Юношеская библиотека Республики Коми подвела итоги VII Межрегионального воркшопа «Свежий взгляд: новые библиотечные практики»
1–2 апреля на базе Юношеской библиотеки Республики Коми состоялся ежегодный VII Межрегиональный воркшоп «Свежий взгляд: новые библиотечные практики», который был организован при поддержке Министерства культуры, туризма и архивного дела Республики Коми и Секции по библиотечному обслуживанию молодёжи РБА.
Воркшоп — форма коллективного профессионального обучения, где каждый участник и лектор, и слушатель, прижилась в Юношеской библиотеке Коми. Участниками воркшопа стали молодые библиотекари Сыктывкара, Эжвы, Княжпогостского, Корткеросского, Прилузского, Сысольского, Троицко-Печорского, Усть-Куломского и Усть-Вымского районов республики. Заочные выступления коллег из регионов России — из Армавира, Барнаула, Волгограда, Вологды, Самары, Симферополя и Санкт-Петербурга — расширили не только географию, но и продемонстрировали впечатляющий арсенал онлайн-форм и возможностей.
Участников поприветствовали Наталия Арсеновна Раевская, начальник отдела библиотечного, музейного и архивного дела Министерства культуры, туризма и архивного дела Республики Коми, и Лариса Геннадьевна Куклина, исполняющая обязанности директора Юношеской библиотеки Коми, и пожелали творческой работы.
В течение двух дней молодые специалисты презентовали коллегам свои идеи, демонстрировали навыки и умения, раскрывали секреты успешных проектов, программ, онлайн-событий, учили и учились, получали креативный посыл и задел, позитивный заряд для создания собственных оригинальных практик.
В первый день на демонстрационной площадке «Современные IT в библиотеках» состоялись практические показы организаторов воркшопа — сотрудников Юношеской библиотеки Республики Коми. Участники разделились на две группы. Одна — погрузилась в атмосферу создания подкаста. Библиотечный подкаст библиотеки «Сырнички Сэлинджера» вышел год назад — 8 апреля, появилось 10 выпусков, которые можно прослушать как на сайте, так и на других платформах библиотеки. Библиотекарь Иван Ильич Кучеренко и методист Егор Юрьевич Альховик рассказали и показали стадии создания подкастов от идеи до реализации: о рождении сценария, о нюансах организации записи, о волшебных возможностях монтажа и сложностях при публикации выпуска. На практическом занятии участники озвучили ожидания от работы на воркшопе и получении практических навыков создания библиотечных контентов, эти пожелания стали основой
Вторая группа, перемещаясь по площадкам, познакомилась с термином и явлением «литпанк» — от появления молодёжных жанровых направлений до съемок в юношеской библиотеке видеоблога. Информацией и собственными экспериментами использования принципов дизайна и оформления, художественного конструирования в создании рекламной продукции поделился Александр Александрович Орман, специалист по библиотечно-выставочной работе. Речь также шла о специфических потенциалах TikTok, аккаунта ЯндексДзен, алгоритмах Instagram и вариантах использования этих платформ в обновлении и обогащении практики работы библиотеки. Видео Крымской республиканской библиотеки для молодежи «Instagram как платформа для продвижения культуры чтения у молодежи», практический показ «ТикТок и библиотека» Вологодской областной научной библиотеки, презентация «Агентства книжных сыщиков» open air игры на платформе Radymag» Невской Централизованной библиотечной системы Санкт-Петербурга — наглядные иллюстрации использования в библиотечной практике платформ Instagram и TikTok для организации работы по привлечению молодых читателей к книге и чтению, формированию читательской культуры.
Диалоговая площадка второго дня «Делимся и умножаем: успешные практики — 2020» стала местом обмена информацией, презентацией новых онлайн-форматов и практик, познакомила участников с примерами взаимодействия, сотрудничества, продвижения книги и поддержки чтения в молодежной аудитории. Участники обсуждали аспекты жизни библиотек, которые в предлагаемых обстоятельствах, использовали новые компетенции и предъявили пользователям разнообразие виртуальных услуг.
Часть выступлений посвящены привлечению к вдумчивому чтению разных жанров литературы, вовлечению пользователей в виртуальные литературные игры, квесты, акции и проекты, обогащающие и разнообразящие читательский опыт. Яркие зарисовки жизни библиотек, разлучённых с читателем, предстали в сообщениях специалистов из Самары, Санкт-Петербурга, Сыктывкара и села Корткерос (Республика Коми) и не только.
Своевременным и полезным стал практикум «Формы взаимодействия с молодежью в социальных сетях» Екатерины Анатольевны Сагадеевой, специалиста Республиканского центра детей и молодёжи. Колоритные примеры из жизни библиотечных сообществ никого не оставили равнодушными, содействовали включению в работу: сравнению, анализу, оценке, определению ошибок и удач в тексте постов, оформлении страниц, выборе шрифтов, иллюстраций.
Кейс по работе с соцсетями «Как обернуть локдаун в свою пользу?», презентованный Национальной библиотекой Республики Коми, стал дополнением к практикуму и наглядным примером выстраивания работы библиотеки в условиях пандемии, поисков форм, создания системы онлайн-событий для поддержки пользователей и взаимодействия с читателями.
Общение на площадке воркшопа ещё раз подтвердило, что прошедший год стимулировал освоение библиотеками онлайн-технологий. Библиотечная молодёжь с оптимизмом восприняли перемещение деятельности в онлайн и креативно обновляли онлайн-форматы. Организаторы надеются, что состоявшееся общение библиотечной молодёжи станет стимулом для дальнейшего появления, распространения и использования в работе оригинальных решений и практик. Благодарим участников за позитивный обмен опытом, за поддержку и желание поделиться.
На сайте Юношеской библиотеки Республики Коми выборочно
Ольга Сергеевна Мищенко, главный библиотекарь;
Елена Геннадьевна Ракина, ведущий методист