Российская государственная детская библиотека подвела итоги IV Всероссийского Фестиваля авторских программ по приобщению детей к чтению
15–16 октября на базе Российской государственной детской библиотеки прошёл в гибридном формате IV Всероссийский Фестиваль авторских программ по приобщению детей к чтению, организованный при поддержке Министерства культуры РФ. За два дня работы фестиваля в нём приняли участие более 700 участников из 66 регионов РФ, из них более 100 очных специалистов учреждений культуры, образования и просвещения, работающих с детьми.
В первый день состоялась торжественная церемония награждения победителей IV Всероссийского конкурса авторских программ по приобщению детей к чтению. Участников фестиваля приветствовала Мария Александровна Веденяпина, директор Российской государственной детской библиотеки, заслуженный работник культуры Российской Федерации, Лауреат Премии Президента РФ в области литературы и искусства. Она отметила, что проект очень динамично развивается, привлекая все большее количество участников из различных регионов нашей страны. Направление, связанное проектами по приобщению детей к чтению, сегодня актуально не только у нас в стране, но и в других странах, как показал недавно прошедший 37-й Всемирный конгресс Международного совета по детской книге (IBBY). Мария Александровна подчеркнула, что наряду с библиотекарями больших и малых городов и сел, растет число специалистов, работающих с детским чтением, из школ и детских садов, музеев и филармоний. Идея конкурса и фестиваля как раз и состояла в том, чтобы собрать не только лучшие библиотечные практики, но и практики других учреждений культуры и образования, занимающихся приобщением детей к чтению.
Победителей Конкурса авторских программ по приобщению детей к чтению и участников Фестиваля приветствовали члены жюри Конкурса. Зинаида Александровна Гриценко, ведущий специалист по дошкольному чтению, автор учебников детской литературы и методических пособий по чтению дошкольников, отметила ценность существования организаций, продвигающих чтение, приобщающих детей к чтению, поскольку в современных образовательных стандартах литература и чтение в детских садах не входят в перечень первоочередных предметов. Зинаида Александровна, проанализировав программы, присланные на конкурс в номинации «Читаем с дошкольниками», обратила внимание на важность анализа художественного произведения с детьми и точности формулировок, необходимость учета возрастных особенностей современных детей и включения в работу по приобщению к чтению детей их родителей. Елена Сергеевна Рычагова, доцент кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета, рассказала о важности ознакомления дошкольников с фольклором, а также подчеркнула, что работа с фольклором — это, в первую очередь, работа со словом.
Гость Фестиваля — представители книжного ресурса LiveLib — презентовали участникам свой проект «Школьный книжный вызов».
Также в первый день фестиваля были представлены книги, подготовленные специалистами отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки: «Мастерская авторских программ по приобщению детей к чтению. Вып.4. Читаем со школьниками», «Растим читателя. Программы литературного развития детей», «Дорожная карта: профориентационная работа с детьми и подростками в библиотеке».
И в завершение утренней программы перед участниками с открытой лекцией «Библиотечные программы, которые ждет школа» выступила Елена Станиславовна Романичева, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета,. В своей лекции она рассказала о тематике программ, которые позволят школе и библиотеке сделать шаги навстречу друг другу, о том, как правильно сформулировать цель подобных программ и каковы критерии их эффективности.
Вечерняя программа первого дня включила 9 мастер-классов, проходивших в двух параллелях в стенах библиотеки, а также 4 мастер-класса, транслировавшихся на сайте.
Во второй день прошли три параллели — 16 мастер-классов. Завершился фестиваль торжественной церемонией закрытия и благодарностью ведущим мастер-классов. В онлайн программу второго дня вошли ещё 5 мастер-классов.
Всего библиотекари, педагоги, методисты з Москвы, Санкт-Петербурга, Абакана, Екатеринбурга, Иваново, Мурманска, Клина, Мурманска, Пензы, Саратова, Ульяновска, Пушкина (Санкт-Петербург), городов Лесной и Серов (Свердловская область), города Бор (Нижегородская область), села Фатеева (Кировская область), села Гонохова (Алтайский край), посёлка Чална (Республика Карелия) провели 34 мастер-класса.
В четвертый раз Фестиваль авторских программ по приобщению детей к чтению становится уникальной площадкой, дающей возможность познакомиться с работой лучших специалистов России в области детского чтения, поделиться опытом, представить свои разработки и обсудить их с коллегами. На закрытии участники отмечали отличный формат мероприятия, много настоящей «живой» практики, творческую атмосферу и высокий профессионализм организаторов мероприятия.
В дни фестиваля онлайн-трансляции получили более 3 300 просмотров.
Пресс-служба