Секция по международному сотрудничеству РБА приглашает ознакомиться с материалами вебинаров учебного курса Инициативы ИФЛА по коучингу
Секция по международному сотрудничеству РБА предлагает всем заинтересованным специалистам ознакомиться с материалами вебинаров учебного курса Инициативы ИФЛА по коучингу (IFLA Coaching Initiative) на русском языке. Учебный курс направлен на подготовку волонтеров-коучей, которые в свою очередь будут консультировать библиотекарей по возможностям непрерывного профессионального образования и карьерного роста.
Одной из главных целей Секции ИФЛА непрерывного профессионального образования и обучения на рабочем месте (Continuing Professional Development and Workplace Learning Section, CDPWL) является расширение возможностей для непрерывного профессионального развития библиотечных специалистов во всех уголках мира. Инициатива ИФЛА по коучингу направлена на достижение этой цели. Эта инициатива уже продемонстрировала свою эффективность и значимость для мирового библиотечного сообщества; она согласуется с ключевыми инициативами 3.4 и 4.2 из
В 2018 году на Всемирном конгрессе ИФЛА в Куала-Лумпур (Малайзия) Секция CDPWL провела встречу, которая была посвящена вопросам профессионального образования и развития карьеры. В ходе неё 24 эксперта, представлявших различные Секции ИФЛА, консультировали всех желающих участников Конгресса в таких областях, как навыки библиотечного менеджмента и лидерства, планирование профессиональной карьеры, деятельность и структура ИФЛА и других. Эта Инициатива была признана и одобрена Профессиональным комитетом ИФЛА.
Следующая двухчасовая встреча в рамках Инициативы состоялась на конгрессе ИФЛА в Афинах 2019 году. Она также привлекла большое число участников. Консультации волонтёров-коучей оказались особенно полезны тем, кто хотел узнать больше о том, как участие в деятельности ИФЛА способно расширить возможности для повышения квалификации и карьерного роста. Однако для успешного консультирования волонтёру-коучу необходимы не только собственные знания и опыт, но также и специфические навыки работы с людьми, умение правильно построить консультацию. Так возникла потребность в организации обучения для волонтёров-коучей.
Сотрудничество Секции CDPWL с Секцией по менеджменту и маркетингу и, в частности, с сертифицированным коучем Вирой Кьюин позволило сделать большой шаг вперед в дальнейшем развитии Инициативы ИФЛА по коучингу. Ею был создан
- Введение в понятие коучинга.
- Принципы, установки и роли в коучинге.
- Процесс коучинга и руководство по проведению сессии консультирования.
- Формулирование вопросов.
- Выслушивание, замечания и комментарии.
Каждая из этих презентаций состоит из объяснения материала на английском языке и слайдов, переведённых на пять официальных языков ИФЛА (английский, немецкий, арабский, китайский и русский). К третьей презентации также прилагается краткое Руководство по проведению сессии консультирования. Ознакомление с этими презентациями рассматривается как первый этап в подготовке волонтёра-коуча.
Второй этап подготовки предусматривает непосредственное участие учащегося в прямой трансляции вебинара. В настоящее время на 10 августа 2020 года запланированы два таких вебинара — один для европейского региона (
Сопредседатели Секции CDPWL Джиллиан Халлам и Ульрике Ланг так охарактеризовали данную инициативу: «С момента появления Инициативы ИФЛА по коучингу её содержание и процесс подвергались ревизии с целью оптимизировать обучение коучей. Вначале коучинг предполагал работу с группами, но затем мы решили отказаться от этого и стали практиковать исключительно индивидуальное консультирование, причем в обстановке, гарантирующей высокий уровень конфиденциальности. Мы надеемся, что все, кто хотел бы стать волонтером-коучем ИФЛА, воспользуются возможностью пройти этот учебный курс в ближайшие недели».
В настоящее время рабочей группой Инициативы по коучингу прорабатывается вопрос об организации в августе 2020 года сессии дистанционного коучинга взамен очного, которая должна была проводиться в дни Конгресса в Дублине, но не состоится в связи с отменой Конгресса. Одновременно ведется опрос тех, кто готовился стать коучем на данном конгрессе, об их готовности вести консультирование в режиме онлайн в августе 2020 года.
Обзор содержания пяти учебных видеопрезентаций Виры Кьюин для подготовки волонтеров-коучей
------------
Первая презентация. Введение в понятие коучинга
В
- даёт определение коучинга как одной их форм консультирования и рассматривает виды коучинга;
- очерчивает задачи, в решении которых может помочь коучинг;
- иллюстрирует на примерах различия между руководством, наставничеством, консультацией психолога и коучингом;
- проводит сравнение между стилем общения руководителя (повелительный стиль) и стилем общения коуча (стиль интервью).
------------
Вторая презентация. Принципы, установки и роли в коучинге
Во
- коуч стремится создать атмосферу доверия и сотрудничества с клиентом;
- клиент обрисовывает свою ситуацию и самостоятельно формулирует цель, а коуч, не критикуя эту цель, побуждает клиента искать пути её достижения;
- путём постановки вопросов коуч помогает клиенту в поисках путей достижения своей цели;
- коуч побуждает клиента к самостоятельному всестороннему анализу ситуации и выработке плана действий по достижению цели;
- коуч гарантирует клиенту полную конфиденциальность беседы.
Вира Кьюин обосновывает необходимость для коуча придерживаться следующих установок:
- клиент является экспертом в той области, о которой рассказывает;
- клиент должен самостоятельно найти решение своей проблемы;
- коуч не занимается поиском решения проблемы клиента;
- коуч рассматривает ситуацию в позитивном ключе;
- коуч акцентирует сильные стороны клиента;
- коуч стремится выслушать и понять точку зрения клиента;
- коуч непредвзят в общении и проявляет интерес к любому собеседнику.
Эффективность коучинга во многом обуславливается следующими качествами коуча:
- коуч верит в силы и способности клиента справиться с проблемой;
- коуч остается нейтральным, не берет ничью сторону в спорных ситуациях;
- коуч не склонен высказывать оценочные суждения и стремится оставаться беспристрастным;
- коуч стремится быть чутким и объективным;
- коуч проявляет терпение;
- коуч высказывает замечания и комментарии, стимулирующие клиента к принятию самостоятельного решения;
- коуч верит в себя и в свои способности.
------------
Третья презентация. Процесс коучинга и руководство по проведению сессии консультирования
В
- Первый этап: обсуждение ситуации в целом и постановка как долгосрочной, так и краткосрочной цели («первого шага» в направлении к долгосрочной), которая станет предметом обсуждения на консультации.
- Второй этап: всесторонний анализ текущей ситуации, в частности препятствий к достижению (краткосрочной) цели, формирование объективного представления о ситуации и об имеющихся ресурсах и компетенциях клиента.
- Третий этап: поиск клиентом путей достижения цели при поддержке коуча, который помогает широко взглянуть на ситуацию, например, вспомнить пути решения похожих проблем в прошлом.
- Четвертый этап: выбор клиентом какого-либо одного пути и выработка им пошагового плана действий, а также оценка клиентом необходимых ресурсов и временных рамок.
- Пятый этап: краткое обобщение сказанного на предыдущих этапах и проверка того, насколько четко клиент представляет стоящую перед ним цель и алгоритм ее достижения.
------------
Четвертая презентация. Формулирование вопросов
В
Спикер предостерегает от злоупотребления вопросами, начинающимися со слова «почему». Хотя такие вопросы могут использоваться и как открытые вопросы, однако нередко они относятся к прошлому и касаются истоков современных проблем. Таких вопросов следует избегать, поскольку они концентрируют внимание на прошлом, а не на возможностях будущего. Также вопросы «почему» нередко звучат как упрек или подразумевают, что существует только одно правильное решение, а это может сбить с толку. Таким образом, задача коуча — стремиться формулировать вопрос так, чтобы на него было как можно больше вариантов ответа. Осознание многовариантности ответов может помочь клиенту по-новому взглянуть на свою проблему и её решение.
------------
Пятая презентация. Выслушивание, замечания и комментарии
В
Вира Кьюин предостерегает от поспешных выводов и от восприятия клиента через призму стереотипов в ходе консультирования и призывает оставаться беспристрастным, даже если убеждения клиента противоречат вашим собственным. Она советует преодолевать предубеждения, проявляя искреннюю заинтересованность словами клиента.
Также спикер предостерегает от стремления «думать за клиента» и предлагать ему какой-либо вариант действий. В этом случае коуч перестает слушать и начинает убеждать клиента в правильности собственного варианта решения проблемы. Вира Кьюин многократно подчеркивает, что поиск пути достижения цели — это работа самого клиента. Коуч, задавая вопросы, побуждает к поиску и помогает увидеть ситуацию более объективно и многопланово.
Штаб-квартира
Секции по международному сотрудничеству РБА