Главная / Новости / Секция музыкальных библиотек РБА по традиции выступила соорганизатором IV Всероссийской научно-практической конференции «Юргенсоновские чтения»

Секция музыкальных библиотек РБА по традиции выступила соорганизатором IV Всероссийской научно-практической конференции «Юргенсоновские чтения»

26 ноября на базе Российской государственной библиотеки состоялась в онлайн-формате Четвёртая Всероссийская научно-практическая конференция «Юргенсоновские чтения», организованная Ленинкой в партнёрстве с Секцией музыкальных библиотек РБА и Благотворительным фондом Петра Юргенсона. В этом году конференция была посвящена Митрофану Петровичу Беляеву (1836–1904), известному российскому издателю и меценату второй половины XIX — начала ХХ века.

Учреждённая в 2017 году, конференция получила своё название по имени Петра Ивановича Юргенсона (1836–1903), одного из выдающихся нотоиздателей России второй половины XIX — начала ХХ века. Цель Чтений — в изучении русского нотоиздательского дела, деятельности его главных представителей и музыкально-эстетических традиций XIX — начала ХХ века, в формировании новых концепций и методов в раскрытии нотных фондов ведущих хранилищ страны, а также в привлечении внимания к проблемам сохранности культурного наследия.

Ежегодно конференция посвящается жизни и деятельности конкретного российского издателя. В 2017—2019 годах это были Пётр Иванович Юргенсон, Александр Богданович Гутхейль, Василий Васильевич Бессель соответственно.

Конференция «Юргенсоновские чтения — 2020» посвящена 135-летию со дня открытия известным российским издателем и меценатом второй половины XIX — начала ХХ века Митрофаном Петровичем Беляевым своей издательской фирмы в Лейпциге (1885).

С приветственными словами и пожеланиями творческих успехов выступили Мария Евгеньевна Ермакова, кандидат исторических наук, начальник управления специализированных отделов Российской государственной библиотеки, и Анастасия Борисовна Юргенсон, президент Благотворительного фонда «Фонд П. Юргенсона». В работе приняли участие учёные и научные сотрудники из Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки, Саратовской государственной юридической академии, Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина, Московского архитектурного института, Государственного института искусствознания, Российского университета дружбы народов, Российского технологического университета, Централизованной библиотечной системы Центрального административного округа города Москвы.

Вопросы, вынесенные на обсуждение, показали многогранность темы нотоиздательства. Доклады и сообщения в рамках программы сгруппировались в три тематических блока.

Бóльшая часть выступлений была посвящена деятельности Митрофана Петровича Беляева: на основе фонда Российской государственной библиотеки были рассмотрены наиболее яркие экземпляры из коллекции нот фирмы М. П. Беляева (например, партитуры сочинений Александра Константиновича Глазунова, Николая Андреевича Римского-Корсакова и другие), являющиеся в своём большинстве первыми и единственными изданиями (Екатерина Борисовна Базаева, ведущий библиотекарь отдела нотных изданий и звукозаписей Российской государственной библиотеки); особое внимание было уделено произведениям вокальной музыки русских композиторов, изданных у Митрофана Беляева (Людмила Александровна Лейченко, главный библиотекарь отдела нотных изданий и звукозаписей Российской государственной библиотеки); специальное исследование было посвящено отражению особенностей древнерусской книжной и архитектурной традиции в нотных обложках Митрофана Беляева (Галина Владимировна Аксёнова, профессор кафедры истории России Института истории и политики Московского педагогического государственного университета); выявлены неизвестные ранее вопросы взаимоотношения издателя и композиторов (Владимир Евгеньевич Николаев, научный сотрудник научно-исследовательского отдела Саратовской государственной юридической академии); прослежен путь торговой марки Беляева в Германии после его смерти (Сергей Николаевич Ивашкин, главный библиотекарь Нотно-музыкальной библиотеки им. П. И. Юргенсона); изучение каталогов издателей конца XIX — начала ХХ века с точки зрения представления в них учебно-педагогической литературы по фортепиано (Ольга Владимировна Радзецкая, профессор Академии имени Маймонида Российского государственного университета им. А. Н. Косыгина).

Несколько докладов традиционно были посвящены издательскому дому Петра Ивановича Юргенсона: рассматривались вопросы технического оснащения типографии издателя (Наталья Вячеславовна Логачева, старший преподаватель кафедры истории России Российского университета дружбы народов), были представлены проект восстановления ансамбля Дома П. И. Юргенсона и перспективы создания культурно-музыкального центра (Наталья Валерьевна Юдина, преподаватель кафедры «Градостроительство» Московского архитектурного института), показана роль и значение просветительской деятельности П. И. Юргенсона в организации музыкальной жизни в XIX веке (Елизавета Владимировна Данилина, выпускница Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского).

Не менее интересными стали темы, посвящённые проблеме восстановления нотной библиотеки известного в первой трети ХХ века эмигрантского Хора Сергея Жарова (Светлана Георгиевна Зверева, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания) и репертуарной политике нотной торговли «Василий Бессель и Кº» (Наталья Фёдоровна Фирсова, старший научный сотрудник отдела нотных изданий и музыкальных звукозаписей Российской национальной библиотеки). Особое внимание было уделено теме старых русских нот XVIII века, включённых в Реестр книжных памятников, — на примере «Песенника» Герстенберга и Дитмара (Ч. 1–2, 1797–1798) (РГБ) были раскрыты особые владельческие приметы, позволяющие считать ноты, как вид издания, специфической областью научных исследований (Алла Алексеевна Семенюк, заведующая отделом нотных изданий и звукозаписей Российской государственной библиотеки), а также проведён обзор музыкальных руководств XVIII — начала XIX века, хранящихся в фонде особо редких и ценных нотных изданий Российской государственной библиотеки (Юлия Юрьевна Милёшина, главный библиотекарь отдела нотных изданий и звукозаписей).

Прекрасным дополнением в работе конференции стали прозвучавшие музыкальные номера в исполнении Елизаветы Данилиной (фортепиано) и Натальи Юдиной (вокал), прозвучавшие из музыкальной гостиной в Доме Петра Юргенсона.

По результатам конференции будет подготовлен сборник «Юргенсоновские чтения».
 

Алла Алексеевна Семенюк,

председатель Секции музыкальных библиотек РБА,

заведующая отделом нотных изданий и звукозаписей

Российской государственной библиотеки

01.12.2020

Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2024 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru