Вологодский библиотечно-информационный юношеский центр подвёл итоги IX Университета молодого библиотекаря «Современная библиотека: курс на читателя»
14–17 июня в Вологодской областной универсальной научной библиотеке им. И. В. Бабушкина прошёл IX Университет молодого библиотекаря «Современная библиотека: курс на читателя», организованный при поддержке Департамента культуры и туризма Вологодской области, Российской государственной библиотеки для молодёжи и Молодёжной секции РБА, а также при информационной поддержке журнала «Молодые в библиотечном деле».
География участников обширна: Москва, Санкт-Петербург, Архангельск и Архангельская область, Владимир, Вологда и Вологодская область, Екатеринбург, Мурманск и Мурманская область, Нижний Новгород и Нижегородская область, Ярославль, Донецкая Народная Республика. Приехали не только сотрудники общедоступных библиотек, но и библиотекари, работающие в учебных заведениях.
Всех объединили темы мероприятия: современные формы и методы взаимодействия библиотеки с молодежной аудиторией; Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов в Российской Федерации; 90-летие со дня рождения Василия Ивановича Белова (1932–2012). В течение 4-х дней лекторы четко держали курс на читателя. На тренинге-знакомстве сотрудники компании «MIND ECOLOGY» Наталия Владимировна Царева и Роман Леонидович Кучер предложили слушателям рассказать о своих библиотеках, любимых книгах, о том, каких читателей они хотели бы видеть чаще. Участники познакомились со стратегией Уолта Диснея: генерировали идеи и продумывали, как их воплотить их в жизнь библиотеки.
6 команд, 6 возрастных категорий, 6 идей и 6 практически готовых проектов удалось получить под руководством ведущих на выходе. В зале не было ни одного равнодушного и незаинтересованного человека, команды работали слаженно, каждый максимально эффективно отрабатывал отведенную ему роль «мечтателя», «реалиста» или «критика».
Татьяна Владимировна Пантюхова, методист информационно-методического сектора развития школьных библиотек методического отдела Информационного центра «Библиотека имени К. Д. Ушинского» Российской академии образования (Нижний Новгород), провела два интерактивных занятия. Вместе с ней наши студенты-библиотекари искали ответы на вопросы: «Зачем поколение зумеров приходит в библиотеку?» и «Нужна ли поколению альфа библиотека?», создавали нейронную сеть библиотеки будущего.
Впервые за время работы Университета молодого библиотекаря мы подробно говорили о работе с «особенными» читателями. На занятии Екатерины Алексеевны Черницовой, заведующей отделом методико-библиографической информации Ярославской областной специальной библиотеки, участники мероприятия были удивлены количеству необычных адаптивных форматов книг, которые были не просто представлены на слайде, а лежали на столах: можно было все трогать, слушать, рассматривать… Инклюзивные читатели есть в каждой библиотеке, поэтому информация об особенностях интегрированного обслуживания была полезна каждому из присутствующих. Проекты в библиотеках бывают разные, в том числе и инклюзивные. Как их создавать, что нужно учитывать, какие трудности бывают? На эти и другие вопросы дала ответы Екатерина Владимировна Деменчук, ведущий методист отдела методико-библиографической информации Ярославской областной специальной библиотеки, во время воркшопа «Социально- культурное проектирование в библиотеке».
Сергей Сергеевич Арбузов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике Уральского государственного педагогического университета (Екатеринбург), прочитал онлайн-лекцию «Подкастинг в библиотеке», рассказал о возможных темах подкастов в библиотеках, о том, какую информацию можно записывать, какие для этого необходимы помещение и аппаратура и где можно размещать полученные файлы.
Курс на читателя невозможен без книг. Ежегодно на Университете молодого библиотекаря мы делаем обзоры, встречаемся с вологодскими писателями, проводим практические занятия… Второй раз к нам приезжают издательства. Наталья Владимировна Песчанская, заместитель генерального директора по методической работе Издательства «Детская и юношеская книга», координатор направления «Библиотека как центр поддержки и развития детско-юношеского и семейного чтения» Ассоциации школьных библиотекарей русского мира (Москва), провела диспут-обсуждение «"Страдания" по классике: понять и полюбить. Как современному школьнику вникнуть в "интерфейс" того времени?» Аудитория не осталась равнодушной, микрофон переходил из рук в руки: говорили о своем опыте привлечения к чтению, о непонятности классики для современного школьника, о книгах, заслуживающих прочтения…
Полина Андреевна Шипунова, менеджер по культурно-массовому досугу Централизованной библиотечной системы Московского района Санкт-Петербурга, провела для участников Университета молодого библиотекаря два занятия: лекцию «Форматы, партнеры, оформление: как удивлять читателей библиотек?» и мастер-класс «Продвижение молодежных событий без бюджета». Практическое руководство «20 шагов к литературному стендапу» представила Юлия Михайловна Леушина, главный библиотекарь Научно-методического отдела Мурманской областной детско-юношеской библиотеки имени В. П. Махаевой. Сотрудники библиотек Вытегры и Сокола рассказали о своих креативных проектах, гостья из Донецкой Народной Республики поделилась своими проектами в онлайн-формате.
Организаторы Университета молодого библиотекаря любят необычное. Гулять с экскурсоводом по центру города и рассказывать то, о чем гости читали в интернете, когда готовились к приезду в Вологду — это не для нас! Поэтому и предложили гиду Людмиле Георгиевне Шемякиной, провести библиотекарей тропами, не всеми туристами изведанными, информацию дать широко не представленную на официальных сайтах. Итак, пробежали мимо площади Революции, по Каменному мосту, постояли у водонапорной башни, а потом гуляли по набережной реки Вологды, смотрели на Соборную горку, слушали о событиях давно минувших лет, любовались памятниками архитектуры. Дом купца Извозчикова посетили.
123 километра проехали участники Университета молодого библиотекаря от Вологды до д. Тимониха, чтобы посетить дом писателя Василия Ивановича Белова. Большой красный туристический автобус довез нас до Харовска. Потом мы промчались еще несколько километров по асфальту, повернули на грунтовку, где обычно ездят на маленьких вездеходных транспортных средствах. Но опытный водитель Сергей аккуратно вел свой дом на колесах, а в это время Ирина Леонидовна Харак рассказывала о родном крае, о писателе Белове, его друзьях. На пути то и дело встречались герои произведений классика, рассказывали о себе и своей жизни. А героиню рассказа «Маникюр» многие в группе приняли за местную жительницу… Посетили Шапшинскую сельскую библиотеку, пожелали ее сотрудникам и учреждению процветания и подарили фигурки домашних животных для музея. Поразила гостей из других регионов природа Вологодчины: тишина, пение птиц, сочная трава, чистая вода, обильное цветение лесных растений…
Сохотская Николаевская церковь, Тимониха, дом писателя и общение с его сестрой Александрой Ивановной стали ключевым моментом программы. Путешественники поделились впечатлениями от поездки, их мы передадим Валентине Борисовне Тихоновой, директору Харовской библиотеки.
«На профессиональном счётчике опыт накапливается и растерять его просто невозможно. Для такого движения необходимы Начитанность, Насмотренность, Наслышенность, Наученность. Все эти 4Н можно получить на образовательных событиях. И флагманом таких профессиональных событий является Университет молодого библиотекаря. К чему это я? А к тому, что в 2023 году обязательно приезжайте учиться в Вологду, поймёте и узнаете, что такое курс на читателя, что это — главное в библиотеке. В этом году здесь я получила удовольствие от общения с коллегами, от движения смыслов, практик, опыта, знаний, культурной программы», — написала Татьяна Владимировна Пантюхова на своей странице ВКонтакте.
Видеозаписи основных мероприятий, презентации и методические материалы лекторов и тренеров доступны
Татьяна Николаевна Новых,
заведующая Библиотечно-информационным юношеским центром им. В. Ф. Тендрякова
Автор фотографий — Вероника Чикунова