Заявление РБА по поводу реформы управления библиотеками в Москве
Уважаемые коллеги!
Приказом Департамента культуры Москвы от 24 декабря 2021 года (№ 1100/ОД) реформирована система управления учреждениями культуры в Москве на уровне административных округов города. К существующим централизованным библиотечным системам округов (далее — ЦБС) присоединён ряд учреждений культуры клубного типа. Сами ЦБС переименованы в «Объединения культурных центров округа».
При этом, судя по имеющимся сведениям, устав реформированной организации представляет собой расширенный и дополненный устав централизованной библиотечной системы. Так, пункт 1.9 гласит: «По своему типу и виду Учреждение относится к государственным бюджетным учреждениям культуры библиотечного типа с функциями учреждения культурно-досугового, клубного типа (дом культуры)». Пункт 1.10: «Учреждение является общедоступной (публичной) библиотечно-информационной, культурно-просветительной и культурно-досуговой организацией, располагающей организованным фондом документов и предоставляющей их во временное пользование физическим и юридическим лицам».
Сам факт присоединения к развитой библиотечной структуре, какой является ЦБС округа, нескольких учреждений клубного типа с сохранением в качестве основной функции — библиотечной, можно рассматривать как шаг к развитию и обогащению деятельности учреждения, поскольку в работе библиотек традиционно присутствуют формы культурно-досуговой деятельности. Но положительный эффект от данной реформы нивелируется решением о переименовании учреждения, что формально и по сути ставит новую организацию в иные, нежели раньше, отношения с библиотечной системой страны и законодательством в этой сфере.
Создаваемое «Объединение культурных центров» формально выводится из сферы прямого действия Федерального закона «О библиотечном деле». Именно это мы наблюдаем в ситуации деятельности библиотек в рамках Культурно-досуговых учреждений (КДУ), существования библиотек в качестве структурных подразделений в учебных заведениях и т.п. Их статус приводит к тому, что они оказываются вне сфер действия государственных программ поддержки библиотечного дела.
Не менее важен тот факт, что ответственность за выполнение именно библиотечных функций данным учреждением переносится из сферы обязанностей руководства учреждения (и учредителя), зафиксированного в названии учреждения, в сферу его прав, закреплённых его уставом. В ситуации, когда случается, что управление учреждением доверяется далёким от профессиональной библиотечной сферы лицам, риск размывания библиотечной составляющей становится реальным.
Нельзя не отметить неудачность термина «культурный центр» в названии учреждения, которому придается новое значение, отличающееся от закреплённого в практике наименования учреждений. Достаточно посмотреть список организаций в Москве, имеющих в своем названии термин «культурный центр». Подавляющее большинство из объединяемых библиотек и клубов не имеют статуса культурных центров.
Мы не оспариваем право субъекта федерации принимать решения, направленные на реформирования системы подведомственных учреждений, но считаем необходимым указать на те проблемы, которые несёт принятое решение для развития библиотечного дела. Анализ принятого в Москве решения говорит о том, что для выправления ситуации было бы целесообразно вернуться к традиционному названию учреждения, на основе которого проходит реформа — Централизованная библиотечная система округа или, как минимум, внесение термина «библиотека» в название реформированного учреждения.
Чрезвычайно важно отметить: решения, принимаемые в Москве, из-за статуса особого субъекта Российской Федерации выходят по своему значению за рамки частного случая, и, так или иначе, оказывают влияние на ситуацию в стране. В данном случае принятое решение, и в силу специфики Москвы как мегаполиса со своей особой структурой учреждений культуры, включая библиотеки, и в силу указанных в данном заявлении причин, не может рассматриваться как образец при принятии решений по развитию библиотечных сетей на региональном уровне.
Правление РБА