Открытый лекторий «Культура 2.0» подвёл итоги выездной сессии в Нижнем Новгороде
17–18 мая, в дни работы Всероссийского библиотечного конгресса — 2022, в Нижнем Новгороде при поддержке Министерства культуры РФ прошла выездная сессия Открытого лектория «Культура 2.0» — специального дискуссионного проекта Санкт-Петербургского международного культурного форума о технологиях в культуре.
В преддверии Общероссийского дня библиотек Открытый лекторий решил поднять один из самых актуальных вопросов: как библиотечным проектам привлекать коммерческих партнеров и как работать со спонсорами, чтобы обе стороны были довольны результатами? Рассказать о том, какие наработки и лучшие практики существуют сегодня в партнёрских взаимоотношениях, а также показать, что конкретно могут внедрить у себя библиотеки, «Культура 2.0» пригласила известного эксперта с 12-летним опытом работы в области спонсорства Евгению Алексеевну Мальцеву (Москва). Евгения — член Европейской спонсорской ассоциации (ESA) и основатель компании «Sponsor Consulting» — подготовила свой мастер-класс «Партнёрство и спонсорство проектов и программ в библиотеке» на предварительно собранных кейсах и вопросах от представителей библиотечного сообщества. Поэтому участники получили максимум пользы от ее выступления, а в дополнение — презентацию, где все советы и примеры собраны в наглядном, понятном и удобном виде (заинтересованные специалисты могут
Что важно понимать, чтобы выстроить успешное партнерство с компаниями и организациями? Правила универсальны: досконально знать свою аудиторию (и поэтому представлять, каким спонсорам она может быть интересна), прогнозировать, каких целей партнер может достичь благодаря сотрудничеству (то есть зачем оно ему) и понимать, как донести свои идеи до тех сотрудников, кто реально принимает решения. Как это реализовать от самого первого шага — поиска потенциального партнера и «продажи» идеи, до последнего — отчётности по проекту, на что обращать внимание, какие тренды сейчас актуальны для коллабораций с коммерческими брендами и организациями — об этом Евгения подробно рассказала на мастер-классе.
«Партнёрство — это решение задач того, с кем вы начинаете сотрудничество, — подчеркнула спикер. — В этом его отличие от меценатства: если меценатство — это благотворительная поддержка проектов, не требующая ничего взамен, то спонсорство — это всегда решение конкретных задач: маркетинговых, репутационных, социальных и других. То есть через ваш проект — территорию вашей организации, книжный фестиваль, творческую лабораторию и так далее — у партнёра появляется возможность продвижения своих товаров и услуг, а также усиления эффекта от своих социальных программ, например, таких, как повышение доверия сотрудников к бренду работодателя — кстати, тема номер один сейчас».
Участники мастер-класса получили не только новые знания и познакомились с опытом системной работы по привлечению партнеров и спонсоров, разработки интеграций и подготовки отчетности, но и закрепили полученную информацию в процессе подробного разбора кейсов, которые эксперт получила от работников отрасли до мероприятия.
В группе Санкт-Петербургского культурного форума Вконтакте
Не менее увлекательным и полезным стал паблик-ток «Быть библиотекарем классно!», который состоялся в рамках «Культуры 2.0 Zoom», молодежного направления Открытого лектория. Наталья Борисовна Сенаторова, заместитель руководителя отдела культурно-просветительских проектов и программ столичной Центральной универсальной научной библиотеки им. Н. А. Некрасова, победитель конкурса «Лучший библиотекарь Москвы — 2021», рассказала о том, чем может вдохновить подростков профессия библиотекаря.
«Библиотека — то место, где можно быть счастливым, — уверена Наталья. — Это место, где, с одной стороны, ты можешь реализоваться, совсем не контактируя с людьми, а с другой — реализоваться в общении, коммуникации, помощи людям. Библиотека — сложный организм, она вобрала в себя функционал очень многих культурных организаций: мы и досуговый центр, и музей, и коворкинг, да много что сейчас. И в этом много специальностей, которые дают самые востребованные в современном мире компетенции. Здесь целое поле возможностей: систематизация (тут работают каталогизаторы, социологи, специалисты по мониторингу), литературное мастерство (специалисты по редким коллекциям и изданиям, SMM-щики), выставочная деятельность (дизайнеры), экскурсии, культурные проекты, общение с людьми и помощь им (обслуживание читателей). Библиотека — это как фантастический фильм. Даже библиотечные пространства строятся сейчас максимально футуристично. Все самые безумные идеи можно реализовать здесь».
В группе Санкт-Петербургского культурного форума Вконтакте
Специалистам библиотек, как и других учреждений культуры, также могла быть полезна дискуссия «Музейное гостеприимство», которая состоялась 18 мая, в Международный день музеев. Гостеприимство традиционно ассоциируется со сферой туризма и гостиничным бизнесом, но музеям есть что позаимствовать из этой практики. Сейчас все больше музеев понимают, что одна из важнейших задач их работы (и залог роста посещаемости, что немаловажно) — формирование позитивных впечатлений и нового опыта у посетителей. А в этом, как известно, важно каждая деталь: от того, есть ли в музее пандусы для маломобильных групп населения, до таких прозаических вещей, как чистота в туалетах и наличие буфета. И музейное гостеприимство становится эффективной технологией, позволяющей поднять работу с аудиториями на качественно новый уровень.
В группе Санкт-Петербургского культурного форума Вконтакте
По материалам пресс-службы
фотографии также предоставлены пресс-службой Форума