта «Русский логос» доцент кафедры теории коммуникации и рекламы Ярославский государственный педагогический университа им. К.Д. Ушинского Лариса Владимировна Ухова и заведующий кафедрой массовых коммуникаций Международной академии бизнеса и новых технологий (г. Ярославль) Валентин Николаевич Степанов.
Во второй день семинара проходили круглые столы и мастер-классы. Участники обсудили новые возможности медиатехнологий, научились критически оценивать и анализировать интернет-контент и узнали, как правильно общаться с пользователями в социальных сетях.
Российская государственная детская библиотека представила познавательные ресурсы для детей и родителей: сайт
На сайте Научно-методического отдела Российской государственной детской библиотеки
Пресс-служба