Российская государственная библиотека для молодёжи познакомила гостей виртуальной «Библионочи» с культурной жизнью военных лет
25 апреля Российская государственная библиотека для молодёжи представила цикл онлайн-мероприятий в рамках Всероссийской акции «Библионочь — 2020», которые в Год памяти и славы были объединены общей темой «Искусство Победы». Приобщиться к событию было легко — посетив тематическую страницу на сайте библиотеки, где теперь представлены
Сопровождаемые нашими лекторами и гостями, зрители на несколько часов перенеслись в прошлое и узнали, что культурная жизнь во время Великой Отечественной войны ни на минуту не замирала, творчество артистов, поэтов, художников поддерживало народный дух, воодушевляя и тех, кто сражался на линии фронта, и работников тыла.
Открыла вечер Анна Евгеньевна Харитонова, филолог, аспирант Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, выступив в прямом эфире с лекцией о сценическом искусстве в военные годы. Она рассказала о театральной жизни в период эвакуации, о том, какое влияние столичные коллективы оказали на местные: Малый театр перебрался в Челябинск, Большой — в Куйбышев (Самару), сталинградские актёры очутились в Казани. В непростых условиях работали фронтовые бригады: пуанты застревали в комьях земли, хорошо, если для сцены удавалось приспособить кузов… Всего за годы войны зрителям было представлено 1 350 000 художественных выступлений.
Актриса Мария Александровна Смольникова, исполнительница главной женской роли в фильме «Сталинград» (2013, режиссёр Фёдор Бондарчук) поделилась со слушателями своим опытом: как сыграть человека, который жил во время войны? как проникнуть в его судьбу? «Актёрская профессия — это работа с обстоятельствами. Но воображения мало. Нужны книги, мемуары, чтобы находить конкретику времени и перевоплощаться», — считает Мария. Нужно знать элементарные вещи, бытовые подробности, большое впечатление может произвести вполне обыденная сцена, когда героиня радуется мылу и ванной. В то же время люди, пережившие войну, вместили в себя такие масштабные события, которые можно осознавать всю жизнь.
Александр Иванович Кунин, основатель и руководитель Центра рисованных историй и изображений Российской государственной библиотеки для молодёжи, посвятил рассказ изобразительному искусству во время войны. Это и «Окна ТАСС», и фотохроника на стендах, и карикатуры в журналах, где противника высмеивали, изображали в виде обезьяны. Из отдельных фотографий составлялись целые фотоистории, и они превращались в идеологическое оружие.
Ещё одна лекция была посвящена отечественной архитектуре 1930–1950-х годов. Рассуждениями об архитектурном стиле, междисциплинарных подходах для изучения памятников определённого периода поделилась Светлана Евгеньевна Цыщук, магистрант Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, научный сотрудник Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева.
Наконец — встреча с создателями комикса и мультипликационного фильма «Концерт огня» (2018), посвящённого борьбе искусства со смертью: одинокий скрипач касается струн смычком — и пространство заполняет музыка, которая способна противостоять хаосу разрушения. Мультфильм возник благодаря комиксисту, аниматору Марии Конопатовой и композитору, звукорежиссёру Юрию Константинову. Картина выполнена в непростой технике анимированной акварели. В анимации часто используют акварельное небо, поэтому и остальное Марии показалось сделать возможным: «Делалось всё на ноутбуке, не самом мощном, рендерилось всё очень долго, рисовалось очень долго, и вообще на шестиминутный фильм ушло больше года».
Также гостям был представлен обзор самых интересных настольных игр о Великой Отечественной войне от редактора-разработчика настольных игр Дмитрия Рудева и виртуальная выставка скетчей Марины Фирсовой «Я люблю этот город вязевый...» на платформе Artefact, подготовленная Анастасией Талызиной, сотрудником отдела организации культурно-просветительской деятельности библиотеки для молодёжи.
Пресс-служба