Законодательные инициативы о государственном (муниципальном) заказе на оказание услуг в социальной сфере обсуждались на парламентских слушаниях в Госдуме
21 сентября 2017 года Комитет по культуре Государственной думы Российской Федерации провел парламентские слушания на тему: «Законодательные инициативы по введению государственного (муниципального) социального заказа на оказание услуг в сфере культуры». Предметом дискуссии, в которой приняли участие депутаты, представители министерств, творческих союзов, учреждений науки и культуры, стал разработанный Минфином, но пока не внесенный в Госдуму законопроект о государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание услуг в социальной сфере.
Документ открывает некоммерческим и коммерческим организациям, а также индивидуальным предпринимателям доступ к освоению бюджетных средств в социальной сфере. Предполагается, что государственный (муниципальный) социальный заказ будет распределяться по итогам конкурсов.
Инициатива Минфина еще на стадии подготовки вызвала многочисленные споры в профессиональном сообществе.
Заместитель Председателя Госдумы П. О. Толстой, открывая слушания, назвал решение отнести культуру к социальной сфере управленческой ошибкой. Культура, подчеркнул он, является общественным благом, а не сферой услуг, а потому ее невозможно оценивать и регулировать исключительно по рыночным принципам. В отсутствие объективных критериев сравнимости попытка оценивать спектакли, выставки, постановки по балльной шкале — «признак некомпетентности и вульгарного подхода», заявил он.
«Неправильное администрирование культуры ведет к упущенной выгоде гораздо более существенной, чем ошибки при составлении бюджета на ближайшие три года, потому что отсутствие ценностей - это проблема, которая потом транслируется на несколько поколений вперед», — аргументировал П. И. Толстой. Он разделяет опасения экспертов в том, что замена господдержки на госзаказ, особенно на местном уровне, рискует превратиться в узаконенное разрушение бюджетной сети. «Уже сейчас в большинстве учреждений деньги есть только на зарплату сотрудникам и коммунальные платежи, — констатировал он. — И то не всегда и не у всех. Некоммерческим организациям тоже необходимо оказывать поддержку, но не за счет фундаментальных обязательств, которые государство на себя взяло. Избиратели часто задают нам вопрос: если государство не вкладывается в здравоохранение, образование и культуру, в чем тогда функция государства?»
Гуманитарный сектор, уверен заместитель Председателя Госдумы, необходимо полностью вывести из сферы социального заказа.
По словам П.О. Толстого, в Правительстве готовы исключить из законопроекта некоторые категории учреждений культуры и искусства, но намерены оставить «досуг» и «народное творчество»: «Это около ста млрд. рублей бюджета, и Правительство хочет создать условия для появления НКО. Кто в них будет работать, пока остается загадкой. Но мы знаем одно: как только у регионального или муниципального чиновника появится возможность вложить бюджетные деньги в не имеющие никаких обязательств НКО, они обязательно это сделают. И не факт, что эти НКО не будут отчасти аффилированы с теми, кто принимает решения».
По данным заместителя министра финансов А.О. Котякова услуги в культурно-досуговой сфере в настоящее время оказывают более 70 тысяч НКО из 31 региона.
«Досуг вроде бы слово бытовое, — заметил заместитель председателя Комитета по культуре А. М. Шолохов. — Но на самом деле это возможность встречаться, разговаривать, развивать творческие способности. В нынешнем изолированном мире люди уже теряют навыки речи, зато они сходят в девять кинотеатров, посмотрят новые американские блокбастеры и будут культурно обслужены».
В предложенном виде закон нанесет «колоссальнейший вред» всей системе — начиная от сельского клуба и кончая Большим театром, полагает генеральный директор Государственного академического Большого театра В.Г. Урин. «Вопрос очень опасный. Если такой закон заработает, сфера культуры начнет резко сокращаться. Все, что касается досуговой деятельности, сельской культуры, муниципальных образований — все начнет разрушаться», — предостерег он.
По мнению экспертов, под ударом окажутся небольшие музеи и муниципальные клубы. «Под действие закона может попасть 41 тысяча муниципальных клубов, объединяющих 6,5 млн. участников творческих объединений. А это целая армия, — предупреждает директор Государственного дома народного творчества имени В. Д. Поленова Т. В. Пуртова. — После сворачивания творческих объединений следующим шагом станет утрата системы подготовки кадров».
По оценке представителя Института экономики РАН А. Я. Рубинштейна, законопроект направлен на замещение государственных и муниципальных организаций в сфере искусства и культуры некоммерческими и коммерческими структурами и на перераспределение бюджетных средств в пользу последних. «В конечном итоге это ведет к сокращению бюджетной сети и коммерциализации деятельности в сфере культуры, следствием чего станет рост цен, и от этого будет страдать потребитель», — прогнозирует ученый.
С А. Рубинштейном согласна его коллега, заместитель директора Института экономики РАН по науке В. Ю. Музычук. «Речь идет не о дополнительных вложениях, а о перераспределении той части бюджетных средств, которая сегодня направляется на финансирование существующей сети бюджетных учреждений. Если закон будет принят в нынешнем виде, гарантированные формы государственной поддержки будут заменены менее обязательными для исполнения механизмами финансирования», — отметила эксперт.
К требованиям вывести культуру за рамки закона присоединился заместитель министра культуры А. В. Журавский. «У нас не так много глобальных конкурентоспособных отраслей: армия и ВПК, космос и культура. Надо развивать, укреплять и усиливать инфраструктуру того, в чем мы лучше, а не подрывать ее», - сказал он, заметив также, что само понятие «досуг» в действующем законодательстве отсутствует, а потому могут возникнуть серьезные проблемы с правоприменением.
«Здесь есть простор для коррупции, — согласился П.О. Толстой.
Заместитель председателя Комитета по делам национальностей Е. А. Ямпольская призналась, что не видит ничего плохого в социальном заказе, если под ним подразумевается обозначение существующих в обществе болевых точек, совместный поиск ответов, определение наиболее актуальной тематики и постоянный компетентный диалог с творцами по существу. «Но такой заказ законодательно не регулируется», — подчеркнула она.
Заместитель министра А. О. Котяков заверил, что Минфин замечания депутатов и экспертов услышал.
По итогам слушаний принята резолюция, которую решено направить в Администрацию Президента, Правительство, профильные министерства и творческие союзы.
Источник: по материалам