Кировская универсальная областная научная библиотека открыла выставку к 130-летию со дня рождения А. М. Родченко
![](/netcat_files/275/314/0_716.jpg)
8 декабря в отделе редких книг Кировской универсальной областной научной библиотеки им. А. И. Герцена состоялось открытие выставки советских изданий 1920-х годов, оформленных в стиле конструктивизма. Выставка «Про Родченко, книгу и конструктивизм» приурочена к юбилею художника и дизайнера, конструктивиста, смелого новатора и пионера фотомонтажа, соратника Владимира Маяковского и автора рекламных плакатов и фотографий, ставших отражением эпохи 1920-х годов, — Александра Михайловича Родченко (1891–1956).
Работа А. М. Родченко с книгой начинается в 1922 году и сразу становится заметным явлением в книжной культуре: у него появляется множество заказов и последователей. Первые шрифтовые обложки, оформленные художником, уже носят характерные черты конструктивизма: строгий геометрический шрифт, нарисованный от руки и приближенный к наборному, наложение литер, диагональ как основной элемент композиции, передающий динамику и движение, сочетание контрастных цветов. Вскоре он начинает использовать приём фотомонтажа, который становится невероятно популярен в оформлении рекламы, киноафиш и книг тех лет.
На открытии выступил Михаил Сергеевич Судовиков, доктор исторических наук, профессор и руководитель научно-исследовательского Центра регионоведения областной научной библиотеки. Он рассказал собравшимся об особенностях эпохи 1920-х годов, строительстве новой жизни и культуры, сделав акцент на тенденциях в искусстве этого периода, плюрализме стилей и ярких именах.
Екатерина Андреевна Кожевникова, куратор выставки и главный библиотекарь отдела редких книг, рассказала об источниках формирования книжного фонда Кировской областной научной библиотеки имени А. И. Герцена в 1920-е годы. В то время библиотека получала обязательный экземпляр печатной продукции РСФСР, отдельные издания поступили из личных собраний вятских библиофилов, поэтому в фондах издания тех лет представлены достаточно широко, хотя с течением времени многие экземпляры исчезли «в читательских объятиях».
Гости выставки смогли познакомиться с творчеством Александра Родченко, увидеть книжные обложки его работы. Среди них: «Камень» О. Э. Мандельштама (1923), «Избрань» Н. Н. Асеева (1923), «Речевик» С. М. Третьякова (1929), «Париж» (1925), «Мое открытие Америки» (1926), «Клоп» (1929) и другие книги В. В. Маяковского, включая его первое собрание сочинений в 10 томах, «Хорошо на улице» П. В. Незнамова (1929), «К живому Ильичу» (1924), журналы «ЛЕФ» (1923–1925) и «Новый ЛЕФ» (1927–1928) и другие. Многие обложки отмечены авторской монограммой художника.
Кроме того, на выставке представлены издания, «сконструированные» женой Родченко — Варварой Фёдоровной Степановой (1894–1958), а также Эль Лисицким (1890–1941), Густавом Густавовичем Клуцисом (1895–1938), Валентиной Никифоровной Кулагиной-Клуцис (1902–1987), Борисом Борисовичем Титовым (1897–1951), Соломоном Бенедиктовичем Телингатером (1903–1969), Кириллом Михайловичем Зданевичем (1892–1969), Сергеем Яковлевичем Сенькиным (1894–1963) и другими художниками. Это лишь небольшой фрагмент коллекции изданий 1920-х годов, которыми располагает Кировская областная библиотека.
Украшением выставки стала фотозона, стилизованная под советское время.
Екатерина Андреевна Кожевникова,
главный библиотекарь отдела редких книг