Главная / Новости / Секция библиотек по искусству и музейных библиотек РБА подвела итоги Межрегионального семинара «Открытка как документ историко-культурного наследия»

Секция библиотек по искусству и музейных библиотек РБА подвела итоги Межрегионального семинара «Открытка как документ историко-культурного наследия»

1 октября 2019 года в Российской государственной библиотеке искусств состоялся Межрегиональный научно-практический семинар «Открытка как документ историко-культурного наследия», организованный в партнёрстве с Российской библиотечной ассоциацией (Секцией библиотек по искусству и музейных библиотек) и Союзом филокартистов России. Семинар был посвящён 150-летию почтовой карточки, впервые выпущенной в Австро-Венгрии 1 октября 1869 года.

В семинаре приняли участие специалисты Российской государственной библиотеки искусств, Новгородской областной универсальной научной библиотеки, Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи, «Музея-панорамы «Бородинская битва», Национального музея музыки, Музея-заповедника «Ростовский кремль», члены Союза филокартистов России, представители издательств «Лингва-Ф» и «Библиомир». Прозвучали доклады и выступления, посвященные обзору тематических коллекций открыток в государственных и частных собраниях, выставочным и издательским проектам.Семинар вела Елена Георгиевна Хапланова, руководитель Центра визуальной информации библиотеки искусств, председатель Секции библиотек по искусству и музейных библиотек РБА.

В приветственном слове Ада Ароновна Колганова, директор Российской государственной библиотеки искусств, подчеркнула актуальность темы и растущий интерес к комплексному изучению открытки как явления культуры, с одной стороны и исторического документа, с другой.

Арсен Аркадьевич Мелитонян, президент Союза филокартистов России, посвятил свое выступление памяти члена Союза, коллекционера Виктора Васильевича Петракова (1947–2016), многие годы проработавшего в сфере охраны культурных ценностей Российской Федерации. В 2010–2011 гг. он возглавлял Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура), в 2011–2016 гг. занимал должность советника министра культуры РФ. Большая часть жизни Виктора Васильевича связана с филокартией. Начало его коллекции открыток положили почтовые карточки с видами города Елисаветграда (в недавнем прошлом Кировоград, с 2016 г. Крапивницкий), в котором он родился. Формируя коллекцию, В. В. Петраков занимался не только коллекционированием и изучением открыток. Он автор или соавтор несколько изданий, посвященных открытке как историческому документу — свидетелю эпохи, носителю ценной историко-культурной информации (см. например: Маленький Париж :Елисаветград в старой открытке (М., 2004), Галлиполи : фотоальбом (М., 2008.), Град у озера Плещеева : Переславль-Залесский в старой открытке и фотографии (Владимир, 2008), Ротмистр Подушкин и его открытки (Москва, 2017) и др.).

На семинаре присутствовала вдова коллекционера Нина Николаевна Петракова, которая передала в дар библиотеке искусств книги и открытки из его личной библиотеки. Елена Владимировна Корягина, старший научный сотрудник отдела рукописей Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, рассказала о хранящейся в музее коллекции открыток выдающегося советского и российского пианиста Святослава Теофиловича Рихтера. В его личном фонде отложилось более 500 писем, большую часть которых составляют открытки. Среди последних послания, адресованные Т. Д. Дударевой и Л. Д. Снежницкому, Э. Ю. Мессик, С. С. Пилявской, А. И. Трояновской и др. На некоторых из них воспроизведены ноты шубертовской фортепианной фантазии «Wanderer» («Скиталец») — любимого музыкального произведения Рихтера .

Галина Павловна Артамонова, хранитель фонда открытых писем Центра визуальной информации Российской государственной библиотеки искусств, представила коллекцию театральной фотооткрытки в собрании библиотеки, объем которой составляет около 20 тысяч экземпляров. На открытках представлены изображения артистов в ролях и в жизни, запечатлены постановки императорских театров Москвы и Петербурга, первых частных драматических и музыкальных театров (Незлобина, Корша, Камерного театра, оперы Зимина, Театра музыкальной драмы, «Аквариум», «Омон» и др.). Театральной открыткой занимались такие известные фотографы, как Г. Трунов, М. Шерер и Б. Набгольц, В. Чеховский, А. Горнштейн и др. Среди издателей открытых писем, хранящихся в библиотеке, фотоателье К. Фишера, художественная фотография на Большой Дмитровке, фотостудия Ришар в Петербурге и др.

Доклад Татьяны Анатольевны Глазуновой, заведующей Отделом научной обработки Российской государственной библиотеки искусств, был посвящен музыкальным сюжетам в фотооткрытках из фондов библиотеки. На сегодня в ходе научного описания этих изобразительных материалов выявлено около 70 единиц хранения, которые можно разделить на несколько групп: портреты композиторов, ноты и тексты гимнов, музыка в живописи. Коллекция представлена продукцией отечественных и иностранных издательств, среди которых Российское музыкальное издательство, типография Мамонтова, Изогиз, Breitkopf&Hartel (Лондон) и др.

Особое место в коллекции открыток с музыкальными сюжетами занимают четыре открытых письма матери Марины и Анастасии Цветаевых — Марии Александровны, — адресованные Валентине Юрьевне Зограф-Плаксиной — пианистке, основательнице детской музыкальной школы, из которой позднее выросло Академическое музыкальное училище при Московской Консерватории.

Наталья Васильевна Краснушкина, член Союза филокартистов России, рассказала об открытках из своей коллекции с изображением женских головных уборов конца XIX в. Четыре комплекта выпущены издательством «Белый город» (проект «Воскресный день»). Анализ изображений показал, что основой публикации стали картинки из английских модных журналов эпохи становления движения суфражисток.

Часть докладов и выступлений участников семинара была посвящена выставочным и издательским проектам, где основным героем выступает открытка.

Низами Рефартович Ибраимов, член Союза филокартистов России, представил выставочный проект «Ислам на почтовой открытке в Российской империи конца XIX начала XX века», который 27 сентября 2019 года открылся в Московской Соборной мечети. Выставка подготовлена Духовным управлением мусульман Российской Федерации и Московским исламским институтом совместно с медиа-холдингом «Медина». На экспозиции представлены старинные фотографии и открытки из коллекции Н.Р.Ибраимова, созданные в фотографических ателье городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Касимова, Чистополя, Астрахани, Уфы, городов Сибири и Урала, а также выпущенные в странах ближнего и дальнего зарубежья: Азербайджане, Узбекистане, Болгарии Греции, Египте, Турции, Франции и др.

Ольга Викторовна Федина, ведущий библиотекарь отдела литературы по искусству Новгородской областной универсальной научной библиотеки, рассказала об опыте издания библиотекой двух оригинальных наборов открыток. В первом — «Книги XIX века о Новгороде» (2017 г.) — представлены титульные листы и описания книг десяти старинных изданий, посвящённых истории и культуре, архитектурным и археологическим памятникам древнего Новгорода из коллекции редких книг Новгородской областной библиотеки.

Оригинальность и неповторимость комплекту открыток придали художественные изображения известных архитектурных памятников Новгорода, выполненные в технике sandart — «рисунка из песка». Автор рисунков — молодой новгородский художник Ксения Иноземцева. Второй комплект — «Подарок императрице» (2016 г.) — результат сотрудничества с Государственным Эрмитажем. В его состав вошли открытки с видами Новгорода XIX века — репродукции фотографий из подносного альбома императрице Марии Фёдоровне, хранящегося в библиотеке Государственного Эрмитажа.

Большой эмоциональный отклик участников семинара вызвало выступление Светланы Николаевны Корниловой, филокартиста, автора издательского проекта «Наши любимые художники». Она представила новый альбом-каталог — пятый в серии «Наши любимые художники», посвященный известному художнику почтовой открытки Лидии Маниловой. Помимо биографии художницы, которую пришлось восстанавливать по крупицам, прекрасных репродукций лицевой и адресной сторон разных вариантов изданий открыток, в каталоге присутствует таблица с указанием рыночных цен на открытки. Альбом выпущен в твердом и мягком переплетах и послужит великолепным пособием для формирования коллекции открыток художницы, а также для их атрибуции.

Круглый стол семинара затронул очень актуальную тему — библиографию филокартии. Арсен Аркадьевич Мелитонян, президент Союза филокартистов России, проанализировал текущую ситуацию, подчеркнув, что последнее библиографическое пособие по филокартии — Справочник филокартиста — было выпущено в 2006 году. В нем было учтено 152 издания. За прошедшие с тех пор 13 лет вышло, по его оценкам, не менее 500 изданий, посвященных почтовой открытке: комплекты открыток, каталоги, историко-художественные исследования на основе открытых писем, краеведческие альбомы, статьи в научных сборниках, журнальные и газетные публикации. Учет этих изданий затрудняется широкой географией издающих организаций, неисполнением закона об обязательном экземпляре, отсутствием планомерной регистрации новых публикаций.

Участники семинара согласились с необходимостью создания межведомственной рабочей группы по подготовке нового библиографического пособия, в котором были бы учтены издания по филокартии, как печатные, так и электронные, виртуальные коллекции и ресурсы по филокартии.
 

Постоянный комитет

Секции библиотек по искусству и музейных библиотек

04.10.2019

Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2024 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru