Российская государственная детская библиотека провела онлайн-лабораторию «Изучаем чтение: форматы и практики»
19–20 марта 2020 года в Российской государственной детской библиотеке в дистанционном формате состоялась Научно-практическая лаборатория «Изучаем чтение: форматы и практики», организованная в партнёрстве с Российской национальной библиотекой и Российской библиотечной ассоциацией (Секцией детских библиотек и Секцией по чтению).
Ольга Петровна Мезенцева, заместитель директора Российской государственной детской библиотеки по науке и издательской деятельности, кандидат педагогических наук, отметила, что социологические и психолого-педагогические исследования являются незаменимым источником информации о культурных, образовательных, информационных потребностях общества. Она также напомнила, что по итогам заседания Совета по русскому языку при Президенте РФ Правительству поручено принять меры по утверждению, финансированию и реализации Программы поддержки детского и юношеского чтения, о чем необходимо доложить до 15 апреля 2020 года.
Катерина Николаевна Поливанова, научный руководитель Центра исследований современного детства Института образования Высшей школы экономики, доктор психологических наук, профессор, обратила внимание на то, что в новой социальной реальности современные родители представляют собой очень разнородную группу, которая сильно зависит от медиа. Эта группа довольно тревожная и неуверенная в безопасности собственных детей. При этом современные родители имеют ресурсы, это образованная группа с новыми приоритетами, подверженная моде, поэтому чтение должно стать модным.
Галина Сергеевна Ковалева, руководитель Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования, кандидат педагогических наук, представила результаты формирования читательской грамотности российских школьников по материалам последних международных исследований PISA и PIRLS. Так, например, согласно результатам PIRLS, Россия занимает первое место в рейтинге стран-участниц исследования. В 2016 году значительно выросло число российских четвероклассников, которые очень любят читать и каждый день читают для собственного удовольствия: с 26% в 2011 году до 46% в 2016 году. Вместе с тем, число российских детей, которые не любят читать с 2011 года уменьшилось на 3%. Согласно данным исследования PISA-2018, российские 15-летние учащихся занимают 31-е место (в 2015 — 26-е). 32% учащихся читают художественную литературу по собственному желанию несколько раз в месяц, еще пятая часть читает примерно раз в месяц, несколько раз в неделю читает почти четверть школьников (23%). Миллениалы чаще, чем старшие поколения, говорят, что библиотеки помогают им искать достоверную информацию, учиться новому и принимать обоснованные решения.
Кирилл Сергеевич Родин, директор по работе с органами государственной власти Всероссийского центра изучения общественного мнения, сообщил, что в России доля читающих книги остается стабильной и составляет более половины всех опрошенных — 53%, среди них более активными читателями являются женщины (59% против 46% мужчин). Если говорить о возрастной группе, то молодежь читает активнее людей старшего возраста: 83% читателей — молодые люди в возрасте 18-24 лет. Отношение россиян к книге, как лучшему подарку, остается стабильным — об этом заявили 73% опрошенных. Чаще всего респонденты заявляли о том, что подарили бы книги своим детям (51%).
Юлия Петровна Мелентьева, заместитель председателя Научного совета по проблемам чтения РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заметила, что в связи с возникновением так называемого «цифрового чтения» существует насущная необходимость пристального изучения всех его видов — от чтения гипертекстов до чтения СМС-сообщений. По её мнению, помимо социологов и психологов важно учитывать мнения физиологов, которые должны включить цифровое чтение в сферу своих научных интересов.
Нина Анатольевна Селиверстова, профессор кафедры социологии Московского гуманитарного университета, доктор социологических наук, представила методику изучения чтения на материалах популярной книги Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза». Наталья Владимировна Самутина, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований им. А. В. Полетаева, кандидат культурологии, рассказала о востребованном сегодня в молодежной среде жанре — японских комиксах манга.
Вера Викторовна Ялышева, заведующая Центром чтения Российской национальной библиотеки, председатель секции по чтению РБА; Анна Сергеевна Степанова, ведущий методист Центра чтения Российской национальной библиотеки, и сотрудники отдела социологии психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки Елена Андреевна Колосова, Вера Петровна Чудинова и Александра Юрьевна Губанова провели семинар, на котором были представлены методики работы с
В рамках заседания состоялся мастер-класс «Новые технологии на службе библиотечного исследователя», на котором были освещены современные методы социологических исследований, преимущества и ограничения применения онлайн-опросов в библиотечной работе при изучении детей и подростков.
Приглашаем посмотреть видеозапись заседания лаборатории:
В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой секционные заседания Научно-практической лаборатории «Изучаем чтение: форматы и практики» продолжат работу в заочном формате.
Отдел социологии, психологии и педагогики детского чтения